Библиографическое описание:

Дапкунайте Е. И., Лукьянова А. А. Организационно-правовые аспекты деятельности негосударственных дошкольных образовательных организаций в современных социально-экономических условиях [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 24-28.

Зарубежные практики стран с рыночной экономикой показывают, что негосударственный сектор является необходимым элементом дошкольного образования. В связи с этим основной целью развития негосударственного дошкольного образования является снижение дефицита мест в государственных дошкольных организациях, что достигается увеличением частных дошкольных организаций. Важно осознавать, что на современном этапе негосударственная образовательная деятельность не является коммерческой и ориентирована на социальную сферу. На наш взгляд, для развития негосударственного сектора дошкольного образования необходимо рассмотреть организационно-правовые основы регулирования деятельности частных дошкольных учреждений.

 

Organizational and legal aspects of non-state preschool educational organizations’ activity in modern social and economic conditions

 

The practice of other countries with market economy shows that the non-state sector is a necessary element of preschool education. For that matter, the main objective of development non-state preschool education is decrease a deficit of places in state preschool organizations, which is reached by increase amount of private preschool organizations. It is important to realize, that at the present stage, the non-state educational activity focused on social sphere and is not commercial. In our opinion, it is necessary to consider organizational and legal basics of regulation activity in private preschool institutions for development the non-state sector of preschool education.

 

Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Современное состояние дошкольного воспитания характеризуется с позиций недостаточности бюджетных средства, выделяемых государством для функционирования образовательных учреждений. Общество и государство выдвигают вопросы, связанные с содержанием и качеством образования, его доступностью для всех слоев населения, с более полным удовлетворением запросов воспитанников и их родителей, решением задач привлечения и обновления кадров. Комплексно важно решить вопрос о том, какие условия необходимо создать для обеспечения эффективного поступательного развития ребенка, его успешного обучения и развития [2].

Условием обновления системы образования в России, находящейся в рыночных отношениях, становится наличие равноправного негосударственного сектора дошкольного образования, способного использовать инновационные подходы, оперативно реагировать на потребности рынка. Негосударственные образовательные организации являются неотъемлемой частью системы образования и расширяют возможности реализации гражданами права на качественное образование.

В условиях самофинансирования политика негосударственного образования сформирована по экономическим законам, где основным механизмом, регулирующим жизнедеятельность учреждения, являются рыночные образовательные отношения, где спрос определяет предложение образовательных услуг, его вариативность, качество продаваемого продукта. А в лице потребителя, субъекта образовательных отношений выступают как сам ребенок, его родители, так и общество в целом. Частная система образования доказала свою значимость и заняла достойное место на рынке образовательных услуг [3].

Нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации определяют, что негосударственной (частной) является образовательная организация (учреждение), созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации собственником (гражданином, гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями).

Следует отметить, что негосударственная (частная) дошкольная организация может быть двух видов:

-          частный детский сад, зарегистрированный должным образом в качестве дошкольного образовательного учреждения, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности;

-          частный детский сад, зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве юридического лица (детская дошкольная организация, индивидуальный предприниматель) и предоставляющий услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста (лицензия не требуется) [5].

Право осуществлять лицензированную образовательную деятельность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами [10].

При этом негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Таким образом, коммерческие организации вести образовательную деятельность не вправе.

Требования, предъявляемые частным образовательным учреждениям:

Организационно-правовая форма — Некоммерческая организация.

Особенности оформления организации — Оформляется как негосударственное образовательное учреждение.

Прибыль и налог на прибыль — Прибыль облагается стандартным налогом на прибыль, либо применяется упрощенная система налогообложения.

Размещение — Отдельно стоящие здания (наиболее часто здания бывших государственных детских садов), пристройки к зданиям, первые (цокольные) этажи.

Наличие прилегающей территории.

Персонал — Постоянный персонал оформляется по трудовому кодексу, для приходящего персонала возможны гражданско-правовые договора.

Требования по созданию и функционированию частного дошкольного образовательного учреждения соответствуют требованиям, предъявляемым к муниципальным дошкольным образовательным учреждениям. Их правовая основа регламентируется, в большинстве случаев, одними и теми же нормативными правовыми актами [6].

Учредителями частного детского сада могут выступать отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения, общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В соответствии со ст. 36 Закона РФ «Об образовании» руководство негосударственным дошкольным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению руководитель. Правомочия руководителя и схема внутреннего управления учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя и правомочия данного руководителя определяются учредителем и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Организационная структура негосударственного дошкольного образовательного учреждения представлена на рис.1

Рис. 1.

 

Любое дошкольное образовательное учреждение, независимо от формы собственности, может функционировать лишь при наличии статуса юридического лица (пп.2, 3 ст.12 Закона РФ «Об образовании»), фактически со дня регистрации его устава.

Устав дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г.), утверждается учредителем (собственником) после согласования с органом, осуществляющим управление в сфере образования и только потом регистрируется в налоговым органе [6].

Финансовое обеспечение деятельности негосударственного дошкольного образовательного учреждения осуществляется его учредителем. Способность ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом организации, возникает с момента его государственной регистрации. Нормативы финансового обеспечения учреждения устанавливает учредитель в соответствии с законодательством РФ. Финансовые и материальные средства, закрепленные за ним учредителем, используются в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством. Имущество дошкольной организации состоит из основных и оборотных средств и материальных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов частного дошкольного учреждения являются:

-          средства учредителя;

-          имущество, переданное учредителем;

-          средства, уплаченные родителями (законными представителями) за предоставление платных образовательных и медицинских услуг, организацию питания в учреждении;

-          добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

-          доходы, полученные от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой организацией;

-          другие источники в соответствии с законодательством РФ [7].

За частным дошкольным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица. Оснащение детского учреждения должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил для дошкольных учреждений и образовательной программе. Необходимы игрушки, канцелярия, методические пособия, музыкальные инструменты, детская мебель, соответствующая возрастным группам, спортивный инвентарь для физических упражнений и подвижных игр. Необходимы детские кровати, постельное белье (не менее двух комплектов на ребенка), индивидуальные шкафчики для хранения верхней и сменной одежды, посуда, приборы, мебель для приема пищи, хозяйственные принадлежности для санитарно-гигиенических процедур. Особое внимание уделяется контролю качества и срокам реализации поставляемых продуктов: наличие сертификатов, соблюдение товарного качества, условий хранения. Организация питьевого режима должна соответствовать требованиям СанПиН [1].

Характер оказываемых услуг, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, срок действия договора, а также иные условия определяются индивидуальным договором с родителями обучающихся, гражданами или организациями по соглашению сторон. Для выполнения работ по оказанию дополнительных платных услуг могут привлекаться специалисты со стороны. При оказании дополнительных услуг в негосударственном дошкольном образовательном учреждении между администрацией и специалистами могут заключаться договоры гражданско-правового характера. Цены на услуги и образовательную продукцию устанавливаются в порядке, утвержденном учредителем. Доходы от деятельности образовательного учреждения отражаются при ведении бухгалтерского учета, и используется учреждением в соответствии с уставными целями. При формировании доходной части сметы доходов и расходов учитываются поступления средств текущего года и остаток средств, сложившийся на начало года.

Порядок расходования средств осуществляется в соответствии с установленными приоритетами в следующей очередности:

-          выплата заработной платы сотрудникам;

-          выплата единовременной премии, премии по итогам работы за квартал и за календарный год;

-          оплата услуг жизнеобеспечения учреждения: энергетика, коммунальные платежи, охрана и др.;

-          материально-техническое обеспечение учреждения, его развитие.

Размер оплаты труда сотрудников устанавливается по соглашению сторон и регулируется трудовым законодательством [5].

Штатное расписание персонала, его квалификация, опыт работы, возможность совмещения основной деятельности и различных функциональных обязанностей других должностей существенно влияют на формирование политики подбора и обучения персонала. Штат негосударственных дошкольных образовательных организаций формируется профессиональными педагогами и расширяется логопедами, психологами, медицинскими работниками. Педагогические работники негосударственного дошкольного учреждения должны иметь профильное образование (среднее, высшее или диплом о переквалификации). В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н персонал детского учреждения обязан проходить плановые медицинские осмотры.

В современных условиях для осуществления эффективной деятельности организаций особо актуальной является проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций. Стимулирование инвестиционной деятельности, выработка четкой стратегии инвестирования, определение ее приоритетных направлений, мобилизация всех источников инвестиций является важнейшим условием устойчивого и качественного развития организаций.

Нехватка собственных средств финансирования инвестиционной деятельности предприятия все чаще подталкивает российские компании к привлечению капитала из внешних источников. Необходимость привлечения ресурсов для обеспечения процесса развития и возникновение сильной конкуренции со стороны предприятий за возможность получения инвестиционных ресурсов обязывает предприятие-реципиент быть инвестиционно-привлекательным для инвестора [4].

Многие инвесторы крупного бизнеса, готовы вкладывать в общественно значимые проекты, в том числе в негосударственное дошкольное образование. На сегодняшний день в сфере частных дошкольных организаций на рынке присутствует конкуренция. Насколько конкретный проект частного дошкольного образовательного учреждения будет интересен инвесторам трудно оценить.

Именно по этой причине на первый план выходит понятие инвестиционной привлекательности — основного индикатора возможности предприятия заинтересовать потенциального инвестора.

Для понимания того, как сформировать инвестиционную привлекательность, рассмотрим, что делает компанию привлекательной в глазах инвесторов и как инвестиционная привлекательность оценивается. В первую очередь инвестора обычно интересует, что производится на предприятии, где оно расположено и насколько предприимчивы его руководители и персонал. Поэтому исходными слагаемыми инвестиционной привлекательности предприятия являются кадровая, территориальная, продуктовая привлекательность. В качестве главного слагаемого инвестиционной привлекательности предприятия выделена финансовая привлекательность, потому что в финансах предприятия отражаются главные результаты его деятельности (прибыльность, рентабельность), деловой активности (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств) и финансовой состоятельности (показатели ликвидности, обеспеченности собственными средствами). Инновационная, социальная, экологическая, информационная привлекательность предприятия, а также привлекательность корпоративной культуры рассматриваются в качестве оценок перспективности его развития для инвесторов [4].

Инвестиционная привлекательность негосударственного дошкольного образовательного сектора достаточно перспективна. В настоящее время муниципальные дошкольные образовательные учреждения переполнены. К тому же, многие родители отдают предпочтение частным дошкольным организациям. Поэтому услугой первой необходимости можно считать открытие частных дошкольных учреждений. Однако, следует понимать, что высокая рентабельность данного бизнеса зависит исключительного от качества предоставляемых услуг, в том числе деловой активности руководителя, профессионализма и сплоченности коллектива.

Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость [4].

Привлечение частных инвестиций в развитие негосударственных дошкольных образовательных учреждений благоприятно сказывается на повышении качества и доступности образовательных услуг.

Частные дошкольные образовательные центры проводят развивающие творческие, эстетические, физические занятия. Зачастую в программу включены и другие популярные занятия: музыка, ритмика, изучение иностранных языков, рисование, лепка, развитие речи, плавание и многое другое.

Руководствуясь основными тенденциями развития дошкольных образовательных организаций, необходимо создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. На сегодняшний день активная работа жизнеспособного негосударственного сектора, интегрированного в общенациональную систему, становится с каждым годом все более актуальной. Отличительная черта негосударственных учебных заведений — инновации, внедрение авторских методик обучения и воспитания, доступность, наличие гибкой и мобильной системы управления, отсутствие стереотипов и шаблонов в организации образовательного процесса.

Негосударственные дошкольные учреждения работают на принципах самофинансирования, что способствует развитию материально-технической базы. Данный опыт особенно ценен в свете изменений, происходящих в последние годы в сфере финансирования образования в России.

 

Литература:

 

1.         Авдеев В. А. Проблемы негосударственных образовательных учреждений в России [Текст] / В. А. Авдеев — М.: Первое сентября, 2009. — 101с.

2.         Воронова А. И. Дошкольное образование. Вчера. Сегодня. Завтра. [Текст] / А. И. Воронова — М.: Издательство: Журнал «Воспитание школьников», 2008. — 145 с.

3.         Коротаев В. А. Развитие современной системы дошкольных учреждений [Текст] / В. А. Коротаев — М.: Издательство: Журнал «Воспитание школьников», 2011. — 234 с.

4.         Чайран Ю. А., Лукьянова А. А. Формирование инвестиционной привлекательности предприятий [Текст] / Ю. А. Чайран, А. А. Лукьянова — Красноярск: Издательство: «Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева», № 3 (29) 2010. — 187–191 с.

5.         Шилкина А. И. Современная модель функционирования негосударственного образовательного учреждения [Текст] / А. И. Шилкина — М.: Издательство: Журнал «Вопросы педагогики», 2013. — 123 с.

6.         Методические рекомендации по открытию негосударственной (частной) дошкольной образовательной организации (учреждения)// http://yar-sale.do.am/publ/publikacii

7.         Горюнов В. А. Как финансируется негосударственное образовательное учреждение// http://www.resobr.ru/materials/34/44700/

8.         Краевая государственная газета «Наш Красноярский край» http://gnkk.ru/articles/vo-sadu-li-vo-kvartire.htm

9.         Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266–1.

10.     Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

11.     Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. № 219-ФЗ.

12.     Постановление Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19 июня 2002г. № 439.

13.     Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014).

14.     Гражданский Кодекс РФ Часть 1от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.

15.     Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle