Библиографическое описание:

Атеева Т. Г., Атеева Ю. А., Орлова А. Г. Срез фенологических знаний у дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 95-98.

Формирование у обучаемых способности рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о свойствах объектов и процессов является одной из важных целей любого образовательного учреждения. Наблюдения за явлениями природы – один из наиболее эффективных способов достижения указанной цели.

Наблюдения за природными явлениями позволяют углубить знания детей по многим разделам природоведения, приобрести навыки работы в природе, научиться сотрудничать друг с другом и взрослыми, а также развить память, наблюдательность, способность анализировать полученную информацию. Изучая природные явления, каждый ребенок ощущает значимость своей деятельности. Наблюдения за природными явлениями и живыми объектами (растениями и животными) способствует тесному общению ребенка с природой, что способствует улучшению физического здоровья и эмоциональной сферы.

Немаловажный факт, что данный вид деятельности не требует сложного оборудования и больших финансовых затрат, не таит угрозу для здоровья, не предъявляет высоких требований к уровню научной подготовленности детей. Он может осуществляться в любое удобное для ДОУ время, не нарушая хода педагогического процесса и сетки занятий, не нуждаясь в специальных формах организации детского коллектива.

Этот процесс дает большой простор для реализации основных принципов личностно-ориентированной педагогики, индивидуального подхода к детям. Каждый ребенок имеет возможность участвовать в работе в объеме, соответствующим его внутренним потребностям [1].

Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний об отдельных объектах природы, о природном материале и его свойствах. Они получают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. Описывать наблюдаемое явление ребята должны, придерживаясь заданного плана. По ходу наблюдения воспитатель учит детей исследовательским навыкам. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя – формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают исследовательскими навыками, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдениях, делать выводы.

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

В подготовительной группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон. Например, зимой растения находятся в состоянии покоя. Весной, по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений, – начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: увеличивается продолжительность дня, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди – цветут, плодоносят и образуют семена. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

Жизнь животных также в большой степени зависит от сезонных изменений. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм и т.д. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: к осени увядает большинство растений, исчезают насекомые, улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста [2].

Цель нашего исследования – проанализировать знания детей дошкольного возраста по фенологии.

Цель реализовывалась через следующие задачи:

  • рассмотреть программу детского сада «Истоки»;

  • составить тестовые задания для дошкольников в соответствии с программой обучения;

  • провести тестирование детей старшей группы детского сада;

  • оценить полученные результаты.

Тест по фенологии был составлен авторами и содержал 12 заданий различного уровня сложности. Кроме традиционных вопросов с одним верным ответом, в тесте были задания открытого типа, которые давали ребенку возможность рассуждать, опираясь на свой жизненный опыт, и вопросы на соответствие. Вопросы оценивались по уровню сложности: простые, где предлагались готовые ответы, и ребенку надо было только выбрать правильный ответ, оценивались в один балл, сложные, требующие предложить свой вариант ответа или установить соответствие – в два балла.

В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет. Опрос проводил воспитатель в доброжелательной атмосфере. Перед тестированием воспитатель провел беседу о растениях и животных нашего края.

Максимально возможное количество баллов за тест – 15. В результате тестирования максимальное количество баллов не набрал ни один ребенок. Лучший результат тестирования дошкольников – 14 баллов, наименьший – 3. Средний балл - 10,6.

Тест по фенологии

  1. В какое время года ласточки улетают на юг:
а. зимой; б. весной; в. летом; г. осенью
  1. Перечислите времена года, начиная с зимы:
а. зима; б. весна; в. лето; г. осень
  1. Какой месяц начинается после марта:
а. апрель; б. май; в. январь; г. ноябрь
  1. В какое время года цветет яблоня:
а. зимой; б. весной; в. летом; г. осенью
  1. Когда плоды рябины становятся красными:
а. зимой; б. весной; в. летом; г. осенью
  1. Что такое подснежники?
  2. В какое время года сажают картофель:
а. зима; б. весна; в. лето; г. осень
8.К какой погоде ласточки летают низко:
а. солнечной; б. дождливой
9.У какого дерева белый с черными пятнами ствол:
а. сосна; б. береза; в. ель; г. черемуха
10.В какое время года мы можем увидеть снегирей:
а. зимой; б. весной; в. летом; г. осенью
11. Какого цвета листья деревьев становятся осенью?
12.Пчелы живут:
а. муравейник; б. улей; в. скворечник.

Половина предложенных вопросов подразумевает в ответе выбор сезона года. В тесте, который предлагался детям, название сезонов были заменены соответствующими картинками для образного восприятия.

Рис. Диаграмма процентного соотношения правильных и неправильных ответов дошкольников

Лучше всего дети отвечали на вопрос №2 о последовательности времен года (все дали правильные ответы). Кроме того, хорошо отвечали на вопрос о подснежниках, березе, пчелах и снегирях (№№ 6, 9, 10, 12), возможно это связано с предварительной беседой о растениях и животных края. Неплохо отвечали дети (75 – 60%) на вопросы, связанные с сезонными явлениями в жизни растений и животных (вопросы №№ 1, 4, 5, 11), а также с сельскохозяйственными работами (вопрос № 7). Несколько особняком стоит вопрос о последовательности месяцев в году (№ 3), дошкольники хорошо справились с поставленным заданием (70%). Наибольшие затруднения у ребят вызвал вопрос № 8 о народных приметах. На вопрос: «К какой погоде ласточки летают низко?» было дано только 20% правильных ответов. Этот факт можно объяснить несколькими причинами: значительную часть лета детские сады не работают – находятся на ремонте, по программе в летнее время занятия не предусмотрены, большая часть детей не посещают детский сад.

Таким образом, тестирование дошкольников показало, что уровень фенологических знаний удовлетворительный. Дети ориентируются в последовательности сезонов года, явлениях в жизни растений и животных, знакомы с сезонными сельскохозяйственными работами. Тестирование выявило недостаточную осведомленность детей о народных приметах, связанных с изменениями погоды.

Представленный тест является первым шагом данного исследования. Ведется работа по усовершенствованию самого теста и формы проведения тестирования детей. Планируется провести срез знаний по фенологии у всех воспитанников детского сада, а также создание авторской программы по фенологическим наблюдениям дошкольников.


Литература:

1. Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.

Основные термины: неживой природы, явлениями природы, жизни растений, изучении неживой природы, продолжительность дня, явлений неживой природы, формирование естественнонаучных знаний, Методика организации фенологических, изучении школьного курса, образ жизни животных, фенологических знаний, природными явлениями, температура воздуха, организации фенологических наблюдений, знания детей, старших дошкольников знаний, дошкольного возраста, школьного курса биологии, предметов неживой природы, фенологическим наблюдениям дошкольников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle