Социально-нравственное развитие детей раннего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никоненко, И. В. Социально-нравственное развитие детей раннего возраста / И. В. Никоненко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 121-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1495/ (дата обращения: 26.04.2024).

Любовь к Родине – важно и нужно. И не потому, что так решили в правительственных кругах. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознать себя патриотом своей Родины.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины представляется в звуках и красках окружающей действительности. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже особо удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.

В раннем возрасте чувство Родины начинается с отношения к семье, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж и сложно, они любят родителей и родственников только за то, что они у них есть и любят их, детей. Педагог работает на осознание этой любви и формирование умений выразить эту любовь.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что отзывается откликом в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении маленького патриота.

Что больше всего позволяет получить от детей живой отклик? Конечно – это фольклор. Народные сказки, песенки, потешки, заклички, пестушки способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и прививают ребёнку любовь к русской речи, слову. Мы сделали подборку фольклорных форм для разных видов деятельности (сон, умывание, прогулка, принятие пищи, игры).

При подборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы:

  • доступность содержания детям раннего возраста;

  • нравственная и познавательная значимость;

  • возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому малые фольклорные формы должны соответствовать уровню развития детей, а интонация, с которой они произносятся педагогом, должна быть понятна детям.

Народные песенки настраивают детей на определённые действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти и т.д. Поэтому многие из них мы используем для организации игр и сопровождения хороводных игр.

Используем заклички и приговорки как игровой приём. Увидев на небе радугу, просим её напоить землю: «Радуга-дуга, пришли дождя…». Когда идёт дождь, дети кликают его: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи…». Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку.

Наши дети очень любят прибаутки, которые «приближают» окружающий мир, делают его понятным и реальным. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста. Поэтому, у нас имеется подборка наглядного материала по малым фольклорным формам.

У детей часто возникает активное желание включиться в рассказывание потешки диалоговой формы. Такие, как «Кисонька - мурысынька», «Курочка - рябушечка», «Гуси, вы, гуси….».

Индивидуальную работу с детьми по запоминанию фольклорных форм мы проводим в утренние и вечерние часы. На прогулке разучиваем с детьми такие потешки, как, например «Ветер, ветер, прилети, серу тучку разгони».

Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь наших детей богаче, чаще в повседневной жизни стали слышаться от детей слова из песенок и потешек.

Мы стараемся так построить день малыша, чтобы он как можно чаще соприкасался с удивительным миром традиций и обычаев русского народа.

В нашем детском саду имеется музей русской избы, где собраны много экспонатов русского быта: люлька, самовар, полотенца и т.д. Игровой характер занятий в русской избе способствует проявлению положительных эмоций ребёнка: дети получают первые уроки нравственности, доброты и милосердия. Например, дети «пекут» в избе бабушке Анюте «оладушки». Рассказывают совместно с воспитателем потешки.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, к малой и большой Родине, но и способствуют развитию личности ребёнка в духе патриотизма.

В решении этой задачи родители – главные помощники педагога. Они должны стать нашими единомышленниками. Ведь те культурные ценности, которых придерживаются в семье, как правило, усваивает и ребёнок.

Мы включаем родителей в разнообразную совместную деятельность:

  • участие родителей в фольклорных праздниках и развлечениях;

  • показ для детей силами родителей русских народных сказок;

  • помощь родителей в оснащении музея русской избы и групповой комнаты предметами (или их заместителями) русского быта, атрибутами к народным играм, игрушками (матрёшки, свистульки и т.д.);

  • участие родителей в оформлении фотоальбомов «Моя семья», «Отдыхаем всей семьёй»;

  • совместные выставки работ родителей и детей;

  • занятия в семейном клубе «Содружество». Например, на занятии «Ходит сон близ окон» мы познакомили родителей с большим разнообразием колыбельных песен. Здесь же родителям представилась возможность поучаствовать в конкурсе на знание колыбельных песен.

Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувство любви к своей семье, Родине.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, любовь, детский сад, наглядный материал, окружающий мир, Родина, родитель, русская изба, чувство Родины.

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Чувство патриотизма, любовь к Отечеству зарождаются из любви к малой родине.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Даются рекомендации по ознакомлению детей раннего возраста с элементами малой родины, как эффективного средства формирования

Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

- Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная...

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание нравственных чувств с раннего детства. Применительно к детям 6...

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

детский сад, ребенок, малая родина, родной город, родитель, чувство, семья, дошкольный возраст, Великая Отечественная война, Старый Оскол.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

ребенок, игра, патриотическое воспитание, родитель, детский сад, окружающий мир, родной край, участие родителей.

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской... русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Чувство патриотизма, любовь к Отечеству зарождаются из любви к малой родине.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Даются рекомендации по ознакомлению детей раннего возраста с элементами малой родины, как эффективного средства формирования

Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

- Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная...

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание нравственных чувств с раннего детства. Применительно к детям 6...

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

детский сад, ребенок, малая родина, родной город, родитель, чувство, семья, дошкольный возраст, Великая Отечественная война, Старый Оскол.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

ребенок, игра, патриотическое воспитание, родитель, детский сад, окружающий мир, родной край, участие родителей.

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской... русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.