Библиографическое описание:

Преображенская Н. Г. Проблемы современного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 79-82.

Образование играет ключевую роль в подготовке кадров для всех сфер человеческой деятельности, в обеспечении научно-технического прогресса, сохранении и развитии культуры. И первым звеном в подготовке кадров является средняя общеобразовательная школа, которая должна подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к возможности продолжения образования в высшей школе. Для этого необходимо: заложить базу знаний, умений и навыков; научить использовать знания в практической деятельности, освоив ее определенные способы; сформировать умение учиться, т.е. концентрировать внимание, развить мышление, пространственные представления и т.д.; регулярно выполнять домашние задания, конспектировать учебную литературу и пр. Таким образом, общеобразовательная школа является первым и базовым звеном всей системы образования страны, обеспечивающая полное общее среднее образование подрастающего поколения и осуществляющая готовность учащихся к выбору профессии. Поэтому чрезвычайно важно четко определить комплект учебных дисциплин, дающий подрастающему поколению знания о природе, человеке, науках, технике, искусстве, обеспечивающие определенный уровень культуры и возможность ориентации в выборе дальнейшего пути – продолжение обучения или освоение рабочей профессии – и создающий условия для продолжения образования в вузах различного направления.

Недооценка какой-либо одной части этого комплекта отрицательно сказывается на кругозоре выпускников школы, на свободе выбора будущей профессии, на общей культуре и качестве обучения, развития и воспитания.

Например, изъятие из учебного плана школы дисциплины «черчение», т.е. международного языка техники, без знания которого воспроизведение, разработка и создание технических новаций невозможно, отрицательно сказалось на качестве подготовки выпускников школы к получению высшего образования технической направленности. Это связано с тем, что без знания черчения выпускники школы испытывают значительные трудности с восприятием чертежно-графических дисциплин высшей школы технической направленности. Второй пример связан с введением в общеобразовательную школу профильного обучения старшеклассников, при котором увеличение количества академических занятий на одну выбранную дисциплину осуществляется за счет сокращения часов на все остальные учебные предметы. В результате такое обучение является неполноценным, т.е. ущербным. Кроме того, это нововведение не учитывает индивидуальной траектории развития учащихся: кто-то с первого класса твердо знает, какую профессию он хочет получить, а кто-то оканчивает школу, не определив выбора среди нескольких импонирующих ему профессий. Основная же масса учащихся чаще всего определяется лишь в конце последнего года обучения в школе. Поэтому, введение профильного обучения не способствует, а мешает школьникам в определении и в подготовке к выбору дальнейшего жизненного пути, приобретаемого ими в процессе получения полного базового среднего образования. Третий пример: изъятие из программы школы геометрии, тригонометрии, стереометрии. Изучение этих дисциплин в школе необходимо в силу того, что это единственные дисциплины, формирующие умения составлять последовательные выводы и формулировать их, строить доказательство теорем и различных утверждений. А это развивает логику, мышление человека и способствует освоению принципа доказательности и обоснованности.

Второе звено – профессионально-технические учебные заведения (ПТУ). Их особенность – параллельное обучение учащихся школьного возраста дисциплинам, обеспечивающим общее среднее образование, и более раннее и глубокое практическое освоение определенной профессии в условиях, приближенных к производственным. Завершается обучение в ПТУ присвоением выпускникам определенного разряда квалификации и аттестата зрелости. К сожалению, в настоящее время эти учебные заведения не популярны, несмотря на то, что машиностроению страны постоянно необходимы квалифицированные рабочие кадры.

Третье звено – средние профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи), обеспечивающие квалифицированную технологическую подготовку кадров.

Четвертое звено – высшие учебные заведения (институты, университеты). Именно эти учебные учреждения отвечают за организацию постоянного, системного и целенаправленного процесса повышения качества подготовки молодых профессиональных кадров: их технического и творческого потенциала, представляющего совокупность фундаментальных теоретических знаний, освоенных приемов способов деятельности, развитых пространственных представлений и пространственного воображения, воссоздающего и творческого мышления, увлеченности техникой и «видение» научных и технических проблем.

Техника – особая отрасль культуры человечества. Ее языком является чертеж – один из наиболее древних способов отражения представлений человека о предметном мире. Постоянно совершенствуясь, чертеж превратился в язык техники, в общепринятое средство передачи, хранения и приумножения технических знаний, в способ общения людей технических специальностей. Таким образом, чертеж стал специализированной международной информационной системой, не заменимой никакими другими видами сообщения. Чертежи, используемые в различных отраслях производства, имеют свои специфические особенности, присущие каждой конкретной области (машиностроение, архитектура и строительство, топография, дизайн и т.д.), и различаются не только объектами отображения, но и характером графических изображений, правилами их выполнения. Вместе с тем, в многообразии чертежей, отражающих многоплановую деятельность человека, есть определенные исходные позиции, имеющие общее значение и составляющие принципиальную основу каждого из видов «технической графики». Именно эта основа и являлась предметом изучения школьной дисциплины «черчение», цель которой - обучение чтению и выполнению плоскостных двумерных изображений (чертеж) объемного предмета. Полученное изображение – чертеж – обеспечивает однозначное восприятие геометрической формы, конструкции и метрических характеристик реального предмета с использованием ряда условностей (сечения, разрезы, знаки диаметра, радиуса, конусности, шероховатости поверхности и пр.), и является основным документом, по которому изготавливаются изделия в любой области промышленности. Кроме того, чертеж дает объективное, точное отражение его технически важных качеств. Именно поэтому как вид информации он занимает особое положение среди множества видов информаций, используемых в различных сферах жизнедеятельности человека. Чтобы прочитать информацию, заложенную в чертеже, необходимо обладать специальными фундаментальными знаниями теории курса черчения, умениями и навыками чтения и выполнения чертежей, иметь развитые пространственные представления, обеспечивающие мысленное «видение» объекта по его двухмерному изображению. Потребность в мысленном «видении» присуща любой деятельности человека, будь она интеллектуальной или практической, исполнительской или творческой, гуманитарной или технической. Кроме того, пространственные представления и пространственное воображение необходимы при освоении таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия, биология и зоология, литература, история и т.д.

Психологами доказано: пространственные представления и воображение развиваются наиболее продуктивно и результативно в процессе обучения черчению. Именно при работе с чертежом создаются оптимальные условия для формирования и интенсивного развития «представляющей» деятельности учащихся. Причем развитие пространственных представлений и пространственного воображения возможно лишь при систематической целенаправленной работе учителя и учете возрастного порога (14–15 лет), за которым заметно снижается активное развитие данных качеств умственной деятельности человека.

Черчение – это инструмент познания и специфический язык, позволяющий подрастающему поколению приобщиться к целому пласту социального опыта в техническом творчестве человека. Кроме того, черчение как «инструмент» познания мира, имеет большие возможности в решении не только специальных, но и общих стратегических задач среднего образования. Чертежно-графическая деятельность предполагает активную и напряженную работу мышления (восприятие, осознание, анализ, абстрагирование и т.д.); преобразующую деятельность, связанную с трансформацией образа воспринимаемого объемного предмета в комплекс двумерных изображений. Выполнение чертежа технической детали требует концентрации внимания человека за соблюдением четкой последовательности работы, за качеством построений, проведением линий и т.д.; усидчивости, воли, аккуратности и т.д. Следовательно, «чертежное» изображение, которым оперирует ученик, обладает интегрированным характером, способствует воспитанию и формированию широкого спектра личностных качеств учащихся. Использование на уроках черчения технических деталей, узлов машин и механизмов, их наглядных изображений и чертежей способствует: 1) пониманию закономерностей образования формы деталей, их взаимодействия в производственном процессе; 2) значения прогрессивной технологии производства; 3) знакомству с различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа; 4) развитию внимания и наблюдательности, пространственных представлений и пространственного воображения, познавательного интереса к сфере технической деятельности; 5) формированию навыков аккуратного и точного выполнения заданий; 6) развитию трудолюбия, воли, самостоятельности, самоконтроля и стремления к самообразованию; 7) усвоению учебных дисциплин математического цикла; 8) профессиональной технической ориентации.

Таким образом, именно школьный курс черчения в максимальной степени обеспечивает подготовку учащихся к выбору специальностей технического профиля и закладывает базу знаний и умений, способствующую пониманию и освоению технических дисциплин высшей школы.

В системе образования советского периода была создана логичная, структурно оправданная система подготовки учащихся к выбору технических профессий, связанная с глубоким изучением «языка техники» и освоением способов изготовления деталей. Начальным звеном ее являлось обучение черчению в школе в течение четырех лет. Школьники изучали не только теорию и практику построения комплексного чертежа и аксонометрических проекций, но и темы курса начертательной геометрии – сечение геометрических тел и технических деталей проецирующими плоскостями с построением натуральной величины фигур сечения; взаимное пересечение поверхностей и построение их наглядного изображения. Такая подготовка давала не только фундаментальную основу знаний и умений, готовность к выбору направления дальнейшего образования, но и понимание сути технического образования, его сложности и ответственности. В связи с ликвидацией черчения из средней школы эта система разрушена, а новой системы не создано.

Обучение техническим дисциплинам, постижение технической грамоты в вузах всегда начиналось и начинается с обучения студентов «языку техники» – начертательной геометрии и машиностроительному черчению. При отсутствии школьной подготовки по черчению студенты впервые знакомятся с чертежными изображениями на сложнейшей и важнейшей дисциплине технических вузов – начертательной геометрии. В результате материал этого курса не усваивается большинством студентов, так как у них не развиты пространственные представления, отсутствуют знания по построению чертежа и его восприятию. Поэтому курс машиностроительного черчения, включающего выполнение рабочих, сборочных чертежей, схем (электрических, кинематических, гидравлических) не воспринимается студентами. Согласно программе технических вузов студенты должны выполнять курсовые и дипломные проекты, заключающиеся в творческой самостоятельной разработке механизмов, приборов и пр. Не освоив «языка техники», студенты не в состоянии самостоятельно разработать и выполнить проекты. Поэтому проекты, в основном, покупаются ими. Очевидно, что такие кадры не смогут быть качественными инженерами, конструкторами, т.е. не сумеют модернизировать промышленность. В данном случае показан лишь один пример неподготовленности и непродуманности перехода к модернизации подготовки научных, научно-технических кадров. Аналогичные примеры, связанные с неподготовленностью выпускников средней общей школы к обучению в высших учебных заведениях, можно привести и по другим дисциплинам – математике, физике, химии и т.д. Следовательно, чтобы обеспечить страну квалифицированными кадрами, необходимо вернуть в общеобразовательную школу учебную дисциплину «черчение».

Практика работы со студентами свидетельствует, что в настоящее время качество подготовки выпускников средней общеобразовательной школы резко упало: они не умеют слушать, конспектировать теоретический материал, сосредотачивать внимание на восприятии лекций, не привыкли готовить домашнего задания, не умеют учить. На старших курсах возникают проблемы с выполнением технических проектов – курсовых и дипломных. Все это свидетельствует о том, что на современном этапе, ориентируемом на модернизацию промышленности и всей страны, общеобразовательная школа не обеспечивает выпускникам полного общего среднего образования, способствующего выбору технических специальностей, успешному продолжению образования в высших учебных заведениях.

На основании выше изложенного можно утверждать, что вместо улучшения отечественного образования идет уничтожение хорошо отлаженной и успешно функционировавшей десятилетиями системы формирования технической грамоты и подготовки молодого поколения к дальнейшей самостоятельной деятельности в различных сферах науки и техники. Ведь не случайно выпускники наших вузов являются желанными кадрами во всех странах мира и, работая там, получают Нобелевские премии. Каковы же причины, повлиявшие на ухудшение общего образования страны? Проанализируем их:

1. Министерством образования страны из нормативных документов по средней общеобразовательной школе исключено:

а) требование качества и фундаментальности знаний и умений в перечне целей среднего общего образования; б) выпускных экзаменов по завершению обучение в средней школе по основным учебным дисциплинам, в сумме раскрывающим уровень развития, образованности, культуры молодежи, ее готовности к продолжению образования в высших учебных заведениях; в) вступительных экзаменов в вузы страны и замена их единым государственным экзаменом (ЕГЭ), не дающим возможности качественной проверки уровня развития выпускника, его знаний и умений.

2. Изъятие из учебного плана средней общеобразовательной школы учебных дисциплин «черчение», являющегося «языком техники»; «геометрии», «тригонометрии», обеспечивающих развитие интеллекта учащихся, создающих начальное, базовое звено технической грамоты.

3. Упразднение в общей школе технического труда, связанного с работой учащихся на ученических станках (токарных, сверлильных), позволяющего не только познакомиться, но и освоить основы изготовления технических деталей, изделий и сборочных единиц, используемых в машиностроении.

4. И как результат, отсутствие в школе практической профориентации на технические профессии.

Для удержания промышленности и технологии на высоком, передовом уровне, необходимо постоянное пополнение научных и технических кадров специалистами, имеющими фундаментальные знания по выбранной профессии. А для этого необходимо 1) изменить отношение к подбору учебных дисциплин общеобразовательной школы так, чтобы он давал учащимся представление о разнообразии сферы творческой деятельности человека; 2) повысить качество всей системы отечественного образования, начиная со средней общеобразовательной школы как первого звена, обеспечивающего базовый уровень знаний учащихся, готовность их к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию, но без ущерба в получении полного общего среднего образования. Установив взаимосвязь и преемственность с высшей школой; 3) вернуть в общеобразовательную школу выпускные экзамены по основным дисциплинам и вступительные экзамены в вузы по профильным дисциплинам; 4) разрабатывать образовательные стандарты вузов с учетом наличие базовой школьной подготовки по ряду учебных дисциплин (математика, физика, черчение, химия, история, литература и т.д.) Вузы должны продолжать, расширять и углублять знания студентов по тем дисциплинам, которые изучались в школе, а не заниматься освоением школьной программы для подготовки студентов к восприятию материала высшей школы. Повышение требований к уровню и качеству знаний и умений учащихся школы будет способствовать и повышению качества подготовки технических кадров в вузах.

С целью развития и воспитания учащихся, их подготовки к обучению в высших учебных заведениях, в школе необходимо ввести: а) развивающие методы обучения, решение проблемных задач силами учащихся класса; б) алгоритмы решения типовых задач с привлечением школьников к самостоятельному установлению шагов алгоритма; в) по каждой изучаемой теме типовые, развивающие, творческие задачи; г) целенаправленную работу по развитию мышления школьников, их пространственных представлений, творческих способностей на всех учебных дисциплинах; д) постоянное функционирование научных кружков по дисциплинам, раскрывающим основы наук и техники (математика, физика, черчение, химия, моделирование, конструирование и т.д.); е) ориентацию учащихся на активное участие в олимпиадах, конкурсах молодых ученых и изобретателей.

Чтобы Россия снова стала великой страной, необходимо сохранить основные ценности российской национальной системы, которая должна служить стране, обществу, подготавливая поколение, готовое к саморазвитию и самосовершенствованию.

Правительству страны и МО РФ необходимо учитывать мнение ее граждан, убедившихся на практике в отрицательном влиянии современной «модернизации» национальной системы образования. России следует вернуться к национальным традициям отечественного образования, обновив его рекомендациями психолого-педагогических исследований и достижений. Модернизация страны – это не только совершенствование техники и технологии производства, а в первую очередь – это забота о национальном развитии системы образования, о воспитании высоконравственного, ответственного и творческого поколения граждан.

Основные термины (генерируются автоматически): учебных дисциплин, высших учебных заведениях, среднего образования, пространственные представления, средней общеобразовательной школы, пространственных представлений, образования страны, отечественного образования, дисциплин высшей школы, системы образования, общего среднего образования, учебные заведения, технической грамоты, технических деталей, пространственного воображения, продолжения образования, общеобразовательная школа, продолжению образования, общеобразовательную школу, деятельности человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle