Психологические характеристики взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Костерева, Л. И. Психологические характеристики взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому / Л. И. Костерева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27882/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются психологические характеристики взаимодействия старшеклассников, его виды, психологические особенности учащихся, обучающихся на дому.

Ключевые слова: взаимодействие, старшеклассники, обучающиеся на дому, образовательный процесс, особенности личности.

На современном этапе развития общества созрела необходимость развития личности, готовой к осознанию собственной уникальности, самоценности, готовой к деятельности, творчеству, креативности в решении нестандартных задач. Все это обуславливает ориентацию воспитания как одну из социокультурных технологий формирования личности, способной адаптироваться в меняющихся условиях жизни общества. Такие условия требуют особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых лица с ограниченными возможностями являются самой многочисленной группой.

В нашей стране наряду со школьным обучением многие учащиеся по различным причинам получают образование не в общеобразовательных школах, а на дому.

Одним из вариантов индивидуального обучения таких детей выступает надомное обучение и воспитание, положительными сторонами которого являются индивидуальный план и темп обучения. Индивидуальная работа с таким учащимся позволяет учесть темп его работы, работоспособность, утомляемость, кроме того, компенсировать изолированность детей и подростков с ограниченными возможностями от общества, школы.

В последние десятилетия проблема надомного обучения все чаще привлекает внимание специалистов (А. Н. Ганичева, O.JI. Зверева, JI. B. Пасечник, Е. В. Савушкина, C. B. Трошина, Т. В. Тихоненко, Н. В. Флит и др.), которые в своих исследованиях пытаются осветить и проанализировать опыт работы учителей надомников в различные периоды становления и развития образования в России. Обсуждая вопросы надомного обучения, авторы (JI. H. Авдеева, М. Р. Леонтьева, Т. М. Масликова, В. В. Полищук, В. Рубенс) приходят к заключению о том, что его реализация на практике и по сей день вызывает большое количество проблем. Е. В. Обухова, О. С. Рыжова, В. Ц. Цыренов в своих исследованиях рассматривают вопросы коррекционной помощи учащимся в условиях надомной формы обучения.

В психологии юношеский возраст рассматривается как период активного стремления к личностному самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, формирования определенных жизненных взглядов, мировоззрения, планов на будущее. И одной из задач системы образования является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Взаимодействие является одной из важнейших сфер жизнедеятельности старшеклассника. Значение процесса взаимодействия в формировании основных компонентов личности в юношеском возрасте велико. От того, как будет складываться взаимодействие, зависит формирование будущей личности. Поэтому наше исследование о психологических характеристиках взаимодействия в старшем школьном возрасте является актуальной темой для изучения.

Многие исследователи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон) считают, что огромное значение имеет для старших школьников взаимодействие со сверстниками. Взаимоотношение со сверстниками находится в центре жизни старшеклассника, и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.

Взаимодействие старшеклассников со сверстниками, можно представить в трех основных направлениях: отношения с представителями противоположного пола, широта круга общения и наличие близких контактов, особенности эмоций и переживаний взаимодействия.

Особое значение взаимодействие приобретает в образовательном процессе, который представляет единство обучения и воспитания. Основной задачей образовательного процесса есть формирование личности в процессе обучения. Но образовательный процесс только тогда будет выступать условием формирования личности, когда педагоги и учащиеся будут его активными субъектами.

Т. А. Шилова приводит слова о том, что «перед работниками образовательных учреждений стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса» [4,67].

В качестве еще одного субъекта образовательного процесса мы выделяем родителей, поскольку семейное воспитание является важным условием формирования личности, становления его нравственной сферы.

Как отмечают учёные А. И. Дьячков, А. П. Гозова, А. В. Гущина, С. А. Зыков, М. И. Никитина, учащиеся, не имеющие достаточного социального опыта, сталкиваются с трудностями социальной адаптации и дальнейшей интеграции в общество.

В своём исследовании О. С. Рыжова относит к типичным качествам личности учащихся, обучающихся на дому, узкий кругозор, интеллектуальную пассивность, низкий уровень развития психических процессов, познавательных навыков, отсутствие интереса к учебной деятельности, социальную и школьную дезадаптацию.

Также О. С. Рыжова отмечает личностные нарушения, которые проявляются в незрелости эмоционально-волевой сферы, эгоцентризме, повышенной внушаемости, инертности, преобладании внешней мотивации, заниженная самооценка и искажённый уровень притязаний. Так же имеются нарушения в межличностных отношениях — как следствие частичной изоляции от общества (незнание или игнорирование некоторых социальных требований и норм) [1,44].

По мнению В. В. Николаевой и Г. А. Ариной двигательная активность является важной формой самовыражения личности, а также сильнейшим фактором ее формирования. Ограниченность общения со сверстниками существенно меняет социальную ситуацию старшеклассника. Психологические особенности старшеклассников, обучающихся на дому, недостаточно изучены. По нашим ранее сделанным исследованиям, мы можем предполагать, что плохое самочувствие, ограничение движений, длительное нахождение в реабилитационном центре, приводят к развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, неуверенности в себе, зависимости от чужого мнения. Основными последствиями являются изменения в направленности личности, в системе самооценки, в установке на деятельность [2,89].

Существуют также специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности учащихся, обучающихся на дому, например, ограниченность круга общения, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов).

Согласно статистике в последние годы отмечается увеличение количества детей, обучающихся на дому. Можно предположить, что частая и длительная отстраненность учащихся из школьного коллектива может негативно отразиться на их личностном формировании, нарушении основных механизмов взаимодействия с социумом и способствовать возникновению трудностей в построении межличностных отношений.

Цель данного исследования — изучить психологические характеристики взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому.

Условия иметоды исследования

В исследовании приняли участие 60 старшеклассников, в возрасте 15–16 лет г. Москвы: 30 учащихся, обучающиеся в общеобразовательной школе, 30 человек — испытуемые, обучающиеся на дому.

Для проведения нашего исследования, были использованы следующие методики: методика «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский); методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко; методика исследования самоотношений В. В. Столина, С. Р. Пантелеева.

Расчет основных количественных показателей методики исследования самоотношений В. В. Столина, С. Р. Пантелеева показывает выраженные различия в личности старшеклассников. Среди учеников посещавших общеобразовательную школу, высокую самоуверенность показали 56 %, 40 % — высокую самоценность, по остальным шкалам: саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие, самопривязанность, внутренний конфликт, самообвинение — средние значения. Среди испытуемых, обучающихся на дому — у 77 % испытуемых преобладает высокая замкнутость, у 53 % старшеклассников, обучающихся на дому, преобладает низкая самоценность, 44 % отметили низкое самопринятие, 67 % указали на высокий внутренний конфликт, 47 % отметили высокое самообвинение.

Для оценки уровня общительности, мы применили методику «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский), которая позволяет определить уровень общительности, коммуникабельности личности. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 47 % школьников показали нормальную коммуникабельность, любознательность, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. 33 % обучающихся имеют средний уровень, охотно знакомятся с новыми сверстниками, любят бывать в центре внимания, могут вспылить, но быстро отходят. 20 % учащихся показали низкий уровень общительности. Старшеклассники, обучающиеся на дому, в большинстве имеют уровень общительности ниже среднего- 43 %, испытуемые с уровнем общения ниже среднего общительны в определенной мере, не пугаются новых проблем, однако с новыми людьми сходятся с оглядкой; в спорах и диспутах участвуют неохотно. Испытуемые с низким уровнем общительности — 47 %, замкнуты, неразговорчивы, имеют мало друзей. Новая ситуация и обстановка могут вывести их из равновесия. 10 % старшеклассников, обучающихся на дому, показали нормальную коммуникабельность.

Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко предназначенная для выявления негативных коммуникативных видов установок личности по отношению к другим людям показала следующие результаты: что среди старшеклассников, посещавших общеобразовательную школу, имеют выраженную негативную коммуникативную установку — 66 % учащихся, 23 % — отмечают завуалированную жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них, 33 % — показывают открытую жестокость в отношениях к людям. Среди испытуемых, обучающихся на дому, 83 % старшеклассников имеют выраженную негативную коммуникативную установку, 37 % — отмечают завуалированную жестокость в отношениях к людям, 23 % — показывают открытую жестокость в отношениях, 17 % старшеклассников, обучающихся на дому, выделили негативный личный опыт общения с окружающими.

Таким образом, старший школьный возраст является одним из важнейших этапов в жизни личности. В результате нашего исследования мы обнаружили выраженные различия психологических характеристик взаимодействия старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Старшеклассники, обучающиеся на дому, характеризуются некоторыми личностными особенностями, которые затрудняют их эффективное взаимодействие. Большинство испытуемых данной группы имеют выраженную негативную коммуникативную установку, низкий уровень общительности. Это свидетельствует о недостаточном развитии навыков позитивного общения у старшеклассников. Также определяется высокая замкнутость как выраженное защитное поведение личности, низкая самоценность, ведет к неуверенности в себе, ослабляет сопротивление средовым влияниям, повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих может сделать человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности. Перспективой дальнейшего изучения проблемы может стать разработка программы психологической коррекции эффективного взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому, которая позволит процессу социальной реабилитации и интеграции быть наиболее успешным.

Литература:

  1. Рыжова О. С. Сущность и специфика социально-педагогических технологий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. 2014. № 4. С. 44.
  2. Костерева Л. И. Изучение взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у старшеклассников, обучающихся на дому.// Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Уфа, 2015. С. 88–90.
  3. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: Практическое пособие. — М. Айрис-пресс, 2004.- 96с.
  4. Шилова Т. А. Диагностика психолого — социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие. — М. Айрис-пресс, 2006.-112с.
  5. Шилова Т. А. Состояние проблемы неравномерности и гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе/ Т. А. Шилова // Системная психология и социология № 3 (I) 2011, С 67–77.
  6. Шилова Т. А., Костерева Л. И. Психологические особенности направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому// Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. 2015. № 2. С.98–102.
Основные термины (генерируются автоматически): дом, образовательный процесс, обучающийся, уровень общительности, общеобразовательная школа, выраженная негативная коммуникативная установка, надомное обучение, отношение, психологическая характеристика взаимодействия старшеклассников, старшеклассник.


Похожие статьи

Психологический тренинг как средство развития...

дом, обучающийся, психологический тренинг, высокий уровень, уровень общительности, старшеклассник, уровень, общеобразовательная школа, межличностное взаимодействие, высокая замкнутость.

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

На третьем – умение справедливо распоряжаться данной властью [3]. Огромную роль во взаимоотношениях с учителями играет внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе как к учреждению, к процессу обучения, к соученикам...

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

В процессе обучения учителю необходимо решить следующие задачи

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели

Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

особенности коммуникативных возможностей учителя

Стиль общения воплощает в себе социально установки общества, школы

Педагогическое взаимодействие — универсальная категория обучения, отражающая процессы взаимодействия обучающего и обучаемого...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и

Этот процесс происходит при активном взаимодействии с окружающим миром.

Этот факт нужно учитывать при образовательно-воспитательных работах.

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие

Исследование отношения учащихся начальной школы к учению проходило с помощью

Уровень тревожности и напряженности учащихся начальной школы на уроке помог...

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями.

Так, неблагоприятно сказывается на воспитательном процессе несоответствие воспитательных влияний школы и семьи...

Взаимодействие подростков со сверстниками...

В статье рассмотрены особенности взаимодействия современных подростков в современной общеобразовательной школе

Для изучения уровня общительности каждого испытуемого нами была проведена методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

старшеклассникиучебно-профессиональная деятельность [1, 328]. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка.

Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007.

Похожие статьи

Психологический тренинг как средство развития...

дом, обучающийся, психологический тренинг, высокий уровень, уровень общительности, старшеклассник, уровень, общеобразовательная школа, межличностное взаимодействие, высокая замкнутость.

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

На третьем – умение справедливо распоряжаться данной властью [3]. Огромную роль во взаимоотношениях с учителями играет внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе как к учреждению, к процессу обучения, к соученикам...

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

В процессе обучения учителю необходимо решить следующие задачи

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели

Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

особенности коммуникативных возможностей учителя

Стиль общения воплощает в себе социально установки общества, школы

Педагогическое взаимодействие — универсальная категория обучения, отражающая процессы взаимодействия обучающего и обучаемого...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и

Этот процесс происходит при активном взаимодействии с окружающим миром.

Этот факт нужно учитывать при образовательно-воспитательных работах.

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие

Исследование отношения учащихся начальной школы к учению проходило с помощью

Уровень тревожности и напряженности учащихся начальной школы на уроке помог...

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями.

Так, неблагоприятно сказывается на воспитательном процессе несоответствие воспитательных влияний школы и семьи...

Взаимодействие подростков со сверстниками...

В статье рассмотрены особенности взаимодействия современных подростков в современной общеобразовательной школе

Для изучения уровня общительности каждого испытуемого нами была проведена методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

старшеклассникиучебно-профессиональная деятельность [1, 328]. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка.

Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007.

Задать вопрос