Система образования в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Былда, Л. М. Система образования в Российской Федерации / Л. М. Былда. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2155/ (дата обращения: 26.04.2024).

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное

в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России сфера образования признается приоритетной.

Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:

— гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;

— единство в условиях многонационального государства. Защита национальных культур, культурных традиций народов России;

— общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников, учащихся;

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— свобода и плюрализм;

— демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей, преподавателей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.

Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования:

— возможность получения образования на территории России независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. Возможные ограничения на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом;

— получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Если, например, гражданин на конкурсной основе поступил в университет и закончил его, то второе высшее образование он может получить платное;

— для граждан с отклонениями в развитии создаются условия и специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушения развития, социальной адаптации;

— гражданам, проявляющим выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе посредством предоставления им специальных

государственных стипендий.

В Российской Федерации устанавливаются государственные общеобразовательные стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки в учебных заведениях.

Государственные образовательные стандарты являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников всех типов образовательных учреждений.

Система образования

Определяющими основаниями образования в России являются государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также совокупность преемственных образовательных программ.

Образовательные программы разделяются на два типа:

— общеобразовательные: основные и дополнительные;

— профессиональные: основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование и развитие общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, реализуют задачи общего развития личности в современных общественных условиях, создают основы для осознанного выбора и освоения профессии.

К общеобразовательным программам относятся:

— программы дошкольного образования,

— программы начального общего образования,

— программы основного общего образования,

— программы среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистов соответствующей квалификации, на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов.

К профессиональным программам относятся:

— программы начального профессионального образования,

— программы среднего профессионального образования,

— программы высшего профессионального образования,

— программы послевузовского профессионального образования.

Нормативные сроки освоения программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом, а также положением о типах и видах образовательных учреждений.

Например, начальное общее образование — 3 — 4 года, основное общее образование — 9 лет, среднее (полное) общее образование — 11 лет, высшее профессиональное в педагогических институтах — 5 лет.

Формы получения образования:

— с отрывом от производства; без отрыва от производства (вечерняя, заочная);

— экстернат;

— самообразование;

— семейное образование.

Для всех форм получения образования в пределах основной общеобразовательной или основной профессиональной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Учредителями образовательных учреждений могут быть:

— органы государственной власти и местного самоуправления;

— отечественные, иностранные и зарубежные предприятия,

общественные и частные фонды, ассоциации;

— общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольному образованию. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в младенческом возрасте.

В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений: ясли-сад, детский сад — начальная школа; комплексы — детский сад — школа — колледж, детский сад — школа — вуз. Возможны и другие сочетания. Особенно перспективны комплексы, связывающие в единый процесс структуру начального и дошкольного образования и воспитания детей.

В детских садах дети становятся первоклассниками, предварительно получая хорошую подготовку в старшем дошкольном возрасте. И детский сад, и начальную школу консультируют специалисты-ученые.

В системе образования обязательным является основное общее образование (девятилетняя общеобразовательная школа), которое сохраняет силу до достижения ребенком пятнадцатилетнего возраста).

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Дети, имеющие задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя, а также могут продолжать обучение дома, в форме семейного образования. Дети, имеющие задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.

Дополнительные образовательные услуги в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, могут быть платными при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Дополнительное образование может быть получено также в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов, курсах и центрах профессиональной ориентации.

Система общего образования в России дает возможности творческого поиска в реализации задач образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста, внедрения вариативных педагогических технологий и программ, авторских разработок. Например, в Москве, где с 1994 г. утверждена программа «Столичное образование».

В настоящее время дошкольные учреждения используют ряд перспективных отечественных программ и технологий: «Развитие», научный руководитель доктор психологических наук О. М. Дьяченко; «Радуга», научный руководитель кандидат психологических наук Т. Н. Доронова; «Диалектика», научный руководитель доктор психологических наук Н. Е. Веракса; «Золотой ключик», научный руководитель доктор психологических наук Г. Г. Кравцов; «Малыш», «Гармония», «Синтез»; технологии «Детский сад — дом радости», руководитель Н. М. Крылова, «Становление и самообразование», автор Е. Е. Шулешко; авторские программы по обучению грамоте 4 — 5-летних детей, по обучению чтению с 2-х лет. Эти программы и технологии ориентированы на базисную программу развития детей, которая как образовательный стандарт дошкольного уровня образования, разрабатывается Центром Дошкольное детство им. А. В. Запорожца. [1]

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

В Законе Российской Федерации об образовании (ст. 12) говорится о том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами.

В соответствии с этим в 2008 г. было разработано и утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В нем определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В соответствии с Типовым положением все дошкольные учреждения делятся на определенные виды, которые определяются спецификой их деятельности.

Виды дошкольных образовательных учреждений:

— детский сад;

— детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

— детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

— детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

— центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, Типовое положение закрепило все виды детских образовательных учреждений, которые складывались в истории развития дошкольного воспитания. В этом документе подчеркивается, что в дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер.

В специальном разделе Типового положения разъясняются порядок создания, регистрации дошкольных образовательных учреждений, выдачи им лицензии (разрешения).

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании и на основании Типового положения каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав — это документ,

в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права дошкольных работников, отношения с родителями воспитанников, а также дополнительные платные образовательные услуги. Режим работы дошкольного образовательного учреждения устанавливается договором между детским садом и учредителем и фиксируется в Уставе дошкольного образовательного учреждения.

В Типовом положении предлагается порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники. Отношения

между детским садом и родителями регулируются родительским договором, в котором отражаются взаимные права, обязанности и ответственность сторон.

В этом же разделе подчеркивается, что отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности

ребенка и представления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании.

Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных образовательных учреждений определяются законодательством Российской Федерации, уставом детского сада, трудовым договором (контрактом).

Все работники дошкольных образовательных учреждений проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) аттестацию проходят через три года работы.

В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» записано, что общее руководство осуществляет совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяются Уставом дошкольного образовательного учреждения. Непосредственное руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.

В заключительном разделе раскрываются положения об имуществе и средствах дошкольного учреждения.

Новое Типовое положение закрепляет права дошкольных учреждений, регламентирует виды дошкольных учреждений, особую значимость придает Уставу дошкольного учреждения. В этом документе обращается внимание на то, что отношения педагогических коллективов должны строиться на основе уважения их прав, учета их индивидуальности. [2]


Литература:
  1. Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. – М, : Издательский центр «Академия,» 1997. – 240 с. – ISBN 5 – 7695-01 37-5

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, дошкольное учреждение, общее образование, система образования, дошкольное образование.

Похожие статьи

Управление образовательным учреждением в условиях...

дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее образование, дошкольное учреждение, система образования, дошкольное образование.

Право на образование как одно из конституционных прав человека

дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее образование, дошкольное учреждение, система образования, дошкольное образование.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение, устанавливая взаимоотношения с семьей, создает условия для наиболее полноценного целенаправленного...

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины...

дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее образование, дошкольное учреждение, система образования, дошкольное образование.

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия

Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Роль детско-родительского клуба дошкольной организации...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Очередность в дошкольные образовательные учреждения...

дошкольное образование, негосударственный сектор, учреждение, частный детский сад, образовательная деятельность, дошкольное учреждение, Российская Федерация, красноярск, социальная сфера, развитие.

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...

дошкольное учреждение, Узбекистан, ребенок, дошкольное образование, учреждение, детский сад, приемная комиссия, народное образование, материально-техническая база, внешкольное образование.

Похожие статьи

Управление образовательным учреждением в условиях...

дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее образование, дошкольное учреждение, система образования, дошкольное образование.

Право на образование как одно из конституционных прав человека

дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее образование, дошкольное учреждение, система образования, дошкольное образование.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение, устанавливая взаимоотношения с семьей, создает условия для наиболее полноценного целенаправленного...

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины...

дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее образование, дошкольное учреждение, система образования, дошкольное образование.

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия

Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Роль детско-родительского клуба дошкольной организации...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Очередность в дошкольные образовательные учреждения...

дошкольное образование, негосударственный сектор, учреждение, частный детский сад, образовательная деятельность, дошкольное учреждение, Российская Федерация, красноярск, социальная сфера, развитие.

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...

дошкольное учреждение, Узбекистан, ребенок, дошкольное образование, учреждение, детский сад, приемная комиссия, народное образование, материально-техническая база, внешкольное образование.