Библиографическое описание:

Юсупова И. Б. Экспресс-мониторинг профессиональной подготовки студентов старших курсов (на материалах КазГосЖенПУ) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 304-306.

Цель исследования - измерить качество полученного образования и уровень профессиональной подготовки студентов старших курсов Казахского государственного женского педагогического университета. Исследование мнений студентов старших курсов, обусловлено возможностью осуществить измерение в двух режимах - перспективном и ретроспективном. В первом случае, самооценка уровня профессиональных компетенций осуществляется относительно современных требований рынка труда. Во втором, ретроспективном, на последнем курсе личный образовательный опыт студентов выпускных курсов позволяет в той или иной мере понять логику и правила образовательного пространства.

Методика исследования. В рамках личной инициативы автором был разработан бланк-опросник, который содержал 10 вопросов, включая паспортичку. Информация собиралась методом раздаточного анкетирования. Ежегодный мониторинг охватывает около 270-300 студентов старших курсов. Выборка целевая, качественно-представленная. Степень надежности данных в пределах обыкновенной (3-10%).

Результаты исследования. Первоначальные ожидания значительной части опрошенных студентов в отношении качества обучения в Университете оправдались (диаграмма 1).

Диаграмма 1

В целом, более 80% от общего числа опрошенных так или иначе положительно настроены в отношении сложившихся форм и методов обучения в вузе (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Контрольный вопрос, характеризующий качество образования по основным составляющим, показал (таблица 1):

- почти 90% опрошенных в той или иной степени удовлетворены избранной специальностью;

- почти 85% - частично либо полностью удовлетворенны содержательной стороной обучения и качеством преподавания в целом;

- почти 80% - считают, что получаемые знания в той или иной мере соответствуют современным требованиям.

Таблица 1

Насколько Вы удовлетворены в настоящее время…, %

Полностью

удовлет.

Частично

удовлет

Полностью

неудовлет.

Затрудняюсь ответить

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

1.Избранной специальностью

45,7

47,6

41,6

39,6

7,6

9,4

5,1

3,3

2.Содержательностью обучения в университете

26,7

23,5

60,5

60,4

6,2

11,4

6,7

4,7

3.Степенью направленности обучения на требования будущей работы

27

26,3

52,6

52,9

13,8

14,7

6,6

5,8

4.Качеством преподавания, профессионализмом преподавателей вуза

36,9

33,3

49,2

50

6,7

11,1

7,2

5,6

Вместе с тем, в контрольном вопросе об отношении студентов к получаемым знаниям, были получены следующие результаты: каждый второй опрошенный считает, что «знания, которые я здесь получаю, являются формальной необходимостью, а реальные знания я получу позже в процессе трудовой деятельности» (диаграмма 3). Результатами же вузовской подготовки доволен каждый четвертый от общего числа опрошенных студентов. Следовательно, из года в год ценность обучения на рабочем месте для молодежи возрастает.

Диаграмма 3

Рассматривая сложившуюся ситуацию в динамике по годам, можно утверждать, что формальное отношение к образованию имеет тенденцию к распространению среди все большего числа студентов (таблица 2).

Таблица 2

Как Вы оцениваете степень оправданности Ваших общих затрат (личностных усилий, временных ресурсов, материальных средств) на обучение в университете?


2010г.

2011г.

Силы, время и средства, вложенные в обучение в данном ВУЗе, оправдывают себя полностью

26,9

25,6

Затраты на обучение в данном ВУЗе оправданы на 85-90 %

31,3

26,1

Степень результативности обучения могу оценить так:
«30 % затрат неоправданны»

10

10

Затраты на обучение можно считать оправданной лишь наполовину:
«50% на 50%»

22,4

16,7

Степень эффективности обучения очень низкая, считаю,
что большая часть затрат во время обучения в этом ВУЗе прямые потери денег, времени и сил

5

7,3

Затрудняюсь ответить

4,5

14,3

Выводы:

- наблюдаемое несоответствие относительно высоких показателей по оценке качества образования и формальное отношение студентов к получаемым знаниям в процессе обучения вызвано противоречивым воздействием организующих (учебных) и активизирующих (личностных) задач. Шаблонность и заорганизованность существующей системы образования, перегрузка педагогического персонала и многое другое входит в противоречие с изменениями, происходящими на уровне профессионального функционирования специалиста. Таким образом, несовершенство профессиональной подготовки вызывает снижение уровня ее значимости в глазах студентов;

- студенты компенсируют низкий уровень профессиональной компетентности посредством совмещения учебы и работы. По данному критерию выделяют следующие типы студентов: трудовая активность которых направлена на получение дополнительных доходов; студенты, ориентированных на раннюю профессионализацию. Последние, в свою очередь, делятся на тех, кто работает по специальности (профессионализация, обогащающая обучение) и тех, кто работает не совсем по своей специальности (изолированная профессионализация). Из года в год ценность обучения на рабочем месте для молодежи возрастает, а обучение в вузе по большей части приобретает формальный характер;

- подобное отношение со стороны студентов подкрепляется спецификой современной вузовской системы, которая допускает возможную неритмичность в учебе, фрагментарный характер получаемых знаний на фоне практически полного отсутствия активных форм в процессе обучения, принципов деятельностного подхода и т.д. С другой, неумением/нежеланием студентов самостоятельно осваивать вариативные типы мышления (латеральное, параллельное и пр.), техники работы с информацией (картирование, конспектирование и т.п.).

- как следствие, уровень профессиональной подготовленности студентов сказывается на профессиональной мотивации в ситуации преодоления производственных трудностей, получения профессионального опыта работы, в негативных установках относительно дальнейшего профессионального роста и заниженных требованиях в вопросе личного и профессионального самосовершенствования и т.д. В итоге, либо специалист профессионально деградирует, либо прилагает необходимые усилия и несет дополнительные затраты материальных и временных ресурсов на получение второго образования.

О качественно новом уровне профессиональной подготовки еще трудно говорить, и видимо, делать однозначные выводы относительно изменений, происходящих в нынешней системе высшего образования, можно будет только тогда, когда мы достигнем основной цели – подготовка высококвалифицированного специалиста свободно владеющего не только своей профессией, но и ориентированного в смежных отраслях деятельности, готового и способного эффективно работать, заинтересованного соответствовать всем требованиям современности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle