Библиографическое описание:

Атеева Т. Г., Атеева Ю. А., Орлова А. Г. Срез фенологических знаний у дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 95-98.

Формирование у обучаемых способности рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о свойствах объектов и процессов является одной из важных целей любого образовательного учреждения. Наблюдения за явлениями природы – один из наиболее эффективных способов достижения указанной цели.

Наблюдения за природными явлениями позволяют углубить знания детей по многим разделам природоведения, приобрести навыки работы в природе, научиться сотрудничать друг с другом и взрослыми, а также развить память, наблюдательность, способность анализировать полученную информацию. Изучая природные явления, каждый ребенок ощущает значимость своей деятельности. Наблюдения за природными явлениями и живыми объектами (растениями и животными) способствует тесному общению ребенка с природой, что способствует улучшению физического здоровья и эмоциональной сферы.

Немаловажный факт, что данный вид деятельности не требует сложного оборудования и больших финансовых затрат, не таит угрозу для здоровья, не предъявляет высоких требований к уровню научной подготовленности детей. Он может осуществляться в любое удобное для ДОУ время, не нарушая хода педагогического процесса и сетки занятий, не нуждаясь в специальных формах организации детского коллектива.

Этот процесс дает большой простор для реализации основных принципов личностно-ориентированной педагогики, индивидуального подхода к детям. Каждый ребенок имеет возможность участвовать в работе в объеме, соответствующим его внутренним потребностям [1].

Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний об отдельных объектах природы, о природном материале и его свойствах. Они получают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. Описывать наблюдаемое явление ребята должны, придерживаясь заданного плана. По ходу наблюдения воспитатель учит детей исследовательским навыкам. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя – формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают исследовательскими навыками, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдениях, делать выводы.

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

В подготовительной группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон. Например, зимой растения находятся в состоянии покоя. Весной, по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений, – начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: увеличивается продолжительность дня, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди – цветут, плодоносят и образуют семена. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

Жизнь животных также в большой степени зависит от сезонных изменений. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм и т.д. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: к осени увядает большинство растений, исчезают насекомые, улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста [2].

Цель нашего исследования – проанализировать знания детей дошкольного возраста по фенологии.

Цель реализовывалась через следующие задачи:

  • рассмотреть программу детского сада «Истоки»;

  • составить тестовые задания для дошкольников в соответствии с программой обучения;

  • провести тестирование детей старшей группы детского сада;

  • оценить полученные результаты.

Тест по фенологии был составлен авторами и содержал 12 заданий различного уровня сложности. Кроме традиционных вопросов с одним верным ответом, в тесте были задания открытого типа, которые давали ребенку возможность рассуждать, опираясь на свой жизненный опыт, и вопросы на соответствие. Вопросы оценивались по уровню сложности: простые, где предлагались готовые ответы, и ребенку надо было только выбрать правильный ответ, оценивались в один балл, сложные, требующие предложить свой вариант ответа или установить соответствие – в два балла.

В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет. Опрос проводил воспитатель в доброжелательной атмосфере. Перед тестированием воспитатель провел беседу о растениях и животных нашего края.

Максимально возможное количество баллов за тест – 15. В результате тестирования максимальное количество баллов не набрал ни один ребенок. Лучший результат тестирования дошкольников – 14 баллов, наименьший – 3. Средний балл - 10,6.

Тест по фенологии

  1. В какое время года ласточки улетают на юг:
а. зимой; б. весной; в. летом; г. осенью
  1. Перечислите времена года, начиная с зимы:
а. зима; б. весна; в. лето; г. осень
  1. Какой месяц начинается после марта:
а. апрель; б. май; в. январь; г. ноябрь
  1. В какое время года цветет яблоня:
а. зимой; б. весной; в. летом; г. осенью
  1. Когда плоды рябины становятся красными:
а. зимой; б. весной; в. летом; г. осенью
  1. Что такое подснежники?
  2. В какое время года сажают картофель:
а. зима; б. весна; в. лето; г. осень
8.К какой погоде ласточки летают низко:
а. солнечной; б. дождливой
9.У какого дерева белый с черными пятнами ствол:
а. сосна; б. береза; в. ель; г. черемуха
10.В какое время года мы можем увидеть снегирей:
а. зимой; б. весной; в. летом; г. осенью
11. Какого цвета листья деревьев становятся осенью?
12.Пчелы живут:
а. муравейник; б. улей; в. скворечник.

Половина предложенных вопросов подразумевает в ответе выбор сезона года. В тесте, который предлагался детям, название сезонов были заменены соответствующими картинками для образного восприятия.

Рис. Диаграмма процентного соотношения правильных и неправильных ответов дошкольников

Лучше всего дети отвечали на вопрос №2 о последовательности времен года (все дали правильные ответы). Кроме того, хорошо отвечали на вопрос о подснежниках, березе, пчелах и снегирях (№№ 6, 9, 10, 12), возможно это связано с предварительной беседой о растениях и животных края. Неплохо отвечали дети (75 – 60%) на вопросы, связанные с сезонными явлениями в жизни растений и животных (вопросы №№ 1, 4, 5, 11), а также с сельскохозяйственными работами (вопрос № 7). Несколько особняком стоит вопрос о последовательности месяцев в году (№ 3), дошкольники хорошо справились с поставленным заданием (70%). Наибольшие затруднения у ребят вызвал вопрос № 8 о народных приметах. На вопрос: «К какой погоде ласточки летают низко?» было дано только 20% правильных ответов. Этот факт можно объяснить несколькими причинами: значительную часть лета детские сады не работают – находятся на ремонте, по программе в летнее время занятия не предусмотрены, большая часть детей не посещают детский сад.

Таким образом, тестирование дошкольников показало, что уровень фенологических знаний удовлетворительный. Дети ориентируются в последовательности сезонов года, явлениях в жизни растений и животных, знакомы с сезонными сельскохозяйственными работами. Тестирование выявило недостаточную осведомленность детей о народных приметах, связанных с изменениями погоды.

Представленный тест является первым шагом данного исследования. Ведется работа по усовершенствованию самого теста и формы проведения тестирования детей. Планируется провести срез знаний по фенологии у всех воспитанников детского сада, а также создание авторской программы по фенологическим наблюдениям дошкольников.


Литература:

1. Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle