Библиографическое описание:

Букина В. И. Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 108-109.

Существует общепринятое мнение, что одной из основных задач в работе с детьми в дошкольном учреждении стоит формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Интеллектуальная готовность это один из компонентов психологической готовности. На наш взгляд и родителями и педагогами не достаточное внимание уделяется личностной готовности ребенка к обучению в школе, Где каждый первоклассник становится частью многочисленного детского сообщества. Если ребенок до школы посещает детский сад и учится общаться со сверстниками, то выработанные навыки поведения он перенесет на класс и учителей. Его энергия распределится между школьными предметами, а уже знакомые нормы поведения будут соблюдаться по привычке.

Как вести себя в школе: слушать и не перебивать учителя, поднимать руку, когда хочешь ответить или спросить, сидеть прямо – это правило запоминается и усваивается довольно легко, потому что ребенку предлагается уже готовый алгоритм действий, поведенческий стереотип, соответствующий его новому статусу ученика. И этим статусом ребенок гордится. Гораздо сложнее может протекать установление отношений в классе. Здесь каждый из значимых людей привносит свой вклад в развивающуюся личность. Ребенок впитывает в себя их поведение, воспитывается на их вкусах, пристрастиях и привычках.

В результате многолетней работы по исследованию межличностного общения в группах старшего дошкольного возраста выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими. У них наблюдается недостаточная сформированность коммуникативной компетентности, как составляющей личностной готовности к школе. Большинство детей не готовы к социальному взаимодействию, испытывают трудности в установлении новых межличностных контактов, так как испытывают затруднения в умении пользоваться языковыми средствами, знаниями в процессе коммуникации (словарь, кругозор, умение считывать и передавать эмоциональное состояние). Многие дети придерживаются ответных, безынициативных действий. У многих наблюдается низкий уровень сформированности компетентности социального взаимодействия, ее социально-личностных аспектов.

На наш взгляд одна из проблем, которая существует на сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях это формирование коммуникативных УУД. Она заключается в недостаточной активности становления такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

Методы наблюдения показывают, что в сотрудничестве с детским коллективом, в основном, господствуют индивидуальные формы общения «воспитатель – ребенок». В совместной деятельности воспитанники не приучены взаимодействовать между собой непосредственно, так как воспитатель выступает посредником между ними. Обращение детей друг к другу за советом или помощью, обмен мнениями между всеми воспитанниками без посредства воспитателя встречаются в исключительных случаях. Так как существует общепринятое правило – на уроках в школе запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что, формируя коммуникативные УУД, педагоги еще сами не готовы к разработке и принятию новых форм сотрудничества с детским коллективом.

Современное общество диктует свои приоритетные направления. Каждому индивиду дается возможность проявить себя. Быть – популярным, в наше время, это – не дань моде, это стиль нашего общества. Ребенок с детства должен быть приучен к этому. Мы считаем, что наиболее важными чертами, отличающими популярных детей от непопулярных, в дошкольном возрасте являются не интеллект, а организаторские способности, общительность и конечно же нравственность. В основе этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью. Сам ребенок при этом открыт для других и внутренне связан с ними. Поэтому такие дети легко могут уступать и помогать сверстникам, делиться с ними и не воспринимать чужие успехи как свое поражение. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в обществе. Задача педагогов как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. вовлечь каждого ребенка в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать усе индивидуальные особенности своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

На наш взгляд одним из приоритетных направлений педагогического коллектива должна стоять задача, направленная на снижение низкого уровня коммуникативной компетентности воспитанников, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явления отвержения сверстников в детском саду, росте одиночества, тенденцией увеличения числа детей с низким социометрическим статусом. Данная задача предполагает привитие умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слышать и слушать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.


Литература:

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

  2. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. Методическое пособие. Москва, 2009.

  3. Потемкина О., Потемкина Е. Законы успеха, или как найти свое место в жизни. Москва, 2005.

  4. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. – 1998. – № 3.

Основные термины: Формирование коммуникативных, Формирование коммуникативных навыков, Формирование коммуникативных компетенций, коммуникативных компетенций детей, компетенций детей дошкольного, детей дошкольного возраста, ключевых направлений Стратегии, воспитания Российской Федерации, направлений Стратегии развития, развития воспитания Российской, Стратегии развития воспитания, коммуникативной компетентности, детским коллективом, коммуникативных навыков дошкольников, готовности ребенка, личностной готовности, формирование коммуникативных УУД, приоритетных направлений, числа детей, сформированность коммуникативной компетентности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle