Применение показателей в оценке социально-экономической эффективности сферы услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 16.05.2014

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Фищенко, К. С. Применение показателей в оценке социально-экономической эффективности сферы услуг / К. С. Фищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 423-427. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10987/ (дата обращения: 26.04.2024).

В настоящее время показатели эффективности используются как универсальное средство для оценки деятельности в различных отраслях экономики. Применение такого механизма контроля позволяет осуществлять простой и быстрый мониторинг текущей деятельности любой организации. При расчете с учетом дополнительных параметров (выделение количественных и качественных критериев в расчете) — можно разработать более сложную оценку, которая будет детально определять сильные и слабые стороны тех или иных управленческих решений. С учетом временных характеристик (поэтапное исполнение в заданные сроки, сопоставление проделанной работы с работой в аналогичном периоде) возможно использование показателей в разработке долгосрочных планов — при построении динамических рядов.

Применение показателей эффективности становится шире, на их основе разрабатываются регламентирующие деятельность организаций документы. С их помощью можно наглядно представить информацию о положении организации, его рейтинговом значении, определяющимся различными направлениями:

-        соответствие требованиям законодательства;

-        удовлетворенность качеством предоставляемых услуг;

-        реализация различных проектов, программ;

-        правильная организация финансово-хозяйственной деятельности;

-        оптимальная организационная структура, учитывающая кадровое обеспечение;

-        организация системы оценки качества;

-        информационная открытость и др.

Таким образом формируется комплексная система оценки, учитывающая различные критерии. Она дает возможность полного анализа деятельности отрасли и наглядного отображения результатов внедрения изменений, разработанных для улучшения качества предоставляемых услуг (рисунок 1).

На схеме изображен процесс перехода имеющегося потенциала отрасли (дошкольного, общего и дополнительного образования) в рабочий сценарий. В первом блоке «Планирование факторов социально-экономического развития отрасли» отражены вопросы, для решения которых нацелены все изменения: проблемы, финансирование и заинтересованность бизнеса.

Рис. 1. Процесс разработки планов (программ) повышения эффективности и качества услуг

Первые два пункта являются стандартными при разработке любых программ развития. Третий пункт как целенаправленное привлечение негосударственного сектора в социальную сферу является новым. Если в Европе и США, социальная сфера — успешный бизнес, то в России доля негосударственного сектора здесь — около одного процента. [1] Для развития социального направления, в том числе отрасли образования, Агентством стратегических инициатив была разработана дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере».

Наибольшее распространение частная форма образования получила в сфере высшего образования и дополнительного образования детей. В секторе общего и дошкольного образования, который традиционно гарантировался государством как бесплатный и доступный, мы не ожидаем резкого роста оказания услуг частным бизнесом. Тем не менее, мы заинтересованы в том, чтобы негосударственное образование получало все более широкие перспективы» (первый заместитель Министра образования и науки РФ, Н. В. Третьяк). [2] Таким образом при выборе ключевых составляющих рассматривается не только государственные планы преобразований, но и участие в этой системе бизнеса.

Следующий блок представляет собой непосредственно реализацию разработанной программы на долгосрочную перспективу с поэтапным выполнением предусмотренных задач в установленные временные сроки. Поэтому среди воздействующих факторов отмечены:

-        экспертный подход к оценке исполнения, правильности выбора целевых ориентиров, определения и учета сильных, нейтральных и слабых сторон, возможностей и угроз (при использовании SWOT-анализа, SNW-анализа), политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды (PEST-анализ);

-        время как утвержденные рамки для исполнения промежуточных этапов плана (программы);

-        достижение / не достижение показателей, выполнение / не выполнение мероприятий, разработанных в целях пошагового описания достижения целей.

Кроме того в данном блоке значимую роль играет соотношение всех используемых ресурсов — материальных, кадровых, временных и др.

Совершенствование отрасли при таком планировании и мониторинге в результате должно привести к повышению качества предоставляемых услуг.

Практическое применение показателей эффективности рассмотрим на примере сферы образования (дошкольного, общего и дополнительного) Хабаровского края.

В целях совершенствования государственной социальной политики были утверждены Указы Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597, 599, а также от 01 июня 2012 г. № 761. Данными документами предусматривается ряд мер, направленных на развитие системы образования в целом, улучшения качества работы педагогических работников организаций дошкольного, общего и дополнительного образования, информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта и др.

Два указа затрагивают систему образования: № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Если в первом определены меры по стимулированию работников системы образования к более качественной работе путем постепенного повышения уровня их зарплат, то во втором обозначена необходимость оценки эффективности деятельности в системе образования. Оба вектора — стимулирующий и измерительно-оценочный — системно увязаны между собой в рамках концепции эффективного контракта в образовании. Так, государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы предусматривает выход на эффективный контракт с педагогами всех уровней образования — от дошкольного до высшего. При этом предполагается, что эффективный контракт предусматривает не только достойный уровень оплаты труда педагогов, но и высокий уровень оказания образовательных услуг, а также зависимость заработной платы от качества и результатов работы. [3]

Применение дорожных карт в дошкольном, общем и дополнительном образовании дает возможность наглядного положения в отрасли, при этом процесс ее формирования — это потенциал развития (как в методическом, методологическом изменении подходов, так и кадровом обеспечении) при установленных мероприятиях.

Для реализации данных Указов разработано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В соответствие с федеральным законодательством был подготовлен План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг образования в Хабаровском крае на 2013–2018 годы» (утвержден Распоряжение Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 г. № 52-рп).

Для определения показателей эффективности, их ранжирования используются:

1)      Методические рекомендации Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников от 18 июня 2013 г.;

2)      Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 26 июня 2013 г. № 20 «Об утверждении базового (отраслевого) перечня показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций».

На основе данных нормативно-правовых актов разработаны показатели для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (если рассматривать муниципальный уровень — дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей). Пример такого механизма оценки для категории «педагогические работники» общеобразовательных организаций представлен ниже. В данном случае указаны показатели только по тем направлениям, которые определены Методическими рекомендациями, но при разработке показателей Минобрнауки Хабаровского края дополнительно были введены:

-        успешность образовательной деятельности педагогического работника (повышение качества предоставления государственной услуги);

-        методическая и инновационная деятельность педагогического работника;

-        организация работы по наставничеству.

Таблица 1

№ п/п

Направления

Показатели

1

Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты и др.)

-     количество организованных дополнительных проектов;

-     доля обучающихся, участвующих в дополнительных проектах;

2

Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся

-     - наличие исследований о влиянии изучения предмета на получение предметных, надпредметных и личностных результатов;

3

Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации)

-     увеличение количества учащихся, справившихся на «4» и «5» с экзаменом, тестированием, контрольными мероприятиями промежуточной и итоговой аттестации;

-     учет в итоговом оценивании надпредметных и личностных результатов;

4

Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся

-     доля родителей, участвующих в государственно-общественном управлении группы (класса);

-     доля родителей, положительно оценивающих деятельность педагога по результатам опроса (анкетирования);

-     наличие мероприятий, проводимых совместно с родителями;

5

Участие и результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др.

-     регулярность участия учеников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и др.;

-     доля обучающихся победителей и призеров конкурсов, соревнований, проводимых на муниципальном, краевом, федеральном и международном уровнях;

6

Участие в коллективных педагогических проектах

-     наличие интегрированных межпредметных проектов по достижению индивидуальных образовательных результатов;

7

Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы

-     разработка рабочих программ, ориентированных на достижение задач образовательной программы образовательной организации и являющихся ее составной частью;

8

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

-     охват обучающихся занятиями в спортивных секциях (в процентах от общего количества);

9

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

-     организация дополнительной занятости социально неблагополучных детей в каникулярное и свободное от учебы время;

-     вовлечение детей группы риска в общественно-полезную деятельность;

-     реализация совместных с органами профилактики мероприятий по предупреждению ухудшения ситуации воспитания детей;

10

Создание элементов образовательной инфраструктуры

-     создание (руководство) и участие в работе образовательной инфраструктуры (службы, центры, проблемные группы, клубы и др. на базе образовательной организации, района, края)

Посредством показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций государство стремится, в конечном счете, повысить эффективность и качество услуг образования. В дорожной карте Хабаровского края в отраслевых разделах указаны основные направления и ожидаемые результаты.

Таблица 2

 

Основные направления

Ожидаемые результаты

Дошкольное образование

Мероприятия, направленные на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации

-     обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в т. ч. за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования;

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования

-     обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;

-     введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.

Общее образование

Обеспечение достижения школьниками новых образовательных результатов

-     обеспечение обучения всех школьников по новым федеральным государственным образовательным стандартам;

-     повышение качества подготовки российских школьников, которое оценивается в том числе по результатам их участия в международных сопоставительных исследованиях;

Обеспечение равного доступа к качественному образованию

-     введение оценки деятельности организаций общего образования на основе показателей эффективности их деятельности;

-     сокращение отставания от среднероссийского уровня образовательных результатов выпускников школ, работающих в сложных социальных условиях.

Дополнительное образование

Расширение потенциала системы дополнительного образования детей

-     не менее 83 процентов детей от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них за счет бюджетных средств.

Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению

Особое внимание уделяется введению эффективного контракта, которое предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в сфере образования.

Итак, применение показателей (на рассмотренном примере отрасли образования) является связующим звеном между новыми требованиями к качеству услуги, оценкой социально-экономической эффективности преобразований и удовлетворенности населения. Исследование данного направления актуальны, поскольку меняются подходы, критерии и принципы развития отрасли, что в немалой степени определено последними требованиями нынешней системы образования.

Литература:

1.      Замахина, Т. Частный стандарт: АСИ попытается социальную сферу частично передать в бизнес (30.10.2013) / Т. Замахина // Российская газета. — Федеральный выпуск № 6220 (244).

2.      Заславская, О. Бизнес идет в народ [Электронный ресурс]: официальный сайт Агентства стратегических инициатив (02.03.2014) по материалам Журнала «Стратегия». Доступ: https://asi.ru/social/news/17837

3.      Шугаль, Н. Мониторинг экономики образования: «майские указы» президента и эффективный контракт (08.05.2013) / Н. Шугаль, Л. Угольнова [Электронный ресурс]: Институт статистических исследований и экономики знаний. Доступ: http://issek.hse.ru/news/82317721.html

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, Хабаровский край, дополнительное образование, эффективный контракт, дорожная карта, показатель эффективности, социальная сфера, дополнительное образование детей, негосударственный сектор, Российская Федерация.


Похожие статьи

Эффективный контракт в сфере образования | Молодой ученый

Ключевые слова: эффективный трудовой контракт, премирование, сфера образования

В отдельных отраслях бюджетного сектора (образование, здравоохранение) численность

Например, для сферы образования это План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в...

Механизмы управления негосударственным сектором...

В новом законе «Об образовании» в Российской Федерации дошкольное образование впервые отражено как один из уровней образования.

- организационная и инфраструктурная поддержка инвестиций в негосударственный сектор дошкольного образования

Эффективный контракт в образовании | Статья в сборнике...

высшее образование, эффективный контракт, дисциплинарное взыскание, система оплаты труда, Трудовой кодекс РФ, показатель эффективности, научная группа, моральный вред, воля работника, воля преподавателя.

Оценка эффективности управления развитием учреждения...

В статье раскрыты подходы к понимаю сущности эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования, характеристики качества дополнительного образования детей...

Управление образовательной организацией на основе...

Особое внимание власти акцентируют на эффективности управлении в сфере образования.

Методы расчета прибыли образовательной организации предстоит ещё апробировать в системе образования Российской Федерации на разных ее уровнях.

Организация дополнительного образования в условиях...

Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей

Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана недостаточно.

Особенности научной классификации элементов социальной...

Учитывая данный функциональный критерий в состав социальной сферы, следовало бы включить: а) образовательные услуги (дошкольного и дополнительного образования детей); б) здравоохранение (медицинские и социальные услуги...

Организационно-правовые аспекты деятельности...

Российская Федерация, дошкольное образование, услуга, учреждение, инвестиционная привлекательность, негосударственное дошкольное образовательное учреждение, соответствие...

Правовое регулирование общего и дополнительного...

Дополнительное образование не отрицает общего образования, а формирует опыт в сферах, не затронутых

Однако, сфера дополнительного образования по прежнему нуждается в нормативной регламентации, которая бы повысила эффективность развития данной области.

Похожие статьи

Эффективный контракт в сфере образования | Молодой ученый

Ключевые слова: эффективный трудовой контракт, премирование, сфера образования

В отдельных отраслях бюджетного сектора (образование, здравоохранение) численность

Например, для сферы образования это План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в...

Механизмы управления негосударственным сектором...

В новом законе «Об образовании» в Российской Федерации дошкольное образование впервые отражено как один из уровней образования.

- организационная и инфраструктурная поддержка инвестиций в негосударственный сектор дошкольного образования

Эффективный контракт в образовании | Статья в сборнике...

высшее образование, эффективный контракт, дисциплинарное взыскание, система оплаты труда, Трудовой кодекс РФ, показатель эффективности, научная группа, моральный вред, воля работника, воля преподавателя.

Оценка эффективности управления развитием учреждения...

В статье раскрыты подходы к понимаю сущности эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования, характеристики качества дополнительного образования детей...

Управление образовательной организацией на основе...

Особое внимание власти акцентируют на эффективности управлении в сфере образования.

Методы расчета прибыли образовательной организации предстоит ещё апробировать в системе образования Российской Федерации на разных ее уровнях.

Организация дополнительного образования в условиях...

Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей

Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана недостаточно.

Особенности научной классификации элементов социальной...

Учитывая данный функциональный критерий в состав социальной сферы, следовало бы включить: а) образовательные услуги (дошкольного и дополнительного образования детей); б) здравоохранение (медицинские и социальные услуги...

Организационно-правовые аспекты деятельности...

Российская Федерация, дошкольное образование, услуга, учреждение, инвестиционная привлекательность, негосударственное дошкольное образовательное учреждение, соответствие...

Правовое регулирование общего и дополнительного...

Дополнительное образование не отрицает общего образования, а формирует опыт в сферах, не затронутых

Однако, сфера дополнительного образования по прежнему нуждается в нормативной регламентации, которая бы повысила эффективность развития данной области.

Задать вопрос