Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Альмушева, Е. Н. Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края / Е. Н. Альмушева, Е. М. Григорьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11953/ (дата обращения: 26.04.2024).



В последнее время вновь стал актуален вопрос — «С чего начинается Родина?», «Как прививать интерес и любовь к родному краю, людям, живущим рядом?», «Когда лучше начинать?». Любой педагог ответит, что начинать надо в дошкольном возрасте, так как это период усиленного развития, воспитания и обучения. Именно в это время у детей формируется интерес к своей малой родине (её природе, природным объектам, достопримечательностям), развивается чувство гордости за свою страну, появляется чувство ответственности перед родителями, любви к людям, окружающим ребенка, а в будущем чувство долга перед народом.

Формирование любви к Родине у детей происходит благодаря постепенному накоплению ими социального опыта жизни в своем городе, усвоению принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщению к миру культуры, природы. Родина для маленького человека — это всё то, что его окружает: его близкие, природа вокруг его дома, растительный и животный мир его края, достопримечательности города.Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру.

В своей работе мы решаем задачи примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Вераксы: «Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети». А для решения задач регионального компонента используем Программу патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» и «Алгоритмы реализации регионального компонента «Патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ.

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.

Лучше всего накопление социального опыта происходит в деятельности, имеющей практическую направленность, что помогает получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию о родном городе и участвовать в его жизни.

В связи с этим, в рамках годового календарно-тематического планирования нами были выделены темы, которые соответствуют решению задач регионального компонента.

Гармоничное развитие дошкольников без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Включение родителей в образовательный процесс обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его формировании. Необходимость тесного сотрудничества с семьей декларируется почти во всех нормативно-правовых и методических документах. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса.

К сожалению (в связи с постоянной занятостью родителей), семья часто выступает в качестве наблюдателя, а не участника образовательного процесса, либо объектом воздействия педагогической пропаганды. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В нашей группе работа по вовлечению родителей в деятельность ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников проводится в три этапа:

  1. Выявление потребностей родителей ввоспитании иобразовании детей (использование информационно-аналитических форм: социально-педагогические опросы и анкетирование, результаты работы педагога-психолога с родителями)

По результатам анкетирования родителей в начале учебного года и в апреле-месяце, просматривается увеличение количества посещений детьми совместно с родителями достопримечательностей города, края с 15 % до 38 % (благодаря проделанной работе на 2 и 3 этапах).

  1. Педагогическое просвещение родителей (использование коллективных и индивидуальных форм: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, педагогические гостиные, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми)

С родителями были проведены следующие мероприятия:

‒ родительские собрания — «Влияние знаний о родном городе на игры детей», «Развитие инициативы и самостоятельности детей в познании истории родного города», «Читаем с детьми о родном крае»;

‒ консультации — «Так ли важен пример родителей в воспитании у детей любви к родному городу?», «Куда сходить с ребенком в выходной?»;

‒ семинары-практикумы, тренинги, деловые игры — «Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы края», «Игры в пути» (экология родного края, достопримечательности) «Назови лишнее»;

‒ устные журналы — «Как организовать ознакомление детей с родным городом?» (этапы), «Формирование интереса у детей к речевому творчеству» (рассказыванию о достопримечательностях города, природных объектах; составление загадок с использованием ТРИЗ-технологии);

‒ педагогические гостиные «Творим вместе!» (поделки из природного и бросового материала), «Мир на кончиках пальцев» (обследование объектов);

встречи с интересными людьми (родителями — работниками Автозавода, ветеранами ВОВ)

3. Партнерство педагогов иродителей вдеятельности ДОУ (форма совместной деятельности педагогов и родителей: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, акции, выставки совместного творчества)

При активном участии родителей состоялись

‒ открытые просмотры различных видов деятельности детей на «Дне открытых дверей»,

‒ совместные досуги и праздники — «Папа, мама, я — спортивная семья», «Весна в родном краю», «Мы живем в Поволжье», «Поклонимся великим тем годам»;

‒ проектная деятельность — «Тольятти — Трижды Рожденный» (история города), «Жигули заповедные», «Их имена носят наши улицы»

‒ викторины — «Знатоки Тольятти», «О чем рассказала Красная книга»

‒ тематические вечера — «Люби и знай свой край»;

‒ акции — «Кормушка для пичужки», «Весенняя неделя добра», «Сбережем цветы-первоцветы»;

‒ выставки совместного творчества — поделки из природного и бросового материала, овощей и фруктов, костюмов народов Поволжья, «Автомобили нашего завода».

Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями мы выбрали квест. КВЕСТ в переводе с английского языка означает «Приключенческая игра». Важнейшим элементом этой игры является обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение задач, требующих умственных усилий (а не скорости реакции или быстроты действий).

Квест как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач:

  1. Упрощает родителям планирование совместных культурных прогулок с детьми.
  2. Даёт родителям понимание личной заинтересованности педагога в проведении семейных прогулок.
  3. Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
  4. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности в прогулках к историческим местам.
  5. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
  6. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
  7. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.

Родителям и детям предлагается маршрутный лист игры. Обычно он сопровождается одинаковыми заданиями для каждого ребенка и его родителей. Например, в соответствии тематического плана в сентябре уделяем большее внимание истории города, его достопримечательностям, Автозаводу:

«Тольятти –мой город родной» (достопримечательности города, «Тольятти — автомобильная столица» — история завода, профессии автостроителей, достижения завода, марки автомобилей, создание коллекции автомобилей.

Задания могут быть такими:

‒ узнать, какая эмблема (логотип) у завода; почему имеет такой вид; где в городе можно встретить её изображение; нарисуй, машину модельного ряда которая тебе нравится; нарисуй машину будущего. Подумай — большое количество машин в городе, это хорошо или плохо? Докажи!

При посещении памятника В.Татищеву даются задания:

‒ узнать кому или какому событию посвящен; кто его автор; почему расположен на этом месте? Найти, как изменился город, расширились ли его границы? (отсылка к Краеведческому музею)

‒ какие спортивные объекты есть в городе, проходят ли в них соревнования и по какому виду спорта; Какие чемпионы начинали тренироваться в этих стенах? Каких результатов добились? (А.Герунов, А.Немов, В.Козлов, И.Брызгалов, В.Кошечкин, Д.Касаткина)

‒ при посещении детского парка или природных объектов просим принести листочек, плод, камень (самый крупный, самый яркий), провести какой-либо опыт с этим объектом, рассказать о своих впечатлениях, что в свою очередь положительно сказывается на развитии связной и образной речи.

После каждого этапа квеста дети готовят сообщения, фотоотчеты в которых делятся своими впечатлениями и новыми знаниями с друзьями («Мой родной край», «Прогулка по городу Тольятти», «Любимые места в городе», «Как я ходил к памятнику преданности»). Совместно с воспитателем сообщения оформляются в альбомы — «Известные спортсмены нашего города», «История рождения моего города», «Красная книга природы» и т. д. Конечно, за свои старания, дети вознаграждаются небольшими презентами: фишками, наклейками, книжками-раскрасками. Дома у многих есть «Доска успехов, достижений». Это еще больше стимулирует детей.

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к познанию, мы привлекли родителей с помощью их же детей. Если жизнь детей в группе интересная, познавательная, содержательная, то ребенок обязательно поделится своими впечатлениями с родителями, задаст им интересующие его вопросы, попросит помочь найти на них правильные ответы, подготовить сообщение.

Наиболее активных, заинтересованных родителей и детей награждаем дипломами, грамотами, благодарственными письмами, которые вручаем в праздничной обстановке на родительских собраниях, праздниках, помещаем в родительский уголок.

С большим желанием и интересом дети участвуют в городских и областных акциях, выставках, конкурсах. И получают награды различного уровня. Были участниками акций «Чистый город», «Кормушка для пичужки», «Весенняя неделя добра», «Дни экологической защиты», «Птицы Самарской Области», «Лис-Лисыч» — символ Заповедника, конкурса Экологических плакатов.

Итоговым мероприятием стала сценарно-режиссерская разработка с применением ЭОР «Край родной — навек любимый», в ходе которой закрепляется материал о родном городе, крае. На это мероприятие были приглашены и родители. Они смогли увидеть и высоко оценить результат совместной работы воспитателей и семьи по воспитанию любви к родному краю, убедиться в наличии у детей унифицированной базы знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе. Такие игры-занятия являются привлекательными для ребёнка и позволяют ему легко брать на себя роль экскурсовода и презентовать свой опыт и знания, демонстрировать навыки уверенного поведения в ходе выполнения заданий. Мы убедились, что такая форма работы повышает мотивацию и эффективно влияет на воспитание любви к родному краю.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, родитель, родной город, решение задач, достопримечательность города, образовательный процесс, региональный компонент, Тольятти, бросовый материал.

Похожие статьи

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый материал.

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач...

...город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент...

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный. Похожие статьи.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей...

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, педагогический процесс, жизнь города, вид деятельности, составление рассказов, Формирование.

Региональный компонент в системе дошкольного образования

родной край, задача, свойство дерева, региональный компонент, ребенок, проектный метод, изготовление альбома, краеведческий музей, детский сад, выставка поделок.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, педагогический процесс, жизнь города, вид деятельности, составление рассказов, Формирование.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

В процессе ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями и символами в детях зарождается не только чувство любви, но и чувство уважения к своему народу и городу, в котором он родился и живёт.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Задание «Родной город». Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес...

Похожие статьи

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый материал.

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач...

...город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент...

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный. Похожие статьи.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей...

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, педагогический процесс, жизнь города, вид деятельности, составление рассказов, Формирование.

Региональный компонент в системе дошкольного образования

родной край, задача, свойство дерева, региональный компонент, ребенок, проектный метод, изготовление альбома, краеведческий музей, детский сад, выставка поделок.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, педагогический процесс, жизнь города, вид деятельности, составление рассказов, Формирование.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

В процессе ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями и символами в детях зарождается не только чувство любви, но и чувство уважения к своему народу и городу, в котором он родился и живёт.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Задание «Родной город». Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес...