Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Малиновская М. В., Курило И. В. Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/archive/102/23526/ (дата обращения: 17.10.2018).



)

 

Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви [1, с.105].

Личность — есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием [1, с.223].

Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов групп является коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Эти фундаментальные положения социальной психологии наиболее ярко проявляются в практике дополнительного образования, организации детского учебного коллектива [2]. Традиционно выделяют три этапа формирования учебного коллектива. На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

Второй этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы. Лидер — определяющая сила группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Третий этап развития коллектива характеризуется высоким уровнем сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат — совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю.

Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [3, с.277].

В свою очередь Я. Коломинский критериями выбора называл вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в какой-либо деятельности [4]. Например: «С кем вы хотите вместе решать задачу?» или «Кого вы пригласите на день рождения?». Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов, критериев. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей.

Деление критериев по силе, обобщенности связано с представлением о наличии между людьми спонтанных, непосредственных влияний как основы межличностных отношений.

Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин «социальная позиция» как синоним социального статуса). Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий, как мужчин, так и женщин. Если определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени, то приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям.

Пол и возраст — это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобнее статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей [5, с.175].

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. На этих базовые положениях Дж.Морено построил свою социометрическую технику диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Важную информацию несет в себе индивидуальный индекс эмоционального благополучия, многозначный по своему диагностическому потенциалу. Он отражает, во-первых, оценку, данную членом ЭПК своего коллектива, а во-вторых, в оценке опосредуется личное эмоционально-психологическое состояние учащегося в данном социуме.

 

Литература:

  1. Кон И. С. Психология ранней юности. –М.: Просвещение. –1989. –255с.
  2. Тесленко А. Н. Педагогика и психология социализации личности. Кокшетау: КУАМ, 2012. -232 с.
  3. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. –М.: Педагогика. –1990. -437 с.
  4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности.- М., 2001. -56с.
  5. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. –М.: Мысль. –1971. –315 с

Основные термины (генерируются автоматически): группа, социальный статус, отношение, критерий выбора, статус, совместная деятельность, социальная роль, член группы, член коллектива, этап формирования.


Похожие статьи

Социальный статус подростка в коллективе сверстников

общение, подросток, статус, социальный статус., межличностные взаимоотношения, социометрический статус, коллектив

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе.

Влияние социального статуса подростков на установление...

Ключевые слова: социальная среда; группа; межличностные отношения; социометрия; социометрический статус члена группы.

2. Изучить особенности социального статуса подростка в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

Оптимизация взаимоотношений в малой группе через их оценку...

отношение, группа, персонал, член группы, методика, малая группа, коллектив, модульная методика, совместная деятельность, объективная оценка.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Каждый член детского коллектива занимает индивидуальное положение и в системе

Данное обстоятельство является закономерностью в связи с вхождением в новую группу.

Учитель участвует в формировании статусов и межличностных отношений первоклассников.

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и

Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения...

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской...

На данном возрастном этапе развития человека происходит поиск, понимание своей социальной роли, статуса, позиции в деловых и межличностных отношениях...

Воспитательные функции педагога в процессе формирования...

3-й этап — номинальная группа и группа — ассоциация. Номинализация группы происходит от присвоения ей общего имени.

Если же объединение произошло, члены группы приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности проектируются заданием, то группа...

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Немалую роль в формировании личности подроста играет подростковое общество (референтная группа) - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. В целом, так же как социальные структуры взрослых...

Социально-педагогические условия, способствующие...

межличностное взаимодействие, группа, студенческая группа, член группы, студент, куратор, староста, академическая группа, староста группы, студент группы. Ключевые слова. общение, социальные роли, студенческая группа...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социальный статус подростка в коллективе сверстников

общение, подросток, статус, социальный статус., межличностные взаимоотношения, социометрический статус, коллектив

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе.

Влияние социального статуса подростков на установление...

Ключевые слова: социальная среда; группа; межличностные отношения; социометрия; социометрический статус члена группы.

2. Изучить особенности социального статуса подростка в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

Оптимизация взаимоотношений в малой группе через их оценку...

отношение, группа, персонал, член группы, методика, малая группа, коллектив, модульная методика, совместная деятельность, объективная оценка.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Каждый член детского коллектива занимает индивидуальное положение и в системе

Данное обстоятельство является закономерностью в связи с вхождением в новую группу.

Учитель участвует в формировании статусов и межличностных отношений первоклассников.

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и

Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения...

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской...

На данном возрастном этапе развития человека происходит поиск, понимание своей социальной роли, статуса, позиции в деловых и межличностных отношениях...

Воспитательные функции педагога в процессе формирования...

3-й этап — номинальная группа и группа — ассоциация. Номинализация группы происходит от присвоения ей общего имени.

Если же объединение произошло, члены группы приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности проектируются заданием, то группа...

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Немалую роль в формировании личности подроста играет подростковое общество (референтная группа) - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. В целом, так же как социальные структуры взрослых...

Социально-педагогические условия, способствующие...

межличностное взаимодействие, группа, студенческая группа, член группы, студент, куратор, староста, академическая группа, староста группы, студент группы. Ключевые слова. общение, социальные роли, студенческая группа...

Задать вопрос