Библиографическое описание:

Ольховая А. А. Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 45-47.



В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте [2, с. 17].

По мнению ученых (Н. А. Курочкина, А. И. Ходькова), эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т. е. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты. Н. А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

С точки зрения В. А. Сластенина, эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. С. Ю. Бубнова придерживается следующего определения понятия «эстетическое воспитание» применительно к дошкольному возрасту эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка. Эстетическая культура включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка. В психолого-педагогической литературе наряду с понятием «эстетическое воспитание» существует понятие «художественное воспитание». Однако не следует отождествлять эти понятия. «Художественное воспитание» есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Оно направлено на художественное развитие личности, т. е. на развитие эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирование художественного вкуса и способностей к исполнительской и творческой деятельности в определенном виде искусства [1, с.10].

Таким образом, эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности. В целом ряде исследований выделяются задачи эстетического воспитания детей (Н. А. Курочкина, А. И. Ходькова, Н. А. Ветлугина, Г. С. Лабковская, Е. А. Флерина). К их числу относятся:

  1. Учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть его в природе, в быту, в общественных событиях, доступных ребенку, в поступках людей. Воспитывать у детей желание по мере своих сил быть активными участниками созидания прекрасного в жизни;
  2. Учить, ребенка видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения искусства, выраженные в разнообразных видах художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, картина и т. д.);
  3. Учить ребенка активно и все более качественно проявлять себя в различных областях искусства: в пении, в пляске, чтении стихов, пересказе, а также в творческой деятельности (в творческой игре, рассказывании, рисовании, лепке, конструировании).

С точки зрения Н. А. Ветлугиной задачи эстетического воспитания в детском саду следующие:

  1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность;
  2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения;
  3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни;
  4. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.

Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положении раскрывающие его сущность [3, с. 27]. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая картины, отвечая на вопросы педагога, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся понимать, чувствовать «дух» искусства. По мнению Н. А. Ветлугиной, благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова, эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее [1, с.20].

Воспитание эстетического вкуса — одна из наиболее сложных задач. Успешное осуществление которой, является важнейшим критерием эффективности всего эстетического воспитания в целом. С воспитанием вкуса личности, эстетические взгляды общества, его эстетические принципы и установки превращаются в более глубокие. Эстетические убеждения человека, переходят в эстетические привычки. Эстетический вкус, как внутреннее побуждение к конкретному поведению, к оценке своей деятельности и поступков. Облик, манеры действия других людей, эстетическая оценка предметов и явлений окружающего мира, характеризует реальное эстетическое сознание, истинные эстетические потребности и стремления личности. Эстетический вкус и создаваемые на его основе продукты составляют реальность эстетического сознания человека. Основными категориями эстетического сознания являются: эстетическое чувство; эстетическая потребность; эстетический вкус; эстетическая теория; эстетический идеал. Этот перечень не полон, но он охватывает основные стороны сознания эстетического субъекта.

Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. Вкус выступает как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты и результатов продуктов этой деятельности. Вкус представляет собой устойчивую систему эстетических симпатий и предпочтений, а также и антипатий, конкретизирует и «расшифровывает» эстетические потребности [3, с. 34].

Эстетические потребности составляют основу художественного вкуса. На развитие эстетических потребностей влияют предметы эстетического восприятия: произведения искусства и литературы, архитектура и музыка, народное творчество, самодеятельное искусство. Важнейшее место среди них занимают произведения изобразительного искусства. Человек, воспринимая графику, живопись, архитектуру, скульптуру видит их эстетические качества, которые оказывают влияние на развитие эстетических потребностей, оценок, суждений. В словаре по эстетике «вкус эстетический» определяется как способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» — «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. По отношению к оценке произведений искусства вкус эстетический конкретизируется как художественный вкус. Художественным вкусом должен обладать в первую очередь сам создатель произведений искусства, поскольку он в известной степени «программирует» характер дальнейшего восприятия своих произведений и в некотором смысле является «законодателем» эстетических вкусов общества [2, с.18].

Вместе с тем художественный вкус служит основой для развития вкуса эстетического. Тот, кто постиг красоту искусства, тоньше и глубже воспримет красоту природы, красоту окружающих нас вещей, красоту человека.

Формирование основ эстетического вкуса у детей дошкольников — это важное направление методики воспитания детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются нетрадиционные виды аппликации. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (Проект). [Электронный ресурс]. — М.: 2013. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Барышева, Т. А. Диагностика эстетического развития личности/ Т. А. Барышева– СПб, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. –140 с.
  3. Быховец, Г. В. Воспитание самостоятельности и активности у детей 5–7 лет в условиях учреждения школа — детский сад [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / Г. В. Быховец. — М., 1993. — 24 с.
  4. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): пособие для воспитателей дет.сада / Т. Г. Комарова — М.: Просвещение, 1985. — 125 с.
  5. Флёрина,Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флёрина — М.: Учпедгиз, 1956. — 91 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетического вкуса, эстетического воспитания, Эстетический вкус, задачи эстетического воспитания, эстетическое воспитание, детей дошкольного возраста, произведения искусства, основы эстетического вкуса, эстетического восприятия, воспитания детей дошкольного, художественного вкуса, эстетического развития, эстетического вкуса детей, формирования эстетического вкуса, эстетического сознания, формировании эстетического вкуса, эстетического воспитания детей, Воспитание эстетического вкуса, художественно-эстетического воспитания детей, детей основы эстетического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос