Библиографическое описание:

Катаева О. Ю. Духовно-нравственное воспитание младших школьников при работе (рассматривание, беседа) с академической религиозной картиной [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 4-9.



Специфика православной педагогики состоит в понимании детства как особого этапа духовного становления человека. «Таковых есть Царство Небесное», — сказал Господь о детях (Мф. 19, 14). Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников при работе с академической религиозной картиной связана с несколькими положениями:

− на пути утверждения в добре, младший школьник нуждается в помощи взрослого. Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в детской душе силы и подготовить его к восприятию опыта духовной жизни;

− изобразительное искусство, как часть искусства, воздействует на человека и способствует гармоничному развитию души, ума и воли, а значит, решает задачу духовно-нравственного развития через воспитание средствами живописи;

− работа с картиной имеет существенное значение в младшем школьном возрасте. Через картину можно подвести ребёнка к нравственности, усвоить её главный закон — закон любви.

Духовная жизнь человека является важной частью его жизни, а значит, требует условий для её развития: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12)

Духовно-нравственное воспитание учащихся осуществляется через обучение, просвещение, поэтому является главной функцией культуры. Искусство воспитывает нравственность, научает нравственной позиции, даёт возможность осознать идею произведения, обеспечивает связь времён, демонстрирует культуру разных эпох и т. д.

Преподобный Иоанн Дамаскин указывал на важность работы со зрительными образами: «Так как мы состоим из двух частей, из души и тела, и душа наша не обнажена, но покрывается телом, как бы завесой, то нам невозможно, помимо телесного, прийти к духовному. Следовательно, подобно тому как через слова, которые мы слышим ушами, мы также понимаем и духовное, так и через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному.» [14]

При работе с картиной духовно-нравственное воспитание осуществляется успешно, если:

− предложена методика работы по картине, соответствующая возрастным особенностям и создающая условия для духовного совершенствования младших школьников;

− выделены критерии и определены темы подбора картин, даны рекомендации, на каких уроках уместно использовать беседу по картине.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность же представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения.

В православной педагогике сформулированы факторы духовного воспитания, которые невозможно реализовать вне церкви. Православная педагогика констатирует, что для педагогической работы иерархически важнее подготовка к вечной жизни, и подчеркивает, что подготовка к земной жизни должна происходить в процессе духовно-нравственного становления личности: «Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». (1 Тим. 4:8)

Изобразительное искусство влияет на нравственность, а усиливают это влияние такие факторы, как участие в таинствах Церкви, молитва, пост, чтение Священного Писания, совершение добрых дел.

Добро в христианстве — это то, «что способствует соединению, слиянию с Богом, с Его благой волей, открытой человеку в Божественном Откровении, а зло — то, что препятствует этому… Бог является единственным надежным, объективным «критерием» для определения добра и зла» [8].

В православии разработано обширное учение о добродетелях. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями. Они характеризуют, прежде всего, отношение человека к Богу, к ближнему и к самому себе.

Любовь кБогу есть основание и первое условие правильных отношений человека к другим людям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». (Мф. 22, 37)

Добродетели, связанные с отношением к ближнему — милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, мужество, трудолюбие, простодушие, прямота, простота, братская любовь и т. д.

Любовь ксамому себе — это видение в себе Образа Божьего. В борьбе духовного начала с телесным утверждается нравственное достоинство личности.

Таким образом, сутью духовно-нравственного воспитания становится научение любви: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (Кор. 13: 3–8)

Главная задача младшего школьного возраста — ученичество, ведущей деятельностью является учёба. Важным показателем процесса обучения является изменение духовного опыта человека.

Благоприятный период младшего школьного возраста даёт возможность подрастающему человеку учиться собственной волей жить христианской жизнью. «Она была в нем и прежде, но исходила не от его лица. Теперь он сам начинает действовать в духе христианина». [13], формирует самостоятельную жизнь подрастающего христианина.

Важно понимать, что на религиозное искусство повлияли идеи символического выражения духовных сущностей и изображение нетварного света, а образ является ведущей темой в организации художественных произведений церковного искусства. Цвет и свет определяют смысловую нагрузку, отражают все смысловые оттенки символического строя картины.

В основе методики, которая ориентирует учащихся на лучшие образцы человеческой культуры, прививает воспитанникам мысль о том, «что сущность подлинного творчества всегда определяется неразрывным единством трех понятий: Истина, Добро, Красота». [5] — учение Л. С. Выготского о развитии визуального мышления и стадиальной модели эстетического развития, включающей пять типов восприятия художественного образа.

При рассматривании картины на первой стадии зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину, опираясь на собственное понимание. Поэтому беседу по картине учитель начнёт с вопроса «Что вы видите?». Например, при рассматривании картины «Последний день Помпеи» художника К. Брюллова, дети обратят внимание на людей, которые пытаются спрятаться, на то, что происходит что-то страшное, падают камни, стены, люди боятся, хотят убежать, даже кони бегут.

Если взять другую картину, например В. Максимова «Больной муж», то ученики увидят женщину, стоящую на коленях, увидят мужчину, лежащего на постели с закрытыми глазами. Обратят внимание на обстановку.

На второй стадиизрителю становится важно смысловое содержание изображённого на картине — что это значит. Тогда при рассматривании картины, зритель уделяет внимание правдоподобию. Например, при рассматривании той же картины, на вопрос «Что мы видим такого, чтобы подтвердить своё впечатление, мнение?», учащиеся добавят, что на лицах бледные пятна, глаза испуганные и т. д.

При дальнейшем рассматривании картины «Больной муж» дети задумаются, почему женщина стоит на коленях, еда на столике не тронута, в комнате беспорядок, а мужчина лежит с закрытыми глазами.

Возможно, ребята вспомнят картину Поленова «Воскрешение дочери Иаира», где по молитве отца и по любви Господа к людям Спаситель исцеляет и воскрешает девочку.

Ценность картины на третьей стадии определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению, и зритель, оценивая картину, опирается на эти критерии, а не на собственные эстетические чувства. Возможно, дети определят историческую эпоху события, изображённого на картине — это было давно, в старые времена, отвечая на вопрос «Когда это было? Когда происходит?», «Где это происходит?». Обратят внимание на особенности письма, изображения фигур, на цвет, композицию. Дети могут поинтересоваться, кто написал эту картину, как она называется.

В картине «Больной муж» сразу угадывается историческая эпоха, а деревянный пол, приземистый потолок, небогатая обстановка говорят о крестьянском быте. Дети смогут предположить, как называется данная картина. И опять возможна параллель с картиной «Воскрешение дочери Иаира»: цвета, настроение, композиция.

Четвёртая стадия: картина рассматривается как символ личного нравственного опыта, обращение к внутреннему миру зрителя. Для иконы — это видение Славы Божией, а для картины — нравственный свободный выбор добра, который ни при каких условиях не приемлет зло. Если вглядеться в картину «Последний день Помпеи», то учащиеся обязательно увидят беспомощность этих людей. Но потом, скажут, что даже в такой страшной ситуации люди помогают друг другу. На вопрос «Какими изображены люди на картине?», дети обязательно ответят, что люди вызывают чувство сострадания, они сами страдают, хочется им помочь.

Не смотря на то, что картина называется «Больной муж», очевидно, что главным в ней является молитва.

На пятой стадиизритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной. На вопрос «Кто главный герой картины?», ребята назовут нескольких претендентов: это и юноша, спасающий девушку, папа, укрывший свою семью, мама, которая переживает за своих детей. «Что осталось за рамками произведения?» — этот вопрос поможет ученикам осознать масштаб трагедии.

Главным героем в картине «Больной муж» может быть и сам муж, или жена, которая так заботится о муже. Главным героем может быть сам Господь, который по горячей молитве исцелит этого мужчину. На картине «Воскрешение дочери Иаира» мы явно видим Христа, а здесь — на иконах.

При рассматривании и ведении беседы по картине педагог является помощником, «облегчающим понимание», т. е. не дает искусствоведческую информацию, пока она не становится востребованной; не навязывает своего мнения; не высказывает оценок; обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, выстраивая парафраз, связывая и обобщая высказывания детей. Уроки выстраиваются с учётом возрастных особенностей учащихся, используются дискуссия, перефразирование ответов учащихся, связное обобщение, коллегиальное обсуждение.

Средствами достижения планируемых результатов в сфере духовно-нравственного воспитания являются те картины и изображения, которые подобраны в соответствии со следующими принципами:

− принцип многообразия;

− принцип доступности;

− принцип осторожности (некоторых сюжетов лучше вообще избегать, когда, например, отраженные в произведении ценности противоречат духовным ценностям).

Академическая картина — неотъемлемая часть художественной культуры, связанная с сохранением и развитием высших традиций и совершенных образцов искусства.

«Русская живопись всегда ориентировалась на духовные смыслы. Русское искусство — христоцентрично». [15], поэтому педагог, решая задачи духовно-нравственного воспитания, при подборе картин ориентируется на следующие положения:

− если картины изображают события Священной Истории, важно соблюдать принцип историчности Евангельских событий;

− подбирать произведения, несущие духовный смысл, выходящие на духовные характеристики героев (добродетели, нравственный выбор);

− обращаться к опыту православной педагогики как к источнику духовного знания;

− предлагать картины (фото, скульптуры) русских художников, отражающие традиционную православную культуру, т. к. именно «православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа» [10];

− учитывать личность художника (христианское понимание ценностей).

Темы картин соответствуют темам уроков или близки им, иллюстрируют их.

Для примера, представлена таблица, в которой классифицированы картины по темам, а так же определён нравственный смысл каждой группы:

Таблица 1

Нравственный смысл некоторых академических картин

Ветхозаветные сюжеты

тема, нравственный смысл

Евангельские сюжеты

тема, нравственный смысл

Православные традиции

тема, нравственный смысл

А. И. Иванов. «Адам и Ева с детьми под деревом»

Высокое достоинство человека, семьяследствия грехопадения, заповеди Божии при изгнании из рая, послушание, смирение, терпение

И. Репин. Воскрешение дочери Иаира;

А. А. Иванов. Хождение по водам В. Худояров. Исцеление слепорождённого;

И. Ционглинский. Овчая купель

Чудесалюбовь Господа к человеку, как к любимому творению, вера, надежда, доброделание

К. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в московском кремле;

Тим. Коленопреклоненная молитва;

В. Маковский. Молебен на пасху;

Г. Мясоедов. Молебен во время засухи

Молитваобращение ума и сердца ко Господу;

любовь к Богу, надежда, упование на Господа, Церковь — семья

А. А. Иванов. Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару;

А. Тыранов. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила;

И. Крамской. Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море

Священная Историяпромысел божий о спасении человека, любовь, надежда, Закон Божий — приуготовление себя ко пришествию Спасителя

А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине А. А. Иванов. Явление Христа народу

Явление Христарадость по Воскресшем Христе, вера, надежда, любовь, промысел Божий о спасении человека

А. Корзухин. Перед исповедью;

И. Репин. Отказ от исповеди;

Корзухин. Крещение

Таинствалюбовь в себе Образа Божьего, вера, спасение, стяжание Благодати

А. И. Иванов. Сретение Господне;

А. И. Иванов. Крещение Спасителя;

А. И. Иванов. Преображение

Праздникиудивительная тайна — Пресвятая Троица,ученичество, соборная молитва, радость, надежда, ожидание Второго Пришествия

Ф. Сычков. Христославы;

Костанди Кирияк. Страстной четверг;

Кошелев. Дети, катающие пасхальные яйца

Праздникипост, радость, надежда, любовь к Богу и ближнему

Подводя итог, хотелось бы привести слова преподобного Иоанна Дамаскина: «Таким образом, и в деле, касающемся изображений, должно отыскивать как истину, так и цель тех, кто их создает. И если она истинна и права и если изображения делаются для славы Божией и Его святых, и для соревнования добродетели, и избежания порока, и спасения душ, то должно принимать их с радостью и почитать, как образы и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и приветствовать глазами и устами, и сердцем, как подобие Воплотившегося Бога и его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа, и победителей, и истребителей диавола и демонов, и заблуждения их». [14]

Духовно-нравственное воспитание предполагает не только понимание красоты, гармонии, духовного мира человека, умение делать нравственный выбор, понимать смысл жизни, совершенствовать своё эстетическое и культурное развитие, но и обращение к содержанию произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры.

«Известно, что никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Уже телесный рост идёт быстро и сильно, а ещё больше душевное развитие…» [6], поэтому «непрерывность педагогического процесса, являясь важным критерием успешной и результативной деятельности учителей, родителей, кружководов». [5]

Таким образом, работа с картиной (рассматривание, беседа) является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственной сферы учащихся и способствует духовному становлению и возрастанию детей.

Литература:

  1. Преподобный Епифаний Премудрый. Житие Преподобного Сергия Радонежского [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://e-libra.ru/read/220418-zhitie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html
  2. Протоиерей А. И. Маляревский. Энциклопедия семейного воспитания и обучения — Молитва домашняя и церковная. [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://www.kateh.ru/for_pedagog/parents/rel_v/
  3. Абраменкова В. В., статья, [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2005–2006/txt/abramenkova.php
  4. Голев А. Г. Христианская православная вера о благочестивом воспитании в семье. [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://www.nickhram.ru/opk/khristianskaya-pravoslavnaya-vera-o-blagochestivom-vospitanii-v-seme
  5. Карунин Е. А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского: Диссертация кандидата педагогических наук. [Текст]. — М., 2000.
  6. Скляр Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология Учебное пособие. [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-274194.html?page=3#6692925
  7. Сборник докладов IX съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии, [Текст]. — Екатеринбург, 2013.
  8. Трубецкой С. Н. Этика и догматика. — Вопросы философии и психологии. [Текст]. — М., 1895, сентябрь.
  9. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин [Текст]. — Минск: Харвест, 1998.
  10. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. — М: Просвещение, 2009.
  11. Логинова А. Я., Данилюк А. А. Программа ДНР и воспитания обучающихся на ступени НОО [Текст]. — М: Просвещение, 2012.
  12. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. [Текст]. — М., 1980.
  13. Шестун Е. Православная педагогика.
  14. Церковное искусство [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pravoslavnaya_entsiklopediya_071-all.shtml#1
  15. «Искусство должно заставлять думать и сопереживать». Статья. [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/history/48044.php
  16. Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь. [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovnoslavjanskij-slovar9.html
  17. Подушков Д. Л. Удомельская старина. Альманах № 31 [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://starina.tverlib.ru/us-0122.htm
  18. Зелененко А. Православная педагогика. [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/pravoslavnaja_pedagogika/pravoslavnaja_pedagogika_i_ejo_principy-all.shtml
  19. Бычкова Е. М. Символика и образы цвета и света в сакральном искусстве Москвы XIV — первой половины XVI вв. Автореферат. ВАК: 17.00.04.
  20. Тихомиров П. А. Классификация основных видов изобразительного искусства. [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: http://bibliotekar.ru/isk/19.htm
  21. Проф. архим. Платон (Игумнов). Нравственность. — В кн.: О вере и нравственности по учению православной церкви. [Текст]. — М., 1991.
  22. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том 1. [Текст]. — М, 1990.
  23. Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. [Текст]. — М, 1911.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle