Библиографическое описание:

Сафиуллина Г. Н. Социальный педагог дошкольного учреждения на защите прав ребенка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 131-135.

Сургутское дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления работает с детьми из семей «группы риска» инфицирования микобактериями туберкулеза. Туберкулез является заболеванием социального характера, которому под­вержены чаще всего семьи с низким уровнем социального статуса, и дети из таких семей особенно нуждаются в социальной защите, защите их прав, поэтому существует необходимость в деятельности социального педагога ДОУ.

Говоря о правах ребенка, мы подразумеваем не узко юридический аспект, а широко понимаемую защиту прав ребенка на заботу и ласку, внимание со стороны родителей, т.е. на защиту от безнадзорности и жестокого обращения со стороны взрослых. Защиту прав на здоровье, на участие в играх, отдых, право на уважение его человеческого достоинства не зависимо от уровня его развития и воспитания, на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных особенностей, на адаптацию ребенка с его психофизиологическими, этическими и культурными особенностями в микросоциуме. [1, c. 49].

Возникающие в этом возрасте поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, ненадлежащий уход приводят в будущем к тяжелым последствиям. Даже одна проблема, послужившая фактором риска, часто влечет за собой сочетание многих неблагоприятных воздействий социального, психологического и педагогического характера. Если факторы риска социального и психологического характера приводят к нарушению прав ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, то факторы педагогического риска затрагивают основное его право на образование.

Созданная в ДОУ служба ППМС (психолого-педагогического и медико-социального) сопровождения, дает возможность преодолеть разрыв между социальными, психологическими, педагогическими, медицинскими аспектами помощи. Она несет комплексный характер, и объединение усилий педагогов, медицинского персонала ДОУ, психолога, социального педагога, логопеда, инструктора по физкультуре, инструктора ЛФК, а также родителей позволит более успешно решать задачи гармоничного развития ребенка, укрепления его здоровья.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет собой следующий алгоритм:

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение за детьми в учебной, игровой деятельности, индивидуальные беседы.

Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь, а кому помощь логопеда. Организационной формой этого этапа деятельности службы сопровождения нами определен как координационно-аналитический совет (КАС). Проводятся КАСы – открытые и закрытые. Открытые решают вопросы общего характера службы ППМС сопровождения. На закрытых решаются вопросы по конкретным случаям, конкретного ребенка, на которых присутствуют только воспитатель и специалисты, решающие проблемы этого ребенка (оформляются протоколы советов).

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов и составление маршрута комплексной помощи для каждого проблемного ребенка.

Четвертый этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап – решение проблем, то есть выполнение блока коррекционных занятий.

Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.

Седьмой этап - дальнейший мониторинг развития ребенка.

Таким образом, цель деятельности социального педагога в ППМС службе данного образовательного учреждения состоит в следующем:

  • Защита прав ребенка на развитие и воспитание.

Для реализации данной мы ставим следующие задачи:

- Социально – педагогическое исследование с целью раннего выявления социальной проблемы развития ребенка.

- Работа с детьми и их семьями по предупреждению социальной и педагогической запущенности.

- Предупреждение негативного отношения взрослых к детям.

- Способствование в успешной социализации ребенка в целом.

При анализе данных социального паспорта ДОУ, социальный педагог определяет количество детей из семей Малых народов Севера, многодетных, неполных семей (одинокая мама, разведенные родители, опекаемые), неблагополучных (семьи с нарушениями прав ребенка, уклоняющиеся от воспитания детей, семьи, где родители употребляют алкоголь и наркотики). Семьи с данными факторами риска являются основным объектом работы специалиста в системе ППМС сопровождения.

В диагностическом блоке социальный анамнез включает в себя изучение особенностей семьи ребенка и ее воспитательного потенциала по следующей примерной программе:

  1. Состав семьи, ее структура (полная, неполная, с одним ребенком, родители разведены и т.д.).

  2. Жилищно – бытовые условия семьи (наличие жилплощади в соответствии с нормами).

  3. Материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная, нуждающаяся).

  4. Характер взаимоотношений в семье.

  5. Наличие отклонений в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.п.).

С целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания детей в семье, проводятся анкетирования, тестирования родителей, при помощи которых определяется образовательный, культурный уровень семей, компетентность родителей и опекунов, характер взаимоотношений в семье, дает возможность выявить скрытые конфликты. Анкета-опрос позволяет определить уровень налаженности контакта родителей и воспитателей.

Диагностическим инструментарием социального педагога при работе с ребенком распространенным и естественным в работе является метод наблюдения. В условиях детского сада можно оценить, каким образом происходит социальное развитие дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. По результатам наблюдений за поведением ребенка в течение определенного времени составляется индивидуальный профиль социального развития каждого дошкольника группы. В результате можно наглядно представить, в сторону каких оценок (положительных и отрицательных) сдвинут профиль. Полученный профиль покажет, в какой области социализация ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения, затем эту работу провести повторно и увидеть динамику развития.

Используем интервьюирование с целью получения информации на тему “Семья глазами ребенка” опекаемых детей, и из многодетных семей. Конечно, такой опросник дает лишь ориентировочное представление о стилях воспитания и тактиках контроля за поведением ребенка в семье, но это может помочь выявить семьи, в которых дети чувствуют недостаток внимания, заботы со стороны родителей.

Важная составляющая процесса социализации ребенка - общение со сверстниками. Опыт показывает, что большинство детей семей «группы риска» не умеют регулировать свои отношения со сверстниками, агрессивно проявляют свое недовольство, в большинстве случаев, таким детям даже произнести слова «пожалуйста» и «спасибо» вызывает затруднения. В особенности это бывает замечено у детей, родители которых находятся на стадии развода, где ребенок является свидетелем конфликтов между взрослыми.

В семьях, где применяется физическое наказание, с низким образовательным уровнем, а также у авторитарных и снисходительных родителей, ребята имеют нарушения этики взаимоотношений, не имеют коммуникативных навыков, поскольку они не видят образца правильного поведения в семье, и не знают, как это делать. Иногда родители сами демонстрируют агрессивное поведение и невольно закрепляют подобные проявления у ребенка. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества – в физической силе, в обладании разными предметами - они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Подобные затруднения детей социальный педагог пытается решить с помощью коррекционных занятий (социальных тренингов), направленных на формирование межличностных отношений детей 5-7 летнего возраста.
Главной задачей игр на этих занятиях является привлечение внимания ребенка к товарищу и к его различным проявлениям: внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе, и повышению оценки уверенности в себе ребенка среди сверстников.

Опыт показывает, что детям нравится на занятиях здороваться локоточками, спинками, коленками. Некоторые дети порой несказанно удивляются сами себе, и тому, что смогли произнести вежливые слова. Ребята учатся находить положительные качества у сверстников и говорить их друг другу с подсказкой социального педагога. На следующих же занятиях, они уже сами употребляют вновь выученные слова достоинств друзей и придумывают новые. Упражнения в большинстве случаев направлены на парное или групповое их выполнение, где детям необходимо делиться со сверстниками предметами или использовать их совместно. В процессе учебного года, когда во время выполнения некоторых упражнений ребята ненароком мешают друг другу, они уже не проявляют такой недоброжелательности, которая бывает ярко выражена в начале коррекционной работы. Этот результат – маленькая победа. Результативным, как показывает опыт, является такой прием, как побуждение желания в детях, писать, вместе с педагогом, письма болеющим сверстникам. Ребенку будет приятно, если в первый день после болезни в шкафу он обнаружит небольшую поделку, которую ребята сделали для него. На каждом занятии ребятам предлагаются адаптированные проблемные ситуации (тест Розинцвейга), из которых они учатся находить бесконфликтный выход. Используются игры, где речевая активность минимальна - для иноязычных детей, которые испытывают большие трудности в общении, и из-за этого часто бывают агрессивны. [2, c. 209].

С целью определения эффективности этих социальных тренингов используется социометрия. Методики «Секрет» и «Лесенка» по определению оценки уверенности в себе детей проводятся два раза, в начале года и в конце. Данные этих диагностических методик помогают проследить динамику развития ребенка в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками. Уровень взаимности межличностных отношений на конец года по сравнению с началом, не всегда значительно меняется, но наблюдается активный рост не только оценки уверенности в себе этих детей во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, но и коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями.

В процессе становления социализации, для детей предлагаются целевые прогулки, экскурсии по городу, в аптеку, в библиотеку, теплицу, в музеи, школы и др., где дети знакомятся о правилах поведения в общественных местах, об особенностях работы людей разных профессий.

По предупреждению негативного отношения взрослых к детям, социальный педагог реализует право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:

- неполные и многодетные семьи;

- семьи с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом и вернувшихся из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- низкий уровень культуры, образования.

Ключевой проблемой, отражающей низкую компетентность родителей, является проблема поощрений и наказаний. С помощью анкетирования родителей и интервьюирования детей по теме «Поощрения и наказания» педагог выявляет семьи, в которых есть риск жестокого обращения с детьми. Таких родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским развитием. Как показывают исследования, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием. Вместе с тем, многие все же их используют. Вся проводимая работа направлена на то, чтобы закрепить в сознании родителей, связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают. Было бы глупо ждать сиюминутных изменений, ведь это работа взрослого человека над собой и не всегда есть силы и желание на необходимые усилия.

В Договоре, при приеме ребенка в детский сад, оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения. Очевидно, для определенной категории родителей такого рода информация может сыграть положительную роль. С одной стороны, поможет осознать незаконность своих действий по отношению к ребенку, а с другой – понять, что ребенок находится под защитой дошкольного учреждения и любое правонарушение со стороны семьи контролируется педагогом.

Вспоминается случай, когда папа привел сына со следами папиных рук на теле, объяснив тем, что ребенок не хотел вставать. Такая жесткая побудка обошлась нерадивому родителю актом и педагоги заявили, что такое поведение с ребенком не останется безнаказанным. Папа не ожидал ни огласки, ни того, что детский сад имеет возможности для защиты прав ребенка. Помимо осознания неправильности своего поведения в отношении к старшему сыну, в лучшую сторону изменился и стиль общения мужчины со своим младшим ребенком. Этот пример убеждает в том, что при очевидной юридической бесправности дошкольного учреждения по защите прав ребенка, нельзя отказываться от поиска разнообразных мер морального воздействия на взрослых.

С целью профилактической и коррекционной работы, для родителей из семей данного фактора риска подготовлены консультации, памятки социального педагога на тематику поощрения и наказания, т.е. «Искусство хвалить», «Что делать, прежде чем наказать». Одно из родительских собраний, организованное социальным педагогом в течение учебного года, всегда должно быть посвящено конституционным правам ребенка. Информацию по профилактике нарушения прав ребенка удобно подавать с помощью стендовой наглядности, а также в индивидуальной беседе с родителями. Параллельно этой работе в игровой форме с помощью наглядных методов – слайдов, осуществляется правовое просвещение дошкольников. В этой работе также помогает взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и заня­тости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями.

Для воспитателей, социальным педагогом готовятся памятки о том, по каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется жестокое обращение, которые должны привлечь внимание и насторожить педагога, как себя вести, если ребенок рассказал о случае насилия. При возникновении проблемной ситуации с ребенком, родителями, выявленного неблагополучия в семье, воспитатель оформляет информационный лист, где он указывает проблему, по которой социальному педагогу необходимо работать. Если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, то даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы. В этом поможет психолог учреждения.

Полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. Что уж говорить о неполной?! Особое внимание уделяется работе с одинокими мамами с сыновьями, поскольку, отсутствие мужского воспитания ведет к женоподобному развитию мальчиков. Проводятся мероприятия, в которых, мальчики из семей одинокой мамы включены в совместную деятельность с папами из других семей, это спортивные, развлекательные мероприятия. Это могут быть военнослужащие, которые приглашаются в детский сад, представители мужских профессий, как например, сотрудники полиции или пожарные. А когда ребята едут на экскурсию в автобусе, то этим мальчикам дается возможность сесть поближе к водителю или во время остановки посидеть за рулем.
Работая с опекаемыми детьми, в особенности соблюдая их право на здоровье, социальный педагог осуществляет наблюдение за условиями жизни, воспитания, здоровьем подопечных (осуществляется взаимодействие с медиком ДОУ). Поскольку опекаемый ребенок и так обделен вниманием родителей, то необходимо вести работу по привлечению особого внимания воспитателей к таким детям, к которым они могли бы проявить больше ласки, заботы. Особая помощь оказывается со стороны психолога, который определяет эмоциональное благополучие опекаемого ребенка в семье и дошкольном учреждении.

Опекун не всегда может дать все необходимое ребенку. Педагог дает консультации о налаживании контакта с ребенком, если взрослый предъявляет требования не соответствующие возрастным или психофизиологическим особенностям ребенка. Разъясняет права семей разных льготных категорий, информирует о наличии специализированных служб города (медицинской, психологической, юридической помощи), образовательных учреждений, творческих, спортивных, досуговых центров.

Организация “Социальной лавки” в ДОУ, дает возможность материально помочь малоимущим семьям, а также семьям других льготных категорий – семьям Малых народов Севера, многодетным. Имеется такой опыт, как один раз в месяц выдавать пригласительные нуждающимся. В остальное время по необходимости, или по запросу. Не только малоимущим, но и на первый взгляд детям, из вполне благополучных семей, иногда может понадобиться помощь “Социальной лавки”. К примеру, когда нерадивая мама приводит ребенка в сад в одежде не соответствующей погоде, то воспитатель знает, что ребенку можно подобрать что-нибудь для прогулки. Или на утреннике ребенок оказывается без праздничной одежды, потому что мама об этом не подумала, то в костюмерной можно найти нарядное платье. Естественно на данном этапе работа с этой семьей должна иметь продолжение. В дальнейшем, беседуя с мамой, даются рекомендации задуматься над тем, что ребенок страдает от ее нерадивости. И такая мелочь, как отсутствие мамы на детском празднике – это тоже своего рода нарушение права ребенка на внимание и интерес к его личности.

Оправдана организация в ДОУ группы круглосуточного пребывания. Такие группы становятся той базой, которая позволит ограничить время контактирования детей с семьей по медицинским показаниям, или во время решения конфликтных ситуаций в неблагополучных семьях, при этом, не отлучая детей надолго от родителей.

Показателями благоприятного климата семьи явля­ются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, участвовать в совместной деятельности. Но если у семьи нет знаний, опыта, возможности, создать дома условия для гармоничного общения, образовательное учреждение может предоставить такую возможность. С целью активизации отношений детей и родителей целесообразно проводить Дни открытых дверей, ставшие традиционными и регулярными, где в совместную деятельность вовлечены и взрослый и ребенок. В эти дни, и дети и родители вместе работают в творческих мастерских, участвуют в играх для больших и маленьких, поют в конкурсе караоке, отдыхают в кафе. Традиционными стали такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Благодаря этому, число родителей, обращающихся к специалистам ДОУ, растет.

Поскольку институтом первичной социализации является семья, одним из направлений является работа по теме “Моя семья”, которая включает в себя цикл занятий для детей.

Цель этих занятий – формирование положительного насыщенного образа родного дома у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-создать условия для формирования у дошкольников положительного насыщенного образа родного дома, для выработки ценностного отношения к дому и своей семье.

-сформировать знания о семье, ее родословной, быте, семейных традиций

-привлечение членов семьи к формированию у ребенка положительного насыщенного образа родного дома.

Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, незримыми нитями связаны со школой: родители беспокоятся о том, насколько ребенок подготовлен к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки к обучению в ней. Социальный педагог должен организовать для детей подготовительных групп экскурсии в школы, цель которых, формировать обобщенные представления о школе, облегчить адаптацию детей к современной школе. Дети познакомятся с тем, как она выглядит, как устроена, ознакомятся с режимными моментами школьного распорядка, узнают с то, чем занимаются школьники, в каких кабинетах они занимаются, с правилами поведения на уроках. Проведение совместных мероприятий первоклассников и дошкольников может вызвать интерес к школе у последних.

После выпуска ДОУ сопровождение детей не прекращается. Каждый год составляется список выпускников и дальнейшего места их обучения. По окончании первого учебного полугодия выявляется уровень успешности обучения «теперь уже школьников». Учителя дают оценки детям по следующим критериям: навык звукового анализа слов, навык чтения, связная речь, грамотность письма, сложение и вычитание, решение задач, активность, самостоятельность, общение со сверстниками, здоровье.

Родители дают такие сведения как, с удовольствием ли ходит ребенок в школу, устает ли после занятия, делает уроки самостоятельно или с помощью родителей, ежедневно ли следят родители за успеваемостью, какую трудность испытывают родители при подготовки уроков с ребенком и какой предмет вызывает затруднения у ребенка.

В итоге, можно сказать, что эффективно организованное взаимодействие специалистов службы ППМС сопровождения, правильно построенная индивидуальная программа социально-педагогической поддержки для ребенка, может устранить или смягчить социальные, психологические, педагогические факторы неблагополучия семьи, оказывающие отрицательное воздействие на развитие, образование, здоровье ребенка. Тем самым будут защищены его конституционные права.


Литература:

1.Олифиренко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства //М.: Народное образование, 2002.

2. Клюева Н.В. Учим детей общению//популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль «Академия развития», 1996.

3. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли Ваш ребенок к школе? – М., 1994.

5. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – М.: Проспект, 2011.

6. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социально педагога. – М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle