Библиографическое описание:

Чертихина Л. В. Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В подростковый период происходит перемены в физиологической и социальной области жизни:

1. Стремление к независимости, самостоятельности, сопровождающие поведение подростка конфликтными ситуациями с ближайшим окружением (родителями, педагогами) относящиеся к нему как к ребенку;

2. Выстраивание отношений со сверстниками;

3. Формирование этических, нравственных принципов;

4. Интеллектуализация процессов восприятия;

5. Изменения физиологических и психологических особенностей [1, с. 114].

В связи, с чем появляется ряд трудностей в воспитательной работе педагога с подростками, основными причинами которых являются:

  1. Повышенная эмоциональная напряженность на фоне переживания возрастного кризиса;
  2. Переустройство системы взаимоотношений — снижения роли авторитетности взрослых на фоне возрастания влияния со стороны сверстников;
  3. Расширение социального опыта, интеллектуальных возможностей, становление самосознания.

Образовательная система СВУ имеет характерные особенности в воспитательной работе с обучающимися, т. к. все воспитанники являются мальчиками и прибывают в стенах учебного заведения круглосуточно.

В распорядке дня предусмотрено отдельное время для воспитательной работы, по следующим направлениям:

− воспитание и социализация обучающихся;

− здоровье;

− психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

− работа с родителями (законными представителями).

Оптимизировать свою воспитательную работу мне помогает опора на информацию о возрастных и психологических особенностях обучающихся, которая позволяет планировать, корректировать поведение подростков.

Далее приводятся таблицы № 1,2, отражающие подростковые периоды взросления и принципы взаимодействия педагога и обучающегося, особенности психосоциального поведения учащихся и направления воспитательной работы по ее коррекции [3].

Таблица 1

Возрастные периоды

Взаимодействие педагога сподростками

  1. Период 10–15 лет
  2. Период 13–14 лет
  3. Период 15–17 лет.
  1. Физическое или психологическое давление на подростков необходимо избегать;
  2. Помочь подростку понять и принять свои физические изменения, которые влияют на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности;
  3. Создание условий для сбалансированных интеллектуальных и физических нагрузок;
  4. Пропаганда здорового образа жизни.

Таблица 2

Характеристики поведения подростка

Направления воспитательной работы

  1. Формирование полноценных дружеских отношений на фоне повышения активности у подростков в социальном взаимодействии;
  2. Эталоном поведения для подростка становится его сверстники, так как происходит смена приоритетов в общении;
  3. Подростки испытывают беспокойство по поводу своего развития, что ведет к исследованию всех происходящих в них изменений;
  4. Стремление подростков к независимости от влияния авторитета взрослых;
  5. Самовосприятие подростками себя оказывает влияние на их поведение и самочувствие.
  1. Создание условий для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях;
  2. Обеспечение возможностей для совершенствования речи;
  3. Организация общественной деятельности, помогающая в социализации, развитии досуговой деятельности, соответствующей потребностям современных подростков;
  4. Предоставление подросткам информации о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками;
  5. Создание условий взаимодействия обучающихся разных полов, культурных и социоэкономических характеристик.

Подросток реагирует часто агрессивно на окружающих его людей, не осознавая причины — почему это происходит и, не анализируя сути проблемы. Причины, на которые срабатывает защита у подростков — не реализация потребностей, чувство неудовлетворенности, неполноценности. При деструктивной защите изменяется система жизненных приоритетов, но при этом происходит устранение эмоционального напряжения. В данной ситуации основная функция педагога — научить подростка применять конструктивные способы формы защиты: разрешению моральных, этических проблем, совершенствованию механизмов саморегуляции (механизмы саморегуляции не действуют в полную силу в переходном периоде в связи, с чем наблюдается вероятность поведенческих отклонений). Реализация коррекционной работы педагогом возможно во внеурочное время, направленное на развитие личности обучающихся, по направлениям спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

Выделяют семь основных потребностей у подростков, которые приводят к нарушению норм поведения.

Таблица 3

Потребности подростков

Принципы работы педагога

  1. В индивидуализации;
  2. В самопознании себя;
  3. В активной общественной деятельности;
  4. В положительном общении со сверстниками и взрослыми;
  5. В физической активности;
  6. В признании и успешности;
  1. 7. В развитии и стабильности.
  1. Принцип единства диагностики и воспитательной деятельности;
  2. Принцип изменения нежелательных поведенческих проявлений, а причин, их вызывающих;
  3. Принцип деятельностного подхода;
  4. Принцип учета индивидуально-психологических особенностей воспитуемых;
  5. Принцип комплексности воспитательных воздействий;
  1. 6. Принцип гуманистического воспитания.

Реализация потребностей подростков возможно и в «закрытом учреждении» во внеучебной деятельности при четко скоординированной работе воспитателя учебного курса:

  1. Духовно-нравственные потребности суворовцев реализуются через классные часы, проводимые с учетом возрастных запросов и интересов обучающихся (эффективная форма проведения мероприятий — диалогический, с элементами тренингов), а также организацию встреч с ветерана различных войн, яркими личностями современности;
  2. Интеллектуальные потребности обучающихся реализуются через участие в исследовательской деятельности (в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий);
  3. Эстетические потребности реализуются через участие в творческих мероприятиях (создание фильмов, роликов, флешмобов), посещения выставок, театра, концертов, встреч с работниками культуры;
  4. Обязательные ежедневные физические нагрузки, которые обучающиеся реализуют на спортивно-массовых мероприятиях и в спортивных секциях.

Программа «Воспитание и социализация обучающихся», реализуемая по направлениям:

− Гражданско-патриотическое воспитание;

− воспитание социальной ответственности и компетентности;

− нравственно-эстетическое воспитание;

− физическое воспитание, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

− воинское воспитание и военно-профессиональная ориентация;

− трудовое воспитание.

Программа «Здоровье» реализует направления:

− медицинское направление;

− просветительское направление;

− психолого-педагогическое направление;

− спортивно-оздоровительное направление;

диагностическое направление.

Данные программы, осуществляемые в учебном заведении отвечают всем запросам духовно-нравственного, физического, трудового развития подростка.

Но, несмотря на проводимую сбалансированную, координированную работу, педагогу стоит помнить, что педагогические воздействия, направленные на решение воспитательных задач, путем коррекции характера отношений подростка со сверстниками или взрослыми, могут привести к проявлениям повышенной эмоциональной напряженности, импульсивности, невнимательности или даже агрессии или депрессивности, т. е. изменению структуры личности в целом. Также эффективность воспитательной работы с подростками зависит от четкого определения симптомов отклонений в поведении, причин нарушений поведения и понимания психологии учащихся данного возрастной группы.

В воспитательной работе необходимо фиксировать коррекционные изменения у обучающихся, имеющие сложности во взаимодействии с окружающими, которые могут быть отражены в индивидуальных воспитательных картах учащихся (в училище данная работа отражена в системе – LMS), содержащие общие сведения о подростке, семье и формулировки фактов, свидетельствующих о наличии проблем, индивидуальные воспитательные задачи и перечень мероприятий для их реализации.

Эффективная воспитательная деятельность возможна при следующих условиях:

  1. Воспитательные задачи должны быть сформулированы в позитивной форме, т. е. включать описания тех форм поведения, изменений, которые должны быть сформированы (а не носить запретительный, ограничивающий, запугивающий характер);
  2. Задачи воспитания должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью и интенсивностью работы, возможностями переноса подростком нового положительного в реальное поведение;
  3. Воспитательные влияния должны быть разнообразны и в то же время основываться на постоянных требованиях;
  4. Воспитательные воздействия должны иметь перспективные направляющие и возможности влияния на проявления активности [2].

Воспитательная работа предполагает необходимость постоянного, тактичного, конструктивного сотрудничества учебного заведения с семьей, так как только совместные усилия, единые требования и педагогическая компетентность помогут сформировать у подростков активную общественную позицию, основанную на высоком уровне психологической культуры.

Литература:

  1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск: Феникс, 1985. — с. 136.
  2. Особенности воспитательной работы педагога с учащимися подросткового возраста // [Электронный ресурс] URL: http://school1.anadyrobr.ru/forteachers/447.
  3. Особенности воспитательной работы с учащимися подросткового возраста // [Электронный ресурс] URL: http://gosvoroni.narod.ru/plans/psy9-r.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle