Формирование у старших дошкольников эстетических чувств средствами кукольного театра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 09.05.2018

Статья просмотрена: 706 раз

Библиографическое описание:

Абобакирова, О. Н. Формирование у старших дошкольников эстетических чувств средствами кукольного театра / О. Н. Абобакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49997/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: формирование, дошкольник, процесс, эстетика, малоэффективно, дети, программы, речь.

Замечая прекрасное в природе, мы удивляемся ее совершенству, испытываем стремление разгадать ее тайны. Эстетический взгляд на природу делает человека лучше и в нравственном отношении, так как, наделенный чувством прекрасного, он стремится жить по законам красоты.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное, жить «по законам красоты».

Эстетическое воспитание способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Осуществляется оно с помощью таких средств, как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, наблюдения за природой, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, кукольный театр, праздники и развлечения.

Используя такие виды искусства, как сказки, рассказы, басни, загадки, песни, танцы, картины, педагог формирует у детей эстетическую отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

В педагогической деятельности все большее значение приобретает формирование эстетических качеств воспитания и обучения, что предполагает создание оптимальных условий для развития детей с различными индивидуально-психологическими особенностями, усиление внимания к их физическому и психологическому здоровью.

С целью привития старшим дошкольникам эстетических качеств можно применять программы по организации театральной деятельности. Программа раннего театрально-эстетического развития дошкольников направлена на первичное формирование у детей необходимых базовых знаний, умений и навыков в рамках театрального искусства.

Основные виды работы по реализации программы:

‒ Театрализованная игра (развитие памяти, мышления, воображения, пластичности, раскрепощенности, творчества).

‒ Арт-терапия (тренинги развития и коррекции эмоциональной сферы младшего школьника по программе М. Л. Владимировой «Капелька»).

‒ «Ритмопластика (первичные навыки прочтения музыкального ритма и ритмичного движения, работа над пластикой тела, формирование функциональных мышечных навыков).

‒ Простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям, дошкольникам).

‒ Пальчиковая гимнастика.

‒ Сказкотерапия.

В педагогической интерпретации арт-терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье детей средствами художественной деятельности. Возрастающий интерес психологов и педагогов к возможностям арт-педагогики не случаен, в коррекционной педагогике арт-педагогика рассматривает взаимодействие педагогики и искусства в процессе формирования эстетических качеств подрастающего поколения.

Сущность арт-педагогики заключается прежде всего в ее воспитательной функции, так как она воздействует на нравственно-этические, коммуникативные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства.

Самым эффективным средством развития и воспитания ребенка являются театр и театрализованные игры, так как игра остается значимым видом деятельности детей старшего дошкольного возраста, а театр — один из тех видов искусства, который позволяет решать проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, фантазии, инициативности.

В ходе наблюдений на занятиях и в процессе самостоятельной игровой деятельности дошкольников нужно изучить знания, умения и навыки детей о театре и театрализованных играх, их чувственно-эмоциональную сферу.

При оборудовании зоны театральной деятельности нужно учитывать основные принципы построения предметно-пространственной среды: соответствие возрастным и психофизическим возможностям детей, обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей, использование возможности свободы выбора, моделирования, поиска и экспериментирования.

Основной целью эстетического воспитания через знакомство с театром и театрализованной деятельностью является создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирования эстетических качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии. Предметным полем арт-педагогического процесса является прежде всего развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

В процессе знакомства детей с театром и овладения навыками театрализованных игр, в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм, активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

Формировать интерес к театрализованным играм можно в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей либо совместно с другими педагогами, взяв за основу содержание знакомых ребенку стихов или сказок.

Театрализованная деятельность предполагает участие детей в кукольных представлениях. В организации кукольного театра важно учитывать принцип обучения от простого к сложному. Рекомендуется использовать в работе с детьми такие его виды, как теневой, плоскостной, пальчиковый театр, театр би-ба-бо (простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки), использование фланелеграфа (доска, обтянутая фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки), игра-драматизация. Театрализованные игры оказывают благотворное влияние на эстетическое воспитание, способствуют умственному развитию детей, обогащая их разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к природе, развивают фантазию, воображение, творческое мышление.

Просмотр профессиональных спектаклей помогает расширить знания о театре, о людях, работающих в театре, актуальным становится обучение правилам поведения в общественном месте. Закрепляется позиция «зритель», дети учатся управлять своими эмоциями, у них формируются навыки самоконтроля.

Со временем у детей появляется желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, проявлять инициативу в самостоятельной игровой деятельности. Ребенок учится восхищаться, любоваться, радоваться, огорчаться, сочувствовать героям. Постепенно расширяется его игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом является кукольный театр. В театральной зоне представлены несколько его видов: настольный, пальчиковый, театр марионеток и др.

Театрализованные игры помогают формировать у детей опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения нужно исходить из его воспитательной, эстетической направленности. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления с ними, а пейзаж той или другой сказки — красочным и необыкновенным. Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование эстетических качеств.

Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны:

ребенок, педагог, мама, папа, бабушка и дедушка. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

В Узбекистане в Андижанской областе Избосканском районе в в образовательной дошкольной учреждении № 50 организован кукольный театр «Весёлые ребята» под руководством воспитатели Умиды Мамажоновой. Программа театра имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей старшего возраста. В театральной кружке ставятся спектакли по мотивам узбекских, русских и других народных сказок, инсценируются былины, басни. Дошкольники на этих представлениях приобретают целый ряд полезных навыков, включая технику речи и выразительное чтение, развитие памяти, внимания и образное мышление, умение быстро сориентироваться в непредвиденной ситуации, выручить товарища, научиться восхищаться красотой природы и др.

Задачи театра «Веселые ребята» — формирование положительной мотивации к обучению с помощью кукольного театра, развитие познавательной сферы, формирование эстетических качеств, обогащение духовного мира у подрастающего поколения.

Театр использует обычные куклы, купленные в магазине либо изготовленные самими детьми. В последнем случае объединяют свои творческие усилия руководитель кукольного театра М. Каримова и кружок «Умелые руки» под руководством Р. Камильжановой. Красиво подобранные костюмы к куклам, декорации, реквизиты украшают спектакли, с которыми дети выступают не только в своей школе, но и в учебных заведениях и детских садах города и районов Андижанской области, в соседних областях Узбекистана.

Успешности кукольного театра способствуют высокий уровень восприимчивости детей к прекрасному, чувственно-образный характер их мышления, предрасположенность школьников к творчеству во всех его проявлениях.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, делаем жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное, навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Москва.: Просвещение, 1990
  3. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей, 2002
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.-М.:Айрис-пресс, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): кукольный театр, ребенок, эстетическое воспитание, игра, развитие, театр, театральная деятельность, вид искусства, духовный мир, самостоятельная игровая деятельность.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Методические рекомендации по развитию творческих...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Театрально-игровая деятельность позволяет расширить зону ближайшего личностного развития ребенка, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, направленную на преодоление негативных эмоциональных состояний...

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. Автор: Тураева Марина Борисовна.

Развитие личности предполагает речевое, интеллектуальное, художественно эстетическое и социально-эмоциональное развитие ребенка.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Методические рекомендации по развитию творческих...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития...

Театрально-игровая деятельность позволяет расширить зону ближайшего личностного развития ребенка, гармонизацию эмоционально-волевой сферы, направленную на преодоление негативных эмоциональных состояний...

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. Автор: Тураева Марина Борисовна.

Развитие личности предполагает речевое, интеллектуальное, художественно эстетическое и социально-эмоциональное развитие ребенка.

Задать вопрос