Библиографическое описание:

Сергина Е. С. Фундаментальный проект идеи самотворения личности: конструирование образа «Я профессиональное» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 40-42.

Высшее образование XXI неизбежно ведет к поиску интегральных основ профессиональной подготовки будущих педагогов, мастеров педагогического творчества. Исследование механизмов «Я - профессиональное» в процессе формирования культурологических основ педагогического мастерства продиктовано переходом педагогического образования от «знаниево-просветительской парадигмы к культуротворческой», от «человека образованного» к «человеку культуры», от «абстрактно понимаемого «социального заказа» к потребностям общества и развивающегося человека.

Человек — существо, проектирующее свои возможности, кроме того, проектируя, создает личное пространство самотворения. Ж.П. Сартр [14, с.62] развивая концепцию бытия, выявил «фундаментальный проект», то есть универсальную структуру саморазвития личности. Человек проектирует себя как ценности, бытия-в-себе. - конкретно-индивидуальную и уникальную спецификацию этого «фундаментального проекта» - в качестве продуктивной структуры саморазвития. Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая персоналистическую артикуляцию индивида. Основными аспектами идеи самотворения личности могут быть обозначены экзистенциально-персоналистское и объективистски-социальное направления трактовки «Я профессиональное». Экзистенциально-персоналистское основа идеи самотворения направлено на внутреннем духовном мире, а персонализме оно становится высшей ценностью бытия. В целом идея самотворения конституируется «через конструирование самим Я» [4, с.120]. Таким образом, идея самотворения выступает как фундаментальный проект конструирования «Я профессиональное».

С позиций культурологического подхода, особая роль принадлежит конструированию образа «Я - профессиональное». Актуализируя данную проблему, мы в число важнейших факторов отмечаем: углубление процесса осмысления феномена культурных ценностей как явления, пронизывающего все сферы профессионального бытия персонализации «Я - профессиональное»; становление культурологической парадигмы образования в качестве доминанты персонализации «Я - профессиональное»; признание персонолизации и внутренней, и внешней открытости профессиональной культуры.

Конструирование «Я профессиональное» развивается на основе самопознания личностью своих ценностно-смысловых профессиональных траекторий. Фундаментальный проект конструирования образа «Я профессиональное» состоит из следующих структурных компонентов самосознания, в виде: осознание близких отделенных целей, мотивов своего Я; осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я): познавательные и когнитивные представления о себе; эмоциональное, чувственное представление о себе.

М.В. Желнов разрабатывая концепцию «философии самотворения конкретности» отмечает, что оно «проявляется на разных уровнях своих ипостасей: «этого Человека», «этой Культуры» и «этого Бытия-ничто как целого». Данную позицию, применительно к образу «Я профессиональное», можно конкретизировать следующим образом: когнитивная составляющая образа «Я профессиональное» исходит из представления человека о самом себе; эмоционально-оценочная составляющая – это самооценка личности о себе. Следовательно, образ «Я профессиональное» - это стремление личности осмыслить процесса бытия человеческого: как единство профессиональной деятельности и индивидуального бытия – бытия в культуре; порождение новых ценностей «Я - профессиональное». Результат ее определяется и достигается уровнем «меры всех вещей». В связи с этим, назревает необходимость рассмотреть идею самотвторения личности на глубинном уровне, где феномен самотворения характеризуется как профессиональные культурные ценности. Личность, усваивая и соединяя в себе определенную культуру персонифицирует образ «Я - профессиональное». В целях конструирования образа «Я профессиональное», мы приняли трехмерную модель «культурного пространства», которое раскрывается на основе многовекторного и многоуровневого представления культуры: в трех аспектах (артефактах, значениях и смыслах) для каждого из трех основных компонентов культуры (духовного, социального и технологического) и трех основных форм ее смыслового постижения (когнитивной, ценностной и регулятивной) в процессе самотворения личности. Трехмерная модель «культурного пространства» культурно-ценностных основ фундаментального проекта идеи самотворения выводит через субъективный мир («субъективность»), которое составляет образ «Я-профессиональное». «Я - образ» уникален, и тем он богаче и многограннее, и тем сильнее у человека чувство вписанности в мир профессиональной культуры и переходит на «Я - профессиональное». Исследования «Я – образ» основана на следующих научных подходах: как установочная система (И. С. Кон); в системе ценностей человека (А.А. Бодалев); Я - как динамическое образование обобщенного образа Я, понятия Я (И.И. Чеснокова) и др. Л.М. Митина, исследуя личностное и профессиональное развитие, пришла к выводу об их единстве, где фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации.

Обобщая вышеизложенные научные подходы, мы выделяем внутреннюю, и внешнюю открытость профессиональной культуры, так как оно основывается на идее самотворения личности. Однако анализ исследования позволяет отметить, что образ «Я профессиональное» содержит духовную свободу, значит, профессиональная культура достигается благодаря согласованному действию разума и воли, концентрации интеллектуальных, культуротворческих и духовных сил. Творить можно только по вдохновению, из глубины, свободно, только свободный дух может привести человека к идее самотворения. Представители теории свободного воспитания С.И. Гессен, Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой в свое время убеждали, что ценность индивидуальной человеческой личности, свобода и творчество создают условие для самотворения своего образа «Я».

Таким образом, фундаментальный проект создает модели конструирования образа «Я профессиональное», которое содержит базовые идеи универсальных типов культуры, мировоззренческие основы, картину мира, систему иерархии личностных профессиональных ценностей как артефакта культурного контекста культуры педагогического образования.


Литература:
  1. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов / Сост. Л.Д. Филоненко. -М.: АПО, 1993.-169 с.

  2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: В 2 т. Т.1. СПб., 2001. - C.23

  3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М. : Школа -Пресс., 1995.- 448с.

  4. Делёз Ж. Логика смысла. // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. -- М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1988. -- 480 с.

  5. Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация личности учителя: Культурологический подход. – Белгород, 1999. – С.41.

  6. Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1996.

  7. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : Учеб. пособие. М., "Ключ - С", 1999. - С. 65.

  8. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983.

  9. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 47

  10. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

  11. Ратнер Ф.Л. О значении воспитания в образовании личности специалиста // Актуальные проблемы современной экономики России. Сборник материалов Межународной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во НПК «РОСТ», 2007. – С. 64.

  12. Розин В.М. Личность и ее изучение. М., 2004.

  13. Руссо Ж.Ж. Проект воспитания г-на де Сент Мари // Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе.-М. 1981. Т.2.-336с.

  14. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.

  15. Фридрих Шиллер, Статьи, по эстетике, изд. Academia, 1935, стр. 249

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle