Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 746 раз

Библиографическое описание:

Борисенко И. Г. Методическое обеспечение в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики при формировании профессиональных компетенций [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 64-66.

Рассмотрены вопросы методического обеспечения при организации учебного процесса в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики с учетом формирования профессиональных компетенций по государственным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения.

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее профессиональное образование, профессиональные компетенции, методическое обеспечение, начертательная геометрия и инженерная графика.

Концепция модернизации российского образования, продиктованной социально-политическими и экономическими преобразованиями России, определяет компетентностный подход, как одно из важных концептуальных положений разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения с учетом предыдущего опыта и рекомендаций Болонской декларации, принятой в 1999 году. В декларации сформулирован ряд целей, достижение которых, по мнению участников Болонского процесса, позволят создать единое взаимосвязанное Европейское пространство высшего образования [3].

Определение понятия «профессиональная компетентность» в системе образования предложенное Ю.Г. Татур: «Компетентность специалиста – это проявление на практике его стремлений и способности (готовности) реализовать свой потенциал знаний, умения, опыт личные качества и др. для успешной творческой (продуктивной ) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результат своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [13]. Споры по осмыслению определения понятий «компетенции», «профессиональная компетентность» ведутся до сих пор, что обусловлено, прежде всего, особенностями структуры деятельности специалистов различных профессиональных областей [10]. Однако объединяющей характеристикой данного понятия остается степень сформированности у специалистов единого комплекса знаний, умений и навыков, а также ответственности и ценностного отношения в профессиональной и социальной деятельности [2].

Компетентностный подход является основой разработки профессиональных стандартов нового поколения и требует переориентации всего образовательного процесса «на студентоцентрированный характер» [2].

Основными единицами профессиональных стандартов должны стать ключевые компетенции, формирование которых будет способствовать усилению фундаментальной подготовки бакалавров и специалистов [2].

В процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам, при разработке методического сопровождения используются различные предметно знаковые системы, оказывающие поддержку преподавателю путем создания и реализации соответствующих средств и условий для достижения результата – приобретения компетентностей.

В нынешних условиях методическая деятельность преподавателя направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник для повышения эффективности обучения студентов, в первую очередь за счет увеличения интенсивности самостоятельной работы.

Начертательная геометрия и инженерная графика составляет основу инженерного образования, формирующего базовые знания, необходимые для изучения специальных дисциплин.

Для реализации задач, которые ставит современное общество пред высшей школой и учитывая изложенные выше проблемы на кафедре начертательной геометрии (НГЧ) Сибирского федерального университета (СФУ) проводится поиск новых форм обучения. Одним из важнейших средств обучения графическим дисциплинам, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь, издаваемая типографским способом. Тетрадь, содержащая графические условия предлагаемых задач, разработана на основании учебного пособия, в котором подробно объясняется методика решения задач с указанием страниц основных понятий как в рабочей тетради [9], так и в учебном пособии (курс лекций) [8]. Таким образом, студенты имеют возможность по ссылке на страницу в тетради быстро посмотреть и вспомнить те понятия, которые уже встречались ранее. Если возникает необходимость более подробно рассмотреть теоретические вопросы, то могут обратиться к учебнику на ту страницу, ссылка на которую указана в пособии. Студенты учатся пользоваться учебной литературой и приобретают навык необходимости использования литературы, как способа расширения круга знаний.

В настоящее время около 80% поступающих в технические вузы, к сожалению, не изучали в школе черчение, плохо знают геометрию, не обладают пространственным представлением, не умеют организовать самостоятельную работу [1]. Поэтому использование рабочей тетради на практических занятиях приобретает особое значение. Оно способствует синхронному решению максимального количества задач на доске и в тетради, так как полностью исключается неточность копирования студентами исходных данных, а также экономится время студента при самостоятельном решении задач дома.

Наряду с «традиционными» предлагаются задачи, имеющие несколько вариантов решений, что исключает возможность дублирования решений задач, так как одно и то же графическое решение у нескольких студентов становится практически невозможным. Причем, перед студентами ставится задача не только найти, но и выбрать более рациональный путь её решения. Это ведет к развитию индивидуализации и творческого начала у студентов.

В результате повысилась эффективность самостоятельной работы студентов, как при подготовке к практическим занятиям, так и при подготовке к экзаменам, а также их успеваемость, не смотря на слабую первоначальную подготовку.

Как показала практика, применение в процессе обучения рабочей тетради способствует более продуктивному усвоению студентами специальных терминов и понятий, приобретению практических умений и навыков, формированию у обучающихся умений и навыков самоконтроля, развитию пространственного мышления, даёт возможность преподавателю постоянно контролировать процесс обучения и уровень усвоения материала.

Разработка современного методического сопровождения, использование новейших технических, компьютерных и других интерактивных средств в преподавании начертательной геометрии, инженерной графики и других инженерных дисциплин, позволяет внедрять активные методы обучения с целью повышения его эффективности, развития познавательной и творческой деятельности обучающихся, подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности. Все это, в совокупности, способствует развитию компетентности будущего квалифицированного специалиста и бакалавра отвечающего требованиям интенсивно развивающейся экономики и общества в целом.


Литература:

1. Абросимов, С.Н. Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» за 68 часов. Возможно ли это? БГТУ «Военмех», 2011.

2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов, как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Метод. пособие., М.: 2006,   55 с.

3. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе /под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.

4. Болотина, Г.К. Мониторинг качества обучения, воспитания и развития студентов &#;Текст&#; / Г. К. Болотина. // Методист. – 2006. - № 10. – С. 55 – 56. 5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 «технологические машины и оборудование».

6. Громкова, М.Т. Андрагогика : теория и практика образования взрослых &#;Текст&#; : учеб. пособие для системы доп. проф. образования: учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 495 с.

7. Грачева, С.В., Виткалов, В.Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии // Сб: Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. – Саратов. 2001. – С. 102 – 104.

8. Дергач В.В. Начертательная геометрия: курс лекций / В. В. Дергач, А. К. Толстихин, И. Г. Корнева. – Красноярск, Сибирский федеральный ун-т; Политехнический ин-т, 2007. – 87 с.

9. Дергач В.В. Начертательная геометрия: рабочая тетрадь / сост: В. В. Дергач, И. Г. Борисенко, А. К. Толстихин. – Кр-ск: ИПЦ СФУ, 2009. – 55 с.

10. Звягинцева, Н.Ю. Компетентный подход в обучении будущего педагога // Научный журнал «Синергетика образования», Армавир, 2007 – 2009.

11. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования &#;Текст&#; : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – М.; Воронеж, 2003. – 480 с.

12. Зимняя, И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста &#;Текст&#; / И. А. Зимняя // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – С. 156.

13. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская помощь. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): высшего профессионального образования, начертательной геометрии, преподавании начертательной геометрии, инженерной графики, преподавании современной геометрии, рабочей тетради, профессионального образования третьего, образования третьего поколения, стандартов высшего профессионального, Начертательная геометрия, научных трудах Абу, высшего образования, качества подготовки специалистов, проблем качества подготовки, методического сопровождения, центр проблем качества, Исследовательский центр проблем, профессиональных компетенций, компетентностный подход, Компетентностный подход.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос