Библиографическое описание:

Максимова С. М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 25-27.



Анализ литературы по проблеме готовности ребенка к школе показал, что она была предметом исследования многих выдающихся психологов, таких как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин и позволила выявить, что готовность ребенка к обучению в школе включает: специальную, психологическую и физическую готовность.

Психологическая готовность включает следующие структурные компоненты:

− личностная или социально-психологическая готовность;

− интеллектуальная готовность;

− эмоционально-волевая готовность.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Структура возраста, по Л. С. Выготскому [3], включает социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности и психологические новообразования. Эти компоненты и определяют возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной эмоциональностью, раздражимостью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

В этот период психика шестилетнего проходит различные «расстояния», претерпевая качественные приобретения в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или обучения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе — итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма.

Определяющим фактором полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей.

Нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

Основная задача семьи в подготовке детей к школе — обеспечить оптимальное развитие всех сторон личности ребенка. Родители должны удовлетворять познавательные интересы детей, формировать новые, расширять их кругозор.

Семья с самых первых лет жизни ребенка должна заботиться не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Только тогда обучение в школе может быть успешным.

Семейное воспитание, как правило, осуществляется длительно и непрерывно и отличается особой эмоциональностью семейных социальных отношений, педагогическим влиянием на ребенка людей разного пола, возраста и профессии, а также чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом. Поэтому решающую роль в подготовке к школе играет семья.

При подготовке детей к школе необходимо установление делового контакта между семьей и детским садом. Основная роль всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В период посещения детьми подготовительной к школе группы воспитатель должен поддерживать постоянный контакт с родителями: приглашать их на встречи, знакомить с опытом работы, демонстрировать результаты, которых дети достигли, советовать как заниматься с ребенком дома. Индивидуально информировать родителей о проявлениях, поведении и достижениях ребенка, сообщать о нарушениях его здоровья, о других недостатках, давать родителям компетентные советы по ряду вопросов.

Исключительную роль в подготовке детей к школе играет детский сад. Здесь должны быть созданы благоприятные условия для полноценного физического, умственного и социального развития детей. В детском саду всестороннее развитие ребят должны обеспечивать высококвалифицированные педагоги. Дошкольное учреждение должно давать детям основы знаний и умений в сфере социальных представлений и практики, полноценно развивать психические процессы, формировать интерес к игре, посильному труду и обучению. Сотрудники садов в значительной степени должны способствовать привитию навыков культуры поведения и дисциплинированности, закладывать основы коллективных взаимоотношений детей, развивать эстетическое восприятие и вкус, учить элементарным формам трудовой деятельности, поощрять самостоятельность, проявлять систематическую заботу о здоровье своих воспитанников. Особое внимание при этом должно уделяться организации разных видов деятельности (игра, наблюдения в природе, занятия, элементарный труд, конструирование, рисование и др.) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой, требованиям, предъявляемых школой к их развитию. Так, например, знакомство с явлением живой и неживой природы способствует развитию логического мышления, любознательности, формированию начал мировоззрения и т. п. Важная роль отводится речевому развитию дошкольников: формированию языковых обобщений и элементарному осознанию явлений языка и речи, на основе чего зарождается интерес к родному языку и обеспечивается дальнейшее его саморазвитие. Большое внимание в детском саду должно уделяться работе над смысловой стороной слова (многозначность, синонимы, антонимы), развитию связной речи, формированию умения пересказывать прочитанный воспитателем текст, используя слова, близкие по смыслу.

Следует отметить ценность занятий для подготовки детей к школьной форме обучения, которые воспитатели должны проводить в детском саду систематически, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение).

При отборе методов и приемов обучения педагог должен учитывать не только возрастные возможности детей, но и особенности того контингента, с которым он работает, знать индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.

Еще одним из важнейших условий является своевременная диагностика степени готовности к школьному обучению. Наличие готовности к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее диагностика позволяет педагогу вовремя скорректировать развитие ее отдельных сторон.

Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.

Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства и специально организованных занятий с ребенком.

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе и ЗБР. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником. При формировании психологической готовности к школьному обучению необходимо опираться на ЗБР. То, что сегодня является для ребенка зоной ближайшего развития, завтра станет уровнем его актуального развития. В связи с этим Л. С. Выготский указывал на недостаточность определения уровня актуального развития детей с целью выяснения степени их развития. Он подчеркивал, что состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, но и зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения. Обучать, по Выготскому, можно и нужно только тому, что лежит в зоне ближайшего развития. Именно это ребенок способен воспринять, и именно это будет оказывать на его психику развивающее воздействие.

Важно уделять внимание рациональной организации режима дня. Часто родители усиленно нагружают ребенка посещением различных студий, кружков, мини-школ. Подготовка становится интенсивным обучением – «натаскиванием». Если нагрузка становится чрезмерна превышает предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению здоровья. Именно этого не должны допустить родители, занимаясь с ребенком перед поступлением в школу. Ребенок должен начать день с утренней зарядки, которая придает бодрость, прогоняет остаток сна. Завтрак обязательно должен быть горячим. Время прогулки на свежем воздухе (по гигиеническим нормам) не менее 3–3,5 часов в день. Лучшим отдыхом для детей ослабленных, часто болеющих со слабой нервной системой является 1,5–2 часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Максимальная продолжительность занятий (чтений, письмом, рисованием и т. д.), примерно 20–30 минут, при этом с обязательными паузами. Эти паузы-физминутки можно проводить под музыку.

Регулярно заниматься ребенком лучше в первой половине дня или в период с 15 до 16 часов. Занятия 18–19 часов малоэффективны и очень утомительны для ребенка, так как это время резкого снижения работоспособности. Известно, что у детей шести лет уже после 15–20 минут работы снижается работоспособность и поэтому больше, чем 30–35 минутная продолжительность занятия не только неэффективна, но и может вызвать значительное утомление. Ребенок после 20-ти минутной работы начинает отвлекаться, вертеться. Двигательное беспокойство — защитная реакция организма ребенка. Он как бы отключается, давая себе отдых.

У детей шести — семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры), поэтому еще трудно в течение длительного времени удерживать статическую позу. Поэтому во время занятий нужно следить за правильной осанкой ребенка, сменой деятельности или нужно проводить короткие физкультурные минутки между занятиями (попрыгай, как зайчик, покачайся как маятник, подтянись выше, вверх, т. д.), помогающие снять мышечную усталость.

Детям необходимо больше прогулок, закаливающих процедур, больше движений, а не сидения перед телевизором, это все будет способствовать укреплению здоровья ребенка.

Особенно важен для ребенка достаточный и продолжительный ночной сон. Чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Так, шестилетнему ребенку необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Недосыпания может сказаться на функциональном состоянии организма ребенка и его работоспособности. Замечено, что резко снижается работоспособность при неблагоприятной психологической обстановке, конфликтных ситуациях, стрессах. В ребенке нужно развивать организаторскую способность. Одним из основных ролей при этом играет режим дня. Приучая ребенка выполнять те или иные обязанности в режиме дня, у него формируется такие качества, как собранность, организованность. Тем не менее не надо все планировать за ребенка, нужно и ему оставлять свободу выбора и свободу планирования. Очень важно, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Распределяя домашние обязанности, нужно подыскивать такое занятие, в котором он будет инициатором, руководителем и ответственным лицом. Пусть ребенок проявляет смекалку, изобретательность, четкость. Научить ребенка предварительно планировать свои действия перед выполнением какого-то дела. Умение предварительно спланировать свои действия, и действия партнера необходимы для коллективно-совместной деятельности в школе.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. Дошкольное воспитание 2000 № 4. с. 36–41.
  2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие / под науч. ред. Б. С. Волкова. – М. Издательство «Ось-89», 2004.
  3. Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти томах – М..1982.
  4. Гурова О. В., Бордюкова И. А., Кирбенева С. В. Готовим к обучению в школе. Справочник старшего воспитателя 1 / 2013 г.
  5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / А. В. Запорожец. — Т. 1. Психическое развитие ребёнка. — М.: Педагогика, 1986. — 316 с.
  6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. 6–7 лет. Подготовительная к школе группа / Т. С. Комарова. — М.: Мозаинка-Синтез, 2014. — 120 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle