Библиографическое описание:

Дедюхина А. А. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 280-284.

Включение России в мировое образовательное пространство, информатизация общества, в том числе и системы образования, накладывает определенные требования к процессу формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

А.И. Ракитов, исследуя становление информационного общества, отмечает, что распространение информационных технологий способствует изменению стиля мышления, образа жизни, способов ориентации человека в социальном пространстве[1]. Эти факторы послужили толчком к становлению такого процесса как информатизация образования, пересмотру целей профессионального образования, в том числе и в области подготовки учителя начальных классов.

Согласно классификации М.Б. Лебедевой, в условиях информатизации образования, цели профессиональной подготовки специалиста делятся на три группы:

  1. Отвечающие требованиям информационного общества (связанные с основными пользовательскими умениями по работе с техническими устройствами и программным обеспечением, использованием сети Интернет);

  2. Диктуемые требованием педагогической профессии (обеспечивающие проектирование обучения, поиск и представление учебной информации с использованием ИКТ). При этом будущему учителю необходимо готовится не только к использованию ИКТ технологий как средству визуализации информации, но и к новому типу учебной деятельности, которая будет осуществляться в условиях компьютеризации;

  3. Мировоззренческие, связанные с требованиями общей культуры специалиста, продиктованные особенностями развития современного общества (формирование у учащихся информационной культуры, информационной картины мира).[2]

На государственно-правовом уровне необходимость формирования информационной компетентности будущего учителя начальных классов отражена в следующих документах: Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (далее ФГОС), Концепция формирования информационного общества в России, Программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование», Национальная доктрина образования. Информационная и коммуникационная компетентности отнесены к ключевым компетентностям педагога, что говорит о заинтересованности государства в подготовке конкурентоспособных, квалифицированных кадров для системы образования.

Так, основными задачами информатизации системы образования города Москвы, отраженными в Целевой программе «Столичное образование-5», являются - обеспечение профессиональной ИКТ-компетентности выпускников системы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; наличие в общеобразовательных учреждениях кадров, обладающих ИКТ-компетентностью; сертификация учебной ИКТ-компетентности по всем направлениям общеобразовательного процесса для выпускников всех ступеней образования; наличие в 90% общеобразовательном учреждении учителей, обладающих ИКТ-компетентностью по всем направлениям образовательного процесса. Таким образом, неоспорима необходимость формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов на всех ступенях его образования.

Требования усилить подготовку будущих учителей начальных классов в области информационных технологий обусловлены также :

  1. Введением ФГОС НОО, предусматривающих « приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач»

  2. Формированием единого информационного образовательного пространства ;

  3. Расширением возможностей предъявления учебной информации;

  4. Ростом требований к программно-методическому обеспечению учебного процесса.

Особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов является то, что именно он адаптирует детей к образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализует развивающую функцию обучения в условиях информационной среды школы. Начальное звено, как педагогическое явление, проявляется в том, результат обучения должен быть определен как завершенность этапа психического и личностного развития ребенка. Преподавание любого предмета в начальной школе должно осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников, с привлечением специфических для этого этапа форм и методов обучения. Учителю начальных классов приходится синтезировать методические знания по отдельным дисциплинам в единое целое.

Однако анализ текущего состояния в области формирования информационной компетентности студента педагогического колледжа позволяет сделать следующие выводы:

  1. Активно формирующаяся информационно-образовательная среда начальной школы, наполнение аппаратно-программными средствами, базами данных, технологиями сбора, накопления, передачи информации, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам движется более быстрыми темпами, чем формируется готовность педагогического сообщества к использованию этих средств в профессиональной деятельности.

  2. Недостаточно разработаны критерии и показатели, позволяющие диагностировать уровень сформированности ИК будущих учителей начальных классов.

  3. Не определены специфические критерии, отражающие особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях информатизации обучения.

В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению современными технологиями получения информации и способность использовать ее для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Так, В.В. Кюршунова определяет специальную информационную компетентность учителя начальных классов как профессионально-личностное качество педагога, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному использованию новых информационных технологий обучения в учебном процессе начальной школы. [3]

Мылова И.Б. исследуя информационно-технологическую компетентность учителя начальной школы, приводит следующие примеры задач, способы решения которых имеют определенную профессиональную специфику:

  • Оформление в электронном виде деловой документации, связанной с администативно-управленчесой деятельностью школы, деятельностью классного руководителя, учителя начальной школы на основе использования программных платформ для коллективной деятельности работников школы в едином информационном пространстве;

  • Разработка пакетов раздаточных, демонстрационных, учебных материалов для организации работы младших школьников на уроках и внеклассных занятиях с использованием специализированных программных средств и ресурсов Интернета;

  • Вариативное использование способов работы с электронными источниками при решении задач профессионального роста;

  • Взаимодействие с коллегами по организации учебного процесса на основе сетевых программных средств;

  • Разработка индивидуальных учебных планов и программ в использованием электронных материалов (нормативных документов, методических материалов, представленных в интернете, школьных нормативных документов, методических разработок коллег и т.д. ).[4]

При этом, особенностями профессиональной деятельности учителя начальных классов являются:

  • работа по формированию учебной деятельности учащихся,

  • работа по освоению младшими школьниками системы знаний и опыта специфической для предметных областей деятельности,

  • работа по выявлению и развитию способностей обучающихся, коррекционная работа по адаптации ребенка к обучению в школе,

  • организация научно-исследовательской и творческой деятельности детей,

  • работа с родителями и организациями по развитию внутришкольной социальной среды. [5]

И именно эти формы профессиональной деятельности должны быть подкреплены информационным сопровождением.

Анализируя представленные выше понятия, можно сделать вывод, что авторы трактуют понятие информационной компетентности учителя начальных классов как способность решать профессиональные задачи с использованием технических средств. Однако стремительное внедрение новых информационных технологий в начальную школу накладывает новые требования к составу информационной компетентности. Учитель начальных классов должен быть готов к реализации информационно-деятельностного подхода, заложенного в ФГОС начального образования, а также к осуществлению профессиональной деятельность в качестве субъекта информационной образовательной среды, реализованной на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, учитель начальных классов должен быть готов:

  • понимать и осознавать сущность происходящих перемен в содержании обучения и способах деятельности младших школьников;
  • обладать компьютерной грамотностью;
  • владеть навыками формирования информационной грамотности младшего школьника.

Проблему формирования информационной компетентности учителя начальной школы в рамках педагогического колледжа может решить создание ряда педагогических условий:

  1. Выявление и реализация структуры и содержания формирования информационной компетентности учителя начальных классов.

ФГОС СПО предусматривают подготовку будущих учителей начальных классов в области ИКТ только в рамках дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» . Конечно, этого крайне недостаточно. Поэтому, целесообразным является выделение вариативных часов на введение междисциплинарного курса «Информатика с методикой преподавания», в котором рассматривались бы аспекты формирования общеучебных умений и навыков в условиях информатизации.

Так, в рамках данного курса рассматривается методика работы с программой «МАТРешка». Математический он-лайн тренажер Мат-Решка представляет собой интерактивную среду обучения математике для младших школьников, позволяющую каждому ребёнку двигаться по собственной образовательной траектории, определяемой его математической подготовкой и результатами выполнения заданий.

Инструмент для формирования и анализа генеалогических деревьев Живая Родословная предназначен для создания, редактирования, распечатывания и представления в Интернете больших генеалогических деревьев.

С помощью данной программы можно:

  • организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся на уроках истории, русского языка и литературы, а также в рамках образовательной области "Искусство".

  • создать собственное Родословное Дерево.

  • проследить по родословным перипетии личной жизни исторических деятелей, писателей, поэтов, художников и музыкантов

Мультимедийная среда Кликер-5 предоставляет прекрасные возможности для развития способностей ребенка и может использоваться при изучении и математики, и чтения, и иностранного языка.

  1. Усиление профессиональной направленности через создание информационно-образовательной среды.

Годы обучения, проведенные студентами в рамках информационной образовательной среды колледжа позволят перенести опыт в дальнейшую профессиональную деятельность. В связи с этим, одной из задач системы среднего педагогического образования является построение и эффективное функционирование информационной среды с включение в эту деятельность студентов.

Оптимальная информационная среда учебного заведения - это поле творческой деятельности в школе всех субъектов образования: учителей, учеников, родителей и администрации. Для функционирования информационной среды необходимо сформировать профессиональный коллектив педагогов, способный к творчеству, развитию и совместной работе в рамках общего замысла школы с использованием информационно-компьютерных технологий. Подготовка таких специалистов и есть первоочередная задача педагогических образовательных учреждений. Молодой учитель должен ясно себе представлять свою роль в информационном образовательном пространстве школы. Современная ситуация складывается так, что выпускникам педагогических колледжей предстоит не столько работать в условиях информационной образовательной среды школы, сколько участвовать в ее формировании. Молодой учитель должен четко представлять себе задачи информатизации школы, перспективы развития данного направления.


  1. Придание учебной работе творческого характера через включение студентов в проектную деятельность с использованием ИКТ на протяжении всего процесса обучения.

Использование проектной деятельности наиболее актуально в процессе подготовки студентов педагогического колледжа, т.к. именно будущие учителя принесут опыт проектной деятельности в школы, реализующие новые образовательные стандарты . Проектная работа уже активно используется и в начальной школе. Конечно, будущий учитель должен иметь четкое представление о сущности проектной деятельности, о возможностях применения данного метода в учебном процессе начальной школы, об этапах реализации проекта, формах его представления.

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [6]. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода учащиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

  1. Включение в педагогическую практику опыта использования информационных технологий при подготовке и проведении пробных уроков.

Одной из задач колледжа является также создание условий для апробации средств ИКТ в процессе прохождения педагогической практики.

Педагогическая практика пробных уроков является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя. Метод преподавания можно изучить со слов преподавателя или по книге, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только в процессе практики. Педагогическая практика пробных уроков – важнейший путь соединения теории с практикой, возможность реализации знаний в конкретной деятельности.

Использование ИКТ при подготовке и проведении пробных уроков помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для студента предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений, в том числе в рамках информатизации обучения. Объективный анализ собственной деятельности поможет студенту осознать трудности, возникающие у него в работе и найти педагогически целесообразные пути их преодоления.

  1. Осуществление оценки эффективности процесса формирования информационной компетентности студента педагогического колледжа в рамках учебно-воспитательного процесса.

Система критериев уровня сформированности информационной компетентности должна:

  • Характеризовать различные стороны деятельности студентов;

  • Содержать количественные показатели;

  • Отражать специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов;

  • Быть удобной для практического использования.

Так, в качестве критериев сформированности информационной компетентности студента могут быть выбранывыбраны:

  1. эффективность решения собственных учебно-образовательных задач на основе средств информационных и коммуникационных технологий, так как появился новый и более продуктивный педагогический инструмент, соответствующий современному информационному обществу;

  2. готовность студентов к формированию у младших школьников компьютерной грамотности;

  3. готовность студентов к освоению новых программных средств, так как происходит непрерывный процесс их модернизации и обновления;

  4. способность организовать учебный процесс в начальной школе на основе средств информационных и коммуникационных технологий;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для управленческой и методической работы.

Таким образом, реализация рассмотренных педагогических условий позволит в рамках образовательного процесса педагогического колледжа подготовить специалиста, готового применять достижения научно-технического прогресса для повышения эффективности своей деятельности, обеспечить соответствие подготовки учащихся современным условиям и стандартам.


Литература:
  1. Ракитов А.И. Прогноз развития науки и технологии в России на период до 2025 года // Вестник РАН. - М., 1998. - № 8. - С.746-753.
  2. Лебедева М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий Монография. СПб., 2006
  3. Кюршунова, В.В. Становление информационной компетентности будущего учителя начальных классов: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.В. Кюршунова. – Петрозаводск, 2006.
  4. Мылова Ирина Борисовна. Методическая система обучения информационным технологиям учителей начальных классов : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Мылова Ирина Борисовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 302 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-13/44
  5. Ситникова, Л.Д. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов / Л.Д. Ситникова // Информатика и образование, №2, 2010 г., С. – С. 97 – 102 (0,36 п.л.).
  6. Е.С.Полат .Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle