Библиографическое описание:

Аккулова С. Х. Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 164-166.



Возникает закономерный вопрос, чему и как учит педагог в школе нового, инновационного типа? Современная, инновационная школа должна быть школой доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта. В сегодняшней инновационной школе должны создаваться все условия для успешной социализации личности и развития творческого потенциала, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности. Говоря о инновационной школе, мы говорим о педагоге нового типа, нового образца, нового формата. Для того чтобы школа начала «жить» другой, инновационной жизнью, в первую очередь учитель и его сознание должны перестроиться чтобы открыться для преобразований. Сегодня специальная литература предлагает множество методов и средств обучения в школе. Но как выбрать именно тот метод, который повысит качество образования, заинтересует учащихся, и позволит в будущем с выбором профессии? В помощь педагогу предлагается метод обучения, который позволит качественно и эффективно проводить уроки и получать хороший результат.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.

Далее речь пойдет о таком обучении, как «метапредметное обучение». Что же это за метод обучения? Какой он дает результат и для учителя, и для учащихся?

Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход закладывается в основу новых стандартов.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года.

Что же такое метапредмет? “Мета” — “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов Громыко Ю. В. были выделены: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”, “Слово” и др.

В рамках метапредмета “Знание” у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых понятий, воспроизводя их в мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. Например, термин «легитимный», т. е. «законный», он встречается и в учебнике «Основы государства и права» (8 класс), и в учебнике «Основы конституционного права» (9 класс), и его можно использовать на уроках по истории, «Национальная идея» и экономика. Применяя энциклопедические термины, умея объяснить их содержание, ученик развивает речь, расширяет горизонт знаний и закладывает основы универсальных знаний.

Метапредмет “Проблема” задаёт образец решения проблемы, формирует способы выхода из сложившейся ситуации. Например, на уроках «Основы государства и права» (8 класс) и «Основы конституционного права» (9 класс), учащимся предлагаются задания, которые они должны выполнить самостоятельно и предложить правильное решение. Например, «Каким образом право оказывает влияние на экономику? Какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы успешно заниматься предпринимательской деятельностью? Какие при этом должны быть созданы условия в стране, чтобы все желающие могли принять участие в развитии рыночных отношений?» Здесь учащиеся самостоятельно размышляя, находят ответ.

Метапредметный подход не означает замену предметного обучения метапредметным. Метапредметная связь на уроке — это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразный синтез знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём, формирование компетенций, которые будут использованы в дальнейшей практике.

В соответствии с требованиями современной, инновационной школы, с требованиями сегодняшнего дня, структура и содержание школьной системы должна быть направлена на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для достижения личностных результатов в 8 и 9 классах введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, тесты, опорные конспекты.

Например, в 9 классе «Основы конституционного права», — это разделы: «Конституция — основной закон государства», «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Общество и личность», «Конституция — правовая гарантия развития демократии в стране», а также тексты и задания по ознакомлению с нормативно-правовой базой Республики Узбекистан, некоторые законы государства, исторические справки, краткое содержание средневековых исторических документов, относящихся к системе права. Система таких заданий позволяет учащимся знакомится с новым предметом и выбирать будущую профессию.

В учебнике «Основы конституционного права» за 9 класс, дана тема «Выборы депутатов и сенаторов Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Здесь представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, выполняя которые учащиеся формируют у себя определенные практические навыки.

В учебниках «Основы государства и права» и «Основы конституционного права» (8–9 кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает учащимся недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.

Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию базовых знаний учащихся. Так, в теме «Семья как основа настоящего и будущего общества» (9 класс) одним из приёмов решения учебных проблем являются вопросы для размышления, которые представлены в учебнике. Отвечая на вопросы дети, например, узнают, о высказывании древнеримского философа Сенеки, который говорил, что «Все победы начинаются с побед над самим собой, это — самая высшая власть, порабощенность своим страстям — самое страшное рабство» Учеников просят объяснить это высказывание по отношению к труду, учебе или какому-либо другому занятию. Согласны ли они с этим утверждением? Если да, то почему? Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника и имеющегося их практического опыта необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены, например, в учебнике 8 класса «Основы государства и права». С самых первых параграфов учащимся дается задание создать воображаемое государство и вводить свои законы, по которым, как предполагают они, будет жить их народ. Даже планируя или проектируя нормативную базу своего государства, учащиеся будут опираться на знания, опыт и обязательно обращаться к специальной литературе.

В начальной и средней школе изучается курс «Азбука этики» и «Путешествие в мир конституции». Начальный, самый простой курс правоведения представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по правоведению в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных государственным образовательным стандартом нашей республики.

Метапредметными результатами изучения курса правоведения является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Рассмотрим виды универсальных учебных действий.

Личностные — оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД — определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заданием или ситуацией данной в учебнике;– учиться работать по предложенному учителем плану;- научиться самому выстраивать стратегию дальнейших действий.

Познавательные УУД — ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); умение работать с глоссарием, и другими заданиями; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: умение сопоставлять законы, анализировать полученную информацию, проводить связь с другими предметами.

Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне эссе, текстовых контрольных работ, самостоятельных работ); слушать, слышать и относиться с уважением к точке зрения других учащихся; уметь грамотно проводить презентацию работ малых групп; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Подводя итог, можно подчеркнуть, что концептуальность и новизна применения интерактивных методов обучения в том, что они заменяют пассивный тип обучения, при котором ученику отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т. п., активным обучением, при котором ученик является активным творцом знаний, решений, информации.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент: «Узбекистан», 2014. — 74 с.
  2. Краткий справочник. Ташкент: «Узбекистан», 1995. — 540 с.
  3. Толковый словарь иностранных терминов. Составитель Н.Николаева. Москва, 1997. — 560 с.
  4. Учебник «Основы государства и права». 8 класс, Ташкент. 2014 г.
  5. Учебник «Основы конституционного права». 9 класс, Ташкент. 2014 г.
  6. Юридический словарь. Автор-составитель А. Ф. Никитин. Москва: Олма-пресс образование. 2005. — 638 с.
  7. gov.uz
  8. lex.uz
  9. press–servise.uz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle