Автор: Стригунова Анастасия Геннадьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 938 раз

Библиографическое описание:

Стригунова А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1296-1299.



В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Меняются его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми, резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а, следовательно, и новые побуждения к все более разнообразным видов деятельности. Однако эти изменения еще обостряются в начале школьного обучения, когда ребенок переживает значительный психологический кризис.

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [6]. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития личности в период дошкольного детства [8].

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько правильно учитывается уровень подготовки детей к школе. В современной психологии и педагогике, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

И. Шванцара более глубоко определяет школьную зрелость как достижение такого уровня развития, когда ребенок «становится способной участвовать в школьном обучении». Как компоненты готовности к обучению в школе автор выделяет умственное, социальное и эмоциональное [6].

Г. Кравцов, Е. Кравцова выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка к окружающему миру [10]. В этом случае основными сторонами готовности детей к школе есть три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к себе.

Л. Божович отмечала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [1]. Аналогичные взгляды развивал А. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе составляет целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, уровень сформированности механизмов волевой регуляции действий и др.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

  1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
  2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка [4].
  3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
  4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия, при последовательном выполнении словесных указаний взрослого [9]. Это умение связывается со способностью владения общими способами выполнения словесных указаний взрослого.

Можно выделить следующие цели, которые должны достигаться при определении готовности ребенка к школе:

  1. Понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
  2. Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
  3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зон ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме [4].
  4. Отсрочка на один год от начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам обследования могут создаваться специальные группы и классы выравнивающего развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в начальной школе [2].

Как известно, со вступлением ребенка в школу изменяется вся структура ее деятельности, снижается удельный вес игры и возрастает роль и место в ней целенаправленной учебной деятельности [12]. Учебной деятельностью ребенок овладевает постепенно, по мере того, как в процессе сотрудничества с взрослым приобретает нужных умений: принимать учебную задачу, осуществлять необходимые мыслительные операции и практические действия для выполнения задания, контролировать его ход и результаты.

Ю. З. Гильбух писал, что важным механизмом готовности к овладению учебной деятельностью с умение выделять способ действия. Акцентируя внимание на важности данного компонента готовности к школе, А. П. Усова подчеркивала, что дошкольник должен осознавать влияние способа воздействия на результат выполнения задания [11].

Несмотря на разницу в подходах, практически все отечественные психологи и педагоги были единодушны в том, что в основе определения школьной готовности лежат принципиальные положения Л. С. Выготского о «актуальный уровень развития ребенка» и «зону ее ближайшего развития» [4]. Согласно этим положениям, готовность ребенка к школе обеспечивает такой уровень ее актуального (действительного на момент тестирования) развития, при котором «зона ближайшего развития» (возможные достижения ребенка в сотрудничестве с взрослыми) перекрывает программные требования первых месяцев обучения в школе.

Также на сегодня практически всеми признано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований [5]. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и волевая готовность.

Долгое время об уровне интеллектуального развития ребенка судили по количеству обнаруженных в ней знаний, по объему ее «умственного инструментария», который проявляется, прежде всего, в словарном запасе [1]. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают в себя новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими темпами развивается их мышление. Здесь нет прямой зависимости. Ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки — это единственные критерии интеллектуальной готовности ребенка к школе.

В дошкольном возрасте ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте учебной деятельности. При этом главное значение будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений, владение которыми, как показало исследование А. Усовой, обеспечивает ей «высокий уровень обучаемости» [11]. Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель познавательной деятельности. Такая операция требует от ребенка, поступает в школу, способности удивляться и искать причины обнаруженной ею новизны и изменения. Здесь педагог может опереться на острую любознательность ребенка, по ее неиссякаемую потребность в новых впечатлениях, на ее наблюдательность.

Но в каждом классе есть интеллектуально пассивные дети. Причины такой пассивности часто в ограниченности их интеллектуальных впечатлений и интересов. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. Такие дети требуют особого внимания; развития любознательности, общего мировоззрения. Внимания требуют и дети, чья познавательная активность имеет «теоретическую направленность».

Интеллектуальная готовность — важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у нее готовности к принятию новой социальной роли — школьника. Это выражается в серьезном отношении ребенка к школе вообще и к учебной деятельности и учителя, в частности.

Исследования показывают, что старшие дошкольники испытывают большую тягу к школе. Что же привлекает детей в семье? Часто это может быть внешняя сторона школьной жизни. Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся привлекательными для ребенка [9]. Но это не главные мотивы.

Школа привлекает большинство детей главным образом своей основной деятельностью — учения. К нему они относятся, как очень серьезной задачи («научусь писать», «научусь читать»). Это стремление естественно, потому что оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему в школе будет трудно.

Еще хуже, когда дети не хотят идти в школу вообще. И хотя количество таких детей небольшое, этот факт вызывает особую тревогу. Причина подобного отношения к школе, как правило, — ошибка в воспитании детей в дошкольном возрасте. Нередко к нему приводит запугивание школой: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?».

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты [1]. Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сведения о школе, сообщаемые детям, были не только понятны, но и переживаемыми ими. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли им общаться с одноклассниками и учителями [7].

В общем можно сказать, что если наиболее адекватными и специфическими для учения являются познавательные мотивы, то социальная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми.

Серьезного внимания требует и формирования волевой готовности будущего первоклассника. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, проявить волевое усилие при преодолении препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты. В этом возрасте есть серьезные предпосылки для их развития в условиях обучения. Но, чтобы включиться в обучение, у ребенка должно быть развитым определенный уровень произвольности.

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее игровой мотивации и при оценке поведения сверстниками (в случае командной игры). До 6-ти лет значительно изменяется степень произвольности движений ребенка [9].

Произвольность в поведении шестилетнего ребенка проявляется не только в этом, но и в умышленном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться от игры ради помощи матери. Шестилетний ребенок способен покорить мотивы своего поведения поставленной цели. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность при необходимости действовать по моральным мотивам, отказываясь от того, что непосредственно привлекает. Следует иметь в виду и тот факт, что чертой, которая отличает волевую регуляцию поведения младшего школьника, является характер его отношения к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

Во время каждой реформы системы образования снова и снова как одна из самых актуальных возникает проблема педагогической готовности. Причиной этого явления не в последнюю очередь и то, что, несмотря на все изменения в системе образования, не меняется главное — взаимоотношения ребенка и школы [11]. Сейчас, как и много лет назад обсуждается то, ребенок отвечает требованиям школы, хотя, возможно, целесообразнее было бы перейти к решению вопроса, которые иногда или обучающие системы могли бы удовлетворить потребности нормальной, физически и психически здорового ребенка. Однако, пока стоит проблема ребенка для школы, а не школы для ребенка, до актуальной остается и проблема педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.

В то же время, признавая наличие проблемы, педагогам и психологам следует четко определить цель подготовки ребенка к школе.

На основе определения уровня готовности практикуется отбор в «элитных» школ, «лицейские», «гимназических» и «особых» классов. При этом совершенно не учитывается то, что мозг ребенка с 6–7 лет находится в стадии стремительного и неравномерного развития, а критерии готовности, которые не раскрывают потенциал у ребенка, отражают только актуальный уровень тренированности ментальных умений, в свою очередь зависит как от биологически обусловленных (в меньшей степени), так и биологически не оговоренных (значительно большей степени) социальных факторов. Именно уровень и качество воспитательного воздействия на ребенка в дошкольный период играет ведущую роль в ее готовности к школьному обучению.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной среды ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. — С. 45–51.
  2. Венгер А. Л. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе. — М.: Ваклер, 1994. — 112 с.
  3. Венгер А. Л. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 24–33.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 136.
  5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. — М.: Ваклер, 1992. — 164 с.
  6. Готовность к школе. Развивающие программы. / Под ред. И. В. Дубровиной. — Екатеринбург, 1998. — 212 с.
  7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Рипол, 1996. — 158 с.
  8. Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 10. — С. 12–13.
  9. Запорожец Л. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. — М.: Просвещение, 1978. — С. 152–184.
  10. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 96 с.
  11. Усова А. П. Обучение в детском саду. -М.: АПН РСФСР, 1961. — 236 с.
  12. Учебная деятельность младших школьников: Диагностика и коррекция неблагополучий. / Под ред. Ю. З. Гидьбуха — К.: А. П. Н, 1993. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьному обучению, готовности ребенка, готовность ребенка, Психологическая готовность ребенка, психического развития, развития ребенка, личности ребенка, дошкольном возрасте, Сущность готовности ребенка, определении готовности ребенка, психического развития ребенка, интеллектуальной готовности ребенка, развития личности ребенка, учебной деятельности, готовности детей, проблема педагогической готовности, интеллектуального развития ребенка, формировании личности ребенка, психологической готовности, Изучение умений ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос