Библиографическое описание:

Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 160-163.



В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы. (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.) [3].

Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

По мнению ученых необходимо с концентрированность на детском периоде жизни, т. к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по само рефлексии, само построению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения детей дошкольного возраста.

Однако в отличие от взрослого ребенок «за здоровьем» не побежит.

Необходима технология формирования культуры оздоровления личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.

Результатом обучению и воспитания дошкольников являются новые знания, которые можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

− Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

− воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

− развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;

− совершенствование практических навыков здорового образа жизни [4].

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:

− сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

− создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;

− обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду [6].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

− медико-профилактические;

− физкультурно-оздоровительные;

− технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

− здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

− ·валеологического просвещения родителей;

− здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание; беседы по валеологии; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования;

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Консультации для педагогов; практикум для педагогов ДОУ; Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.

Валеологического просвещения родителей — это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды, освещающие вопросы оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни здоровья);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:

− Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

− Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

− Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

− Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

− Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

− Работа валеологической направленности в родителями ДОУ [5].

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

− Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

− Соблюдайте режим дня!

− Больше двигайтесь!

− Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

− Обращайте больше внимания на питание!

− Спите в прохладной комнате!

− Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

− Гоните прочь уныние и хандру!

− Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

− Желайте себе и окружающим только добра!

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.-М.,2002.
  2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья.2000. Т.7. № 2. с.21–28.
  3. Величко О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий,2013.—С.49–51.
  4. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие (Текст) / Л. В. Гаврючина. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш)
  5. Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 14–16.
  6. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., 2002.
  7. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. — 2007.
  8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
  9. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle