Автор: Николаенко Александр Викторович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.09.2016

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Николаенко А. В. Место индивидуальной формы организации процесса обучения в подготовке персонала опасных производственных объектов // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 451-453.



Индивидуальные психофизиологические особенности конкретной личности требуют унифицированного подхода к её обучению. Значительная роль в реализации индивидуальной формы отводится уровню мотивации обучаемого. Наличие этих двух факторов определяет успешность индивидуальной формы организации процесса обучения как образовательного инструмента.

Ключевые слова: индивидуальная форма, индивидуализированный подход, система профессионального обучения, опасный производственный объект

Как бы не строился процесс обучения, каким бы образом не организовывался, так или иначе он ориентирован на субъекта обучения — индивидуальную личность с её индивидуальной мотивацией к образованию. Рассматриваемый вопрос неоднозначен. Речь идёт об отличительных психофизиологических особенностях конкретной личности и её отношении к образовательной деятельности. Однако существует и вторая сторона — построение образовательного процесса под конкретную личность, опять же, с её индивидуальными особенностями — индивидуализированный подход. Следовательно, учёт индивидуальных особенностей слушателей групп стоит во главе угла всей образовательной деятельности. «Необходимость индивидуализации обучения обусловлена способностями, являющимися индивидуальными особенностями обучаемых, которые ориентируют учителя в индивидуальном подходе к учащемуся» [7, с. 153]. В этой области известны своими исследованиями М. Г. Каспарова, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, А. А. Бодалев.

Индивидуальному подходу к человеку «как предмету познания» [1] посвящены работы В. Д. Небылицына, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева и т. д.

Исходя из того, что так остро стоит вопрос индивидуализации в отношении к личности, соответственно необходим и более пристальный подход к индивидуальной форме обучения.

Цель исследования — сформулировать роль индивидуальной формы организации процесса обучения в подготовке персонала опасных производственных объектов (ОПО).

Задачи исследования:

‒ выработать позицию в отношении понятия «индивидуальная форма организации процесса обучения»;

‒ определить возможности использования индивидуальной формы организации процесса обучения при подготовке персонала ОПО.

«Форма организации обучения предполагает «упорядочивание, налаживание, приведение в систему» взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием материала» [8, с. 287]. Полагаясь на тот факт, что в основе обучения лежит общение, то соответственно сколько форм общения — столько же форм организации процесса обучения. Формы — это «структуры общения, применяемые в учебном процессе» [2, с. 33].

Обращаясь к образовательной деятельности работников ОПО мы можем констатировать тот факт, что она представлена четырьмя основными формами: коллективной, групповой, парной и индивидуальной [2, с. 34–35].

Пожалуй, самая простая, фигурирующая на слуху, — индивидуальная форма обучения, берущая начало с давних времён, когда знания и накопленный опыт передавались поколениями с помощью письменности и рисунков. Рассмотрению особенностей индивидуальной формы обучения и посвящено наше исследование.

Обучаемый при индивидуальной форме непосредственно не вступает в общение со своим учителем. Подготовка осуществляется через печатные издания или другие носители информации путём проработки рекомендованного ему материала. При этом у слушателей формируется своё понимание, своя точка зрения, своё видение предмета.

В трактовке конструкции «индивидуальная форма организации обучения» фигурирует ряд подходов. Так, например, у М. Ю. Олешкова и В. М. Уварова индивидуальное обучение представлено как взаимодействие учителя со своим учеником и ученика со средствами обучения [6, с. 39]. Такая позиция логичнее соотносится с парным обучением.

Г. К. Селевко связывает индивидуальную форму, помимо перечисленного выше, ещё и со взаимодействием двух учащихся [5, с. 224]. Подобная интерпретация подразумевает одного говорящего и одного слушающего, что опять таки ориентировано на парную форму.

Такие разночтения вносят серьёзную путаницу в современную дидактику. Мы считаем правомерным принимать за основу точку зрения В. К. Дьяченко. «Если обучение осуществляется через письменную речь, опосредованно и при этом учащийся непосредственно ни с кем не контактирует, не общается, то такая организационная форма обучения называется индивидуальной» [2, с. 34]

Профессиональное обучение персонала производственных объектов, как определяют нормативные документы, может осуществляться по индивидуальной форме, но под контролем преподавательского состава [4, ст. 6.2.3]. Не менее пятнадцати процентов учебного времени по программе теоретического обучения должно выделяться на консультации для корректировки образовательного процесса. Ввиду того, что ОПО выделены в особую категорию объектов повышенной опасности, то обучение персонала вне курсовой формы возможно только по профессиям, не входящим в перечень, утверждённый Ростехнадзором [4, ст. 5.2.2]. Подобное положение дел автоматически снимает вопрос о самостоятельной подготовке персонала, обслуживающего ОПО. Тем не менее введение индивидуальной формы организации процесса обучения мы считаем возможной и оправданной в следующих случаях:

1) при изучении тем общетехнического курса подготовки (исключение составляют вновь принятые работники, проходящие первичное обучение);

2) при использовании автоматизированных, компьютерных обучающих систем, а также иных рекомендованных электронных и дистанционных технологий;

3) при работе над письменными квалификационными работами на этапе производственного обучения слушателей по месту работы;

4) при работе с электронными и бумажными носителями во внеурочное время.

Перечисленную деятельность слушателей групп, подверженную влиянию учителя, необходимо отнести к «индивидуальной и несамостоятельной» [3, с. 67].

Выбор тем письменных квалификационных работ и свобода действий по самостоятельному изложению содержания последних имеют элементы индивидуализированного обучения. Тем самым реализуется индивидуальный подход к личности каждого обучаемого, что в итоге сказывается на активизации деятельности всех слушателей группы. Принцип индивидуализации позволяет приблизить обучение к конкретному обучаемому с его индивидуальными способностями и ритмом работы.

Индивидуальное обучение стоит у истоков всех знаний, находящихся в распоряжении человечества. Начиная от приматов, пытающихся палкой добыть себе пищу, человек шаг за шагом двигался по пути познания. В принципе, индивидуальная форма обучения постоянно представлена в нашей жизни. Если обратиться к теории «образа действий», то каждый очередной наш «шаг», каждое последующее действие складывается из предыдущего. Процесс обучения представляет собой алгоритм: восприятие внешних стимулов — оценка информации — формирование образа действия — пробное действие — корректировка.

Индивидуальное обучение — это фундаментальная форма. Она имеет и свои плюсы, и свои минусы. Эффективность этой формы напрямую зависит не только от объёма и качества изучаемого материала, но и от мотивации обучаемого. Неоспоримое достоинство индивидуальной формы обучения — переосмысление незыблемых истин. В основе всех великих открытий лежит индивидуальная форма обучения их творцов.

Рассматривая индивидуальную форму с позиции навыка, мы приходим к таким понятиям, как творчество, искусство. Каждый раз, забивая гвоздь в доску, мы делаем это несколько иначе, оттачивая движения, постановку руки, силу удара, тем самым продолжая совершенствовать этот способ действий.

Индивидуальная форма обучения — это идеальный путь развития «самости» человека.

Однако, рассматриваемая форма обладает и рядом недостатков. Двойственный подход к индивидуализации личности указывает на тот факт, что продуктивность в образовательной деятельности мы получим только при наличии двух обстоятельств: наличие мотивация субъекта обучения и индивидуализированный подход к последнему со стороны системы обучения. Исходя из того, что второе в условиях профессионального обучения, где царит ускоренная профессиональная подготовка, проблематично, то эффект от индивидуальной формы во многом определяется желанием самого обучаемого и здесь так же много вопросов.

Уровень социальной активности индивидуальной формы обучения, к сожалению, крайне низок, что определяет, соответственно, и её низкую востребованность на предприятиях с большим списочным составом и сказывается на организации коллективной деятельности.

Тем не менее индивидуальная форма организации процесса обучения представлена и успешно реализуется в системе профессионального обучения, в дополнительном профессиональном образовании и в целом ряде других образовательных структур.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во Ленингр. Ордена Ленина гос. ун-та им. А. А. Жданова, 1968. — 339 с.
  2. Дьяченко, В. К. Новая дидактика [Текст] / В. К. Дьяченко. — М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
  3. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя [Текст] / В. К. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  4. Положение о Системе непрерывного фирменного профессионального образования персонала ПАО «Газпром» от 29 января 2016 г. [Текст] / ПАО «Газпром», Департамент по управлению персоналом. — 2016. — № 42.
  5. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с.
  6. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. — М.: Компания Спутник+, 2006. — 191 с.
  7. Стогниева, О. Н. Индивидуализация как необходимое условие процесса обучения иностранному языку [Текст] / О. Н. Стогниева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 3 (22). — С.153–158.
  8. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальной формы, организации процесса обучения, индивидуальной формы организации, формы организации процесса, форма обучения, индивидуальной формы обучения, индивидуальная форма обучения, профессионального обучения, индивидуальной форме, подготовке персонала, субъекта обучения, образовательной деятельности, индивидуальной форме обучения, индивидуализированный подход, «Необходимость индивидуализации обучения, организационная форма обучения, успешность индивидуальной формы, подготовке персонала опасных, Место индивидуальной формы, система профессионального обучения.

Ключевые слова

опасный производственный объект, индивидуальная форма, индивидуализированный подход, система профессионального обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос