Библиографическое описание:

Довгополая Т. В. Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 28-30.

В статье рассматривается проблема воспитания эстетических чувств средствами народной сказки у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевыеслова: эстетические чувства, эстетическое воспитание, народная сказка.

 

Актуальность исследования.

Проблема эстетического воспитания детей является предметом исследования многих ученых: О. С. Богдановой, Я. А. Коменского, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, И В. Павлова, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Л. А. Харитоновой, И. Ф. Харламова, Л. С. Ульяницкой, М. И. Шиловой.

В частности методика воспитания эстетических чувств освещена в трудах P. C. Буре, H. A. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н. В. Дуровой, М. М. Кониной, В. Г. Нечаевой, Л. Ф. Островской, Л. П. Стрелковой, А. М. Счастной, А. П. Усовой, М. И. Шаровой и др.

Однако проблема воспитания эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами народной сказки исследована недостаточно, что и обосновывает актуальность нашего исследования.

Целью статьи является определение дидактических и методических возможностей народной сказки в воспитании эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Эстетические чувства — это чувства, вызываемые у человека красотой или безобразием воспринимаемых объектов (произведений искусства, людей, а также их поступков и действий, явлений природы) [6, с. 260].

Эстетическое воспитание определяется в педагогике как развитие способности чувствовать, воспринимать, видеть прекрасное в жизни и в искусстве, а также как воспитание стремления человека участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [6, с. 258].

Таким образом, оно является целенаправленным постоянным воздействием на человека с целью его эстетического развития, то есть формирования у него восприятия прекрасного, чувств, вкусов, эстетического сознания, правильного понимания высокого в действительности и в искусстве; развитие эстетических интересов и потребностей, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

По мнению большинства ученых, наиболее значимым и благоприятным периодом в воспитании эстетических чувств является старший дошкольный возраст детей. Именно в этот период закладываются основы нравственных качеств, восприятия и оценки окружающей действительности. Немаловажное значение в достижении положительных воспитательных результатов имеет использование фольклора, мудрость которого напрямую воздействует на эмоциональное состояние ребенка.

«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества». М. Горький

Одним из наиболее эффективных средств эстетического воспитания дошкольников, на наш взгляд, является такой жанр фольклора, как народная сказка. Она не утрачивает своего значения и обладает мощным воспитательным потенциалом. «Это первые и лучшие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа», — отмечал в свое время К. Д. Ушинский [5, с.114].

Народные сказки демонстрируют нахождение личности в обществе, особенности человеческих взаимоотношений. Передача образцов нравственного поведения в них происходит через действия конкретных героев, на поведение которых ребенок обращает особое внимание. Так как с первых слов сказки вводят в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, а люди понимают их язык, герои отправляются в далекие путешествия, где они подвергаются опасным испытаниям — одолевают чудовищ. И всегда добро побеждает зло!

«Слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» А. С. Пушкин.

У каждого народа имеются свои аутентичные национальные сказки, связанные между собой. Исследователь русских народных сказок В. Я. Пропп писал: «Сказка — это символ народного единения. Народы понимают друг друга именно сказках. Независимо от языковых, территориальных или государственных границ, они широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство» [3, с.25].

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях нашего региона актуальным становится изучение сказок народов Крыма. Такие сказки являются доступными и полезными для воспитания детей дошкольного возраста. Кроме того, крымские сказки знакомят детей дошкольного возраста с особенностями культуры как своего народа, так и народов-соседей, наряду с обучением воспринимать прекрасное, уже с раннего детства воспитывают толерантное отношение к ближнему.

Например, познавательными и увлекательными могут стать сказки крымских татар, среди которых «Заяц-слуга», «Сказка о мудром ишаке» и др. Они возбуждают и развивают фантазию ребенка, помогают усвоить красоту сказочной речи, народных выражений, знакомят с нормами поведения, вызывают оценочные суждения, что является важным условием воспитания эстетических чувств.

Образцом духовного богатства, культурного наследия, создаваемого многими поколениями, являются русские народные сказки. В них отражены моральные нормы человечества, выработанные в обыденной трудовой деятельности. Такие сказки как «Волшебная амфора», «Муж да жена» и др. способствует воспитанию в детях общечеловеческих ценностей, дружественных отношений между представителями разных народов, включают в себя огромный пласт информации, связывают между собой прошлое, настоящее и будущее.

Благодаря особой интонационной окраске, использованию универсальных языковых выразительных средств, таких как сравнения, эпитеты, метафоры, сказки передают отношение народа к определенному предмету, явлению, событию. Изобразительные средства в народных сказках метки, эмоциональны и обладают эффектом оживления речи, возбуждения у детей эмоциональных ощущений [1, с. 134].

Использование в процессе воспитания эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста народных сказок оказывает существенное влияние на формирование у них чувства прекрасного.

Определяя значение сказки в эстетическом воспитании, необходимо также подчеркнуть, что сказка опирается на жизненный опыт ребенка, учит навыкам правильного поведения, разграничению понятий «хорошо» — «плохо».

Следовательно, выбор текстов художественной литературы, доступных для понимания является средством повышения эффективности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В результате общения с народной сказкой у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, к духовным ценностям [2, с.120].

Выводы. Народные сказки, имея огромный воспитательный потенциал, способствуют организации процесса воспитания в детском саду как наиболее увлекательный творческий процесс. Наряду с этим, способствуют эффективному воздействию на воспитание эстетических чувств детей, развитие эстетического восприятия фольклорных произведений, эстетического видения окружающей действительности с ранних лет.

Таким образом, одним из самых благоприятных периодов в процессе воспитания эстетических чувств личности является старший дошкольный возраст. Наиболее эффективным средством воспитания представляются народные сказки, оказывающие мощное воздействие на восприятие, умение чувствовать, различать прекрасное в жизни и в художественной литературе. Следовательно, при организации процесса формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста воспитателям необходимо учитывать широкие дидактические и методические возможности народной сказки.

 

Литература:

 

1.      Лихачев Д. Б. «Теория эстетического воспитания — М.: Педагогика. — 2002, 183с.

2.      Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980. –183с.

3.      Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ,1991. — 335 с.

4.      Сидорова Л. А. О возможностях народной сказки в воспитании ребенка-дошкольника //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 8. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. С. 196–202.

5.      Ушинский К. Д. Педагогические приложения глав о чувствах. Собр. соч.: В 11т. Т. 10. М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. –540 с.

6.      Эстетика: Словарь. — М.: Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle