Автор: Меденкова Галина Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Библиографическое описание:

Меденкова Г. В. Безопасное поведение как элемент политической культуры [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 47-50.



In the study of the disciplines of social-humanitarian cycle in professional educational organizations teacher should regularly schedule availability in substantial parttraining issues related to health and healthy lifestyles; to inform students with the knowledge about the possible consequences of behavioral choices, to practice individual ways of safe behavior.

Key words: young people, healthy living, political culture, society, safe behavior.

Одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью.

В процессе формирования здорового образа жизни молодежь является достаточно перспективной возрастной категорией с позиции усвоения основных объемов информации и выработки правильных жизненных стереотипов. Так как в этот период для большинства молодых людей учебная деятельность является основной, то вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в содержание учебных занятий.

Это относится и к студентам — одной из представительных групп молодежи страны.

Ценностное отношение к здоровью предполагает создание соответствующих социально-гигиенических условий для нормального обучения:

‒ обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.;

‒ средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (используются не менее трех-четырех методов учебной деятельности: словесный, наглядный, практический, исследовательский и др., продолжительностью не более 10- 15 минут);

‒ наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся: беседа, дискуссия, семинар, эссе, студент как исследователь; самооценка и взаимооценка и др.;

‒ место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

‒ наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу и т. п.)

‒ психологический климат на уроке;

‒ наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п.;

‒ отслеживание момента наступления утомления у студентов и снижения их учебной активности (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у студентов в процессе учебной работы);

‒ соблюдение темпа и особенностей окончания урока (спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом; отсутствие задержек студентов после звонка (на перемене)

Здоровье студентам необходимо для полноценного вступления в профессиональную жизнь, выполнения своих профессиональных обязанностей и для активного включения в социум.

Учебные занятия со студентами по социально-гуманитарным дисциплинам вполне могут быть использованы как для получения знаний по здоровьесбережению (самосохранению), так и для отработки необходимых навыков безопасного включения в социум.

Например, на занятиях по основам политологии, используя элементы проигрывания ситуации или участия в дискуссии, можно сформировать навык правильного поведения на митингах или других многолюдных мероприятиях; выяснить, что такое экстремизм и каковы его последствия; узнать, как ориентироваться среди неформальных молодежных организаций и т. д., то есть сформировать политическую культуру молодого человека.

Политическая культура гражданина, являясь составной частью духовной культуры общества, предполагает:

‒ наличие определенного уровня политических знаний,

‒ наличие личного отношения к политическому событию или явлению,

‒ проявление политического поведения граждан.

Третий элемент политической культуры — самый сложный и небезопасный с точки зрения самосохранения, особенно, если речь идет об участии в публичном мероприятии.

Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (закон).

Студенты должны знать (знание — первый элемент политической культуры) места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. Выяснить это они могут на основе реферирования законодательной базы и дальнейшего обсуждения материала на учебных занятиях. Это территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Безопасное участие гражданина в публичных мероприятиях предполагает сформированное отношение (второй элемент политической культуры) к жесткому выполнению некоторых правил:

‒ строго следовать установленному маршруту движения, чтобы не попасть во встречные потоки и не создавать помехи передвижению участников мероприятия (проигрывание ситуации на занятии);

‒ занимать строго отведенные места, не забираться на ограждения, парапеты, осветительные устройства, площадки для телевизионных съемок, деревья, мачты, крыши, несущие конструкции, повреждать оборудование и элементы оформления сооружений и иной инвентарь, зеленые насаждения (дискуссия);

‒ никогда не брать с собой спиртные напитки, огнестрельное оружие, колющие, режущие и крупногабаритные предметы, взрывчатые, радиоактивные, огнеопасные, ядовитые и сильно пахнущие вещества и иные предметы, мешающие проведению массового мероприятия (дискуссия);

‒ никогда не брать с собой напитки в стеклянной таре (проигрывание ситуации на занятии);

‒ соблюдать и поддерживать общественный порядок и общепринятые нормы поведения, вести себя уважительно по отношению к другим посетителям и участникам массовых мероприятий, обслуживающему персоналу, не допускать действий, создающих опасность для окружающих, ни при каких обстоятельствах не оскорблять человеческое достоинство и общественную нравственность (проигрывание ситуации на занятии);

‒ соблюдать спокойствие и не создавать панику (проигрывание ситуации на занятии).

Участникам учебного процесса предлагается вспомнить ситуации, в которые они или их знакомые и родственники попадали; обсудить, чем опасны некоторые ситуации, предложить варианты выхода из создавшегося положения, задуматься о возможных последствиях выбранного поведения. При таком подходе формируется понимание опасности, уточняется представление о правилах поведения в социуме, растет убеждение, что неверное поведение может нанести вред здоровью (третий элемент политической культуры — проявление политического поведения).

Таким образом, при организации учебного процесса преподавателю необходимо регулярно планировать наличие в содержательной части учебного занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; сообщать студентам знания о возможных последствиях выбора поведения, отрабатывать приемы индивидуального способа безопасного поведения (использовать элементы проигрывания ситуации).

Цель применения здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, в том числе, для активного и безопасного включения в социум.

Литература:

  1. Баклыкова А. В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков // Молодой ученый. — 2010. — № 5. Т.2. — С. 205–207.
  2. Батрымбетова С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. — Саратов, 2007. — С. 165–179.
  3. Вялов И. С. Особенности формирования и управления самосохранительным поведением студентов // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. — 2011.
  4. Гафиатулина Н. Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте: Автореф. дис. …канд.социолог.наук/Н. Х. Гафиатулина, Ростов-н/Д.,2007.
  5. Куприянова, Э. В. Здоровый образ жизни как метод сохранения и укрепления здоровья студентов: автореф. дис.... канд. социолог. наук / Куприянова Э. В. — Пенза,2007. — 24 с.
  6. Попов В. И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи //Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011.- № 3.- С.154–158
  7. О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон РФ от 2004 г. № 54-ФЗ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle