Библиографическое описание:

Кобелева Т. И., Фесюк Г. И. Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы. [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 30-33.



Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время одной из наиболее глобальных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье ребенка — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здоровья). По статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1 % снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5 % возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательно-образовательного процесса, но и профилактику различных заболеваний, травматизма, а также формирование установки здорового образа жизни у детей и их родителей. Ведь основной проблемой семьи является низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится основным направлением многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, педагогов и врачей), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи:

«- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…». [3]

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр и элементов музыкотерапии. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий и даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Первое, с чем сталкиваются работники дошкольных учреждений — это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Многие дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, скованность и неуверенность движений. Поэтому, приходишь к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. По мнению А. В. Ахаева здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей [2, с.96].

Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, положительного влияния мелодического и ритмического компонентов музыки, адаптированных к возрастным особенностям детей. В связи с этим перед нами возникла необходимость использования оригинальной, эффективной и доступной системы оздоровительных мероприятий, опирающихся на комплексное развитие двигательных качеств, предметную и социальную умелость, надежную связь физического и психического здоровья, детскую заинтересованность, в тесном контакте с родителями.

Педагоги ДОУ на протяжении всей деятельности активно сотрудничают с семьей. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.

Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Осуществление преемственности формирования привычки к здоровому образу жизни у дошкольников состоит в совместной работе педагогов и родителей, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами.

Организация тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка — одно из направлений оздоровительной работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е. А. Терпугова):

1-й этап — знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие семьи, психологический климат), составление социального статуса семьи;

2-й этап: определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей;

3-й этап: круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.

Использование здоровьесберегающих технологий не только в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье, воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Каждому родителю, посетившему музыкально-спортивное мероприятие понравится то, как его ребенок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для детей будет повторение этих игр дома, вместе с папой и мамой.

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с родителями выступают открытость ДОУ, установление доверительных и деловых контактов с семьей, использование активных форм и методов общения.

Основные формы организации социального партнерства:

‒ Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни: «День здоровья», спортивные праздники, организация соревнований с первоклассниками школы, конкурс знатоков ПДД, организация и проведение недель безопасности, участие в городских «Малых олимпийских играх» среди воспитанников ДОУ и др.

‒ Коллективно-творческие мероприятия: совместные выставки детского творчества детей детского сада и школы, организация и проведение совместных концертов, развлечений и праздников, участие в городских и всероссийских конкурсах детского творчества.

‒ Информационно-просветительские мероприятия: проведение родительских собраний с привлечением специалистов учреждений образования и здравоохранения; совместное проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей, трансляция положительного имиджа ДОУ через средства массовой информации.

‒ Активной формой организации партнерства является разработка и реализация совместных проектов («Здоровые дети — счастливые родители», «Нестандартное оборудование в оздоровлении»), акций («Мы за здоровый образ жизни», «Нет — вредным привычкам!», «Музыка лечит!», «Играя — оздоравливаемся»)

Также специалисты нашего ДОУ, находящиеся в постоянном творческом поиске, используют авторскую программу М. В. Анисимовой «Музыка здоровья», имеющую здоровьесберегающую направленность. Она содержит комплексы дыхательной, звуковой, артикуляционной, и пальчиковой гимнастики, ритмических, релаксационных упражнений, психогимнастических игр, игровых массажей. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. Так, эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста является арт-терапия, т. е. терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений. [1, с.71]. Целенаправленная используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, снимать нервное напряжение. [2, с.8]. Все это позволяет сказать, что эта система повышает интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: танцевально-ритмическая гимнастика, игроритмика, игрогимнастика, нетрадиционные виды упражнений: игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры,креативная гимнастика,игропластика. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что

  1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
  2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
  3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
  4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
  5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Все родители хотят видеть детей счастливыми. Основой счастья является — здоровье. Его надо укреплять ежедневно, начиная с самого раннего возраста.

Только правильное физическое воспитание станет залогом того, что ребенок вырастет здоровым и крепким человеком и только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о развитии ребенка, может гарантировать психическое и физическое здоровье подрастающего поколения.

Литература:

  1. Анисимова М. В. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  2. Ахаев А. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие — Усть- Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  4. Николаева Е. И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. Разработано в соответствии с ФГОС. -ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2014 г.- с.9–21
  5. www.beluo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obr...vivayushhego-vida-27

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle