Библиографическое описание:

Сомов Д. С., Голубков В. О. Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Сделана попытка проанализировать результаты исследований с целью выявить основные проблемы интеграции цифровых технологий в различные области музыкального образования и творчества. Приводятся формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка

Современный российский социум характеризуется внедрением новейших компьютерно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности. Глобальные изменения в способе обработки и передачи информации привели к интенсивному проникновению цифровых технологий в различные области музыкального образования и творчества. Достижения последних двух десятилетий в развитии технологий создания музыки в сочетании с актуальными возможностями средств массовой информации окрыли ранее недоступные области для создания и распространения музыки. В связи с этим к учителю музыки теперь предъявляться новые требования [4]. Современный учитель музыки обязан не только знать музыкально-компьютерные технологии (далее — МКТ), но и быть профессиональным специалистом, умеющим правильно их использовать в своей работе.

Современные исследования позволили констатировать, что музыкальные педагоги в настоящие время не используют широкий спектр возможностей МКТ в своей работе, при том что для их внедрения имеются объективная необходимость. В первую очередь это связанно с тем что традиционное музыкальное образование не дает таких знаний, которые требуются на современном этапе развития технологий.

Различные аспекты проблемы использования и применения МКТ в музыкальном образовании школьников исследовали Т. А. Затямина, Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин, Э. В. Зауторова, О. Тарачева и др. на основании их исследований нами определенны противоречия между: требованиями которые предъявляются музыкальной педагогикой к МКТ, объективными возможностями использования данной техники на уроках музыки; подготовкой низкого качества учителей музыки в данной области; отсутствие финансовых возможностей, а также нежелание администрации учебных заведений, внедрять информационные технологии для повышения качества образования школьников.

Практически все работы упомянутых исследователей в основном посвящены специфике обучения игре на синтезаторе в специализированных детских музыкальных школах и детских школах искусств. Однако проблемы использования МКТ наблюдается и в общеобразовательных школах на традиционных уроках музыки. К одной из ключевых проблем также можно отнести состояние учебно-методической базы, отсутствие оформленных и оснащенных кабинетов музыки. Важно отметить что исследователь И. М. Красильникова, несколько иначе смотрит на эту проблему, считая, что компьютерный класс в общеобразовательной школе можно легко превратить в специализированную студию компьютерной музыки [3]. Существенной проблемой считается и то что, что современные учителя музыки как правило, имеют крайне слабое представление о дидактическом потенциале МКТ, педагоги, которые все же применяют МКТ в своей практике, используют их потенциал не эффективно.

В современной отечественной музыкально-педагогической школе ключевой является проблематика подготовки специалистов нового типа. Специалистов задачей которых становится не только передача знаний, умений и навыков, но развитие музыкальных способностей учащихся, привитие учащимся творческого желания, необходимых для дальнейшего самообразования и самореализации в условиях современного общества.

Психологами и педагогами доказано, что творческий потенциал заложен в каждом ребенке. Но развитие творчества происходит исключительно в творческой деятельности. Именно благодаря ей учащийся развивается, приобретает опыт, раскрывает свои природные задатки и развивает способности [5; 2]. Поэтому учителю музыки необходимо создать максимально благоприятные условия на уроках музыки для полноценного творческого развития, что невозможно без внедрения МКТ в педагогический процесс. Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент (синтезатор, цифровое пианино и др.) программное обеспечение (обучающие программы, справочные материал и др.).

Синтезатору отводиться особое место по мнению П. Л. Живакина, у инструмента большое будущее «В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Возможно, наступит время, когда схожую роль сыграет и синтезатор» [1]. Мы не хотим утверждать, что синтезатор однозначно призван искоренить фортепиано из процесса обучения музыке, на данный момент можно говорить лишь доступности выбора из традиционных или более функциональных цифровых инструментов.

Положительным примером использования МКТ может служить аккомпанирование на синтезаторе. Использовав функцию «минусовки» песни (фонограмму без главной мелодии), учитель музыки сможет сосредоточиться исключительно на работе с детским хором. Появление обучающих компьютерных программ, игр, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет более эффективно изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски данная технология позволяют обогатить яркими и интересными событиями урок музыки благодаря демонстрации музыкального материала информация будет усваиваться учащимся глубже. Заметим, что предлагаемые нами решения могут служить естественным дополнением к программам «Музыка» для общеобразовательных школ, созданных под руководством Л. Л. Куприяновой, Г. П. Сергеевой, Н. А. Терентьевой, Д. Б. Кабалевского, Ю. Б. Алиева, Л. М. Кашаповой, Н. Г. Ямалетдиновой, Р. Х. Хусаиновой и др.

Таким образом, мы установили, что поиск новых форм и методов применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе должен идти постоянно и обязательно опираться на исторически-сложившиеся и традиционные методы и формы обучения музыке. Важно собрать и обобщить имеющийся отечественный и зарубежный опыт внедрения музыкально-компьютерных технологий в музыкальное образование, наработать научно-теоретическую базу, которая в дальнейшем позволит всем учителям музыки использовать их в своей работе [6].

Литература:

  1. Живакин П. Л. Синтезатор — это основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка в школе. 2005. № 1. С. 4
  2. Захарюта Нина Васильевна Инновационный подход к развитию творческого потенциала личности детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3 С.225–232.
  3. Красильников И. М., Глаголева Н. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе. М., 2004. 65 с.
  4. Камерис Андреас. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Камерис Андреас; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 282 с.: ил. РГБ ОД, 61 08–13/660
  5. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 208 с.
  6. Юланова Дилара Марсовна Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 98. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-na-urokah-muzyki-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 22.11.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle