Библиографическое описание:

Чупрова Л. В., Ершов Т. В. Проблема творчества в системе высшего профессионального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 243-245.


Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы человеческой жизни. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, тенденция к демократизации, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности человека обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования.
Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям; целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал. Это обуславливает актуальность проблемы формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала будущих специалистов, приобретение ими опыта творческой, самостоятельной, проективной и управленческой деятельности.
В связи с этим, возникает необходимость теоретической разработки проблемы подготовки творческой личности в системе высшего профессионального образования. Решение этой проблемы требует специальной организации образовательного процесса, особого методологического подхода к содержанию, объёму, методике представления и усвоения учебного материала, формам организации учебных занятий, диагностике знаний и умений, их оценке и самооценке.
Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах В.И. Андреева, Ю.В. Андреевой, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Е.Л. Яковлевой. Природа творчества как резерва развития творческих способностей анализируется в работах зарубежных (Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, П.Торренс, К.Тейлор), а также отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Богоявленская, Е.В. Назайкинский, Я.А. Пономарев, А.В. Хуторской).
Аксиологический аспект творчества рассмотрен в трудах философов М.С.Кагана, Л.Н. Когана, Л.Н. Столовича; педагогов А.В. Кирьяковой и И.Я. Лернера. Н.С. Лейтесом разработана концепция творческой одаренности; Л.И. Божовичем, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, А.В. Петровским.
Творчество как познавательную деятельность исследовали Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, В.А. Половникова, Я.А. Пономарёв, В.Г. Разумовский, Н.Ф. Талызина и другие.
Различные аспекты эвристически организованной творческой деятельности исследовались в разные годы в работах В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, П.Я. Гальперина, А.М. Матюшкина, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.И. Калмыковой, Я.А. Пономарёва, И.М. Розет, В.П. Ушачёва и других исследователей. В дидактическом аспекте проблему эвристической деятельности (кроме ряда учёных, указанных выше) исследовали В.В. Давыдов, В.А. Кан-Калик, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, Д.Пойа, Л.М. Фридман, А.В. Хуторской и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований показал, что проблема творчества в образовании не является новой. В педагогике и психологии накоплен значительный научный фонд исследований по теории творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, С.Л.Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов и др.), которая ориентирует на формирование опыта творческой деятельности, как базового компонента содержания образования.
Творчество непосредственно связано с человеческой деятельностью. Именно такой подход к сущности творчества отражает определение, приведённое в энциклопедическом словаре: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, то есть всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» [5, с.13-14]. То есть творчество понимается, прежде всего, как особый (обладающий особым набором качеств) вид деятельности.
Л.С. Выготский определяет творчество как «…такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [4, с.3].
В.И. Андреев предлагает рассматривать творчество как «…один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат, который обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью» [3, с.49].
Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать вывод: творчество – деятельность, продукт которой есть «нечто новое», оригинальное, «никогда ранее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п. как самого субъекта творчества, так и других людей.
С этим определением можно в целом согласиться, но применительно к учебному процессу толкование термина «творческая деятельность» будет несколько иным, так как студенты в большинстве своём не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение. Так, Ф.Я. Байков в своих исследованиях отмечает, что в психологическом аспекте нет различия между творческой деятельностью учёного, создающего продукт творчества, характеризующегося объективной новизной, и творческой деятельностью учащегося, делающего новое открытие для себя, но не для общества [3].
В.И. Андреев, анализируя психолого-педагогические работы по проблеме творчества [1], наиболее полно отметил основные признаки учебной творческой деятельности и, исходя из данных признаков, сформулировал определение учебно-творческой деятельности, с которым можно согласиться и использовать его в работе: «Учебно-творческая деятельность – это один из видов учебной деятельности, направленной на решение учебно-творческих задач, осуществляемой преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личности, результат которого обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и, особенно, её творческих способностей» [3, с.51].
Таким образом, творческая деятельность, организованная в условиях образовательного процесса вуза, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. То есть творческая учебно-познавательная деятельность есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте студента – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте), а следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности студента являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и перебор возможных вариантов движения к цели; создание в процессе движения к цели нового продукта, неизвестного ему ранее.
Творческая деятельность, как и любой вид человеческой деятельности, имеет свою структуру. Учёные, исследовавшие закономерность различных видов творчества, пришли к общему выводу, что возникновение проблемной ситуации в любой сфере жизнедеятельности человека, осознание её, постановка проблемы является началом исследования, творческого поиска, осуществляемого в процессе мышления, а решение проблемы – содержание творчества [7, с.41].
Творческой может быть любая деятельность, как теоретическая, так и практическая, в любой профессиональной среде. «Творческость» определяется не видом деятельности, а наличием и степенью выраженности таких её качеств, как сознательное целеполагание, новизна, значимость способов её осуществления или результата [6].
Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме творчества показал, что существуют различные подходы к творчеству обучающихся: исследовательский подход (И.Я. Лернер), психологический (В.А. Моляко), уровневый (В.Д. Путилин), функциональный подход к личности школьника (поэтапное обучение в группах с переходом от воспроизводящей деятельности к творческой, Г.И. Патяко).
На наш взгляд, наиболее прогрессивными, но фактически не используемыми в системе высшего профессионального образования, являются эвристический и проективный подходы к организации учебной деятельности студентов, так как именно эвристический процесс с элементами проектирования является источником новых способов и действий, а творческий процесс выполняет главную роль, аккумулирует, совершенствует и использует эвристические инновации: стратегии, методы и приёмы, то есть эвристика и проектирование инициируют проявление творчества в процессе познания.
Процесс эвристический и творческий непосредственно взаимодействуют друг с другом. Так, эвристический характер имеют такие элементы творческого поиска, как замысел, сбор, накопление и осмысление информации, формулировка проблем и другие. Если творческий процесс приводит к получению конкретного продукта (предметов, действий, мыслей), то в эвристическом процессе получение результата в данный момент ожидается или прогнозируется. Это главное различие между ними.
Наша научная позиция строится на общетеоретических положениях эвристики, как уникального механизма управления поиском решения, получения новых продуктов умственного учебного труда без использования алгоритмов и проектирования, как особого вида деятельности, предполагающего использование многих известных методов и способов активного обучения, таких как метод проектов; методы сбора и обработки данных, мозговой атаки; исследовательский и проблемный методы; анализ справочных и литературных источников; поисковый эксперимент; обобщение результатов; деловые и ролевые игры.
Рассматривая эвристическую деятельность как специфическую, осуществляемую при построении новых действий в неизвестном информационном поле, разработке способов принятия решений, управлении поиском решения проблем и задач необходимо отметить, что организация и осуществление этой деятельности включает использование студентами элементов проектирования и предполагает управление этим процессом не только со стороны преподавателя, но и самих обучающихся на уровне самоуправления, то есть в процессе эвристической деятельности студенты выполняют определённые проективные и управленческие действия, такие как самостоятельная постановка учебных целей и задач, планирование процесса решения, проектирование действий, определение рационального порядка действий, выбор наилучшего способа действий в различных условиях, поиск новых умственных и практических действий, принятие решений и создание проектов, проектирование и постановка опытов и т.д.
Согласно нашему пониманию, «проективно-эвристическая деятельность» – комплексная специфическая деятельность, направленная на решение проблем и нетипичных задач, создание проблемных моделей и поиск способов эвристического мышления, разработку нестандартных подходов к решению задач и управления с помощью механизма информационной связи.
Структуру проективно-эвристической деятельности составляют следующие компоненты: наличие проблем и нетипичных задач; нестандартные подходы к их решению из-за отсутствия алгоритмов и невозможности использования известных приёмов и действий; неопределённость поиска решения; недостаточность информации; выработка схемы решения: план – программа – метод – проект; определение тактических действий.
При организации проективно-эвристической деятельности мы особое внимание уделяем самостоятельной творческой деятельности студентов, которая является одним из эффективных средств развития творческой активности, позволяющей самостоятельно добывать, знания, перерабатывать, использовать и восстанавливать их, совершенствовать и находить новые приёмы умственного труда и вырабатывать индивидуальный стиль мышления.
В процессе самостоятельной творческой деятельности каждый студент сталкивается с проблемами более общего характера. Ему приходится формулировать не простые выводы, а выполнять научно-теоретические обобщения, проникать в сущность общих законов природы, понимать научную картину мира, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, понятиями, а также анализировать результаты своего умственного труда.
Самостоятельная деятельность студентов возможна при проведении исследований, выполнении творческих и интеллектуальных заданий, создании проектов, участии в деловых играх, подготовке рефератов и докладов, написании курсовых работ.
Таким образом, детальное рассмотрение содержания, структуры творческой, эвристической и проективной деятельности позволяет сделать вывод о необходимости их применения наряду с другими видами учебно-познавательной деятельности в образовательном процессе вуза для творческого развития студентов. В связи с этим, правомерным становится использование в целостном учебно-воспитательном процессе комплексно-интегративной проективно-эвристической деятельности, которая способствует творческому развитию студентов.

Литература:
  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды /Под ред. А.А.Бодалёва: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
  2. Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 236 с., ил.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. Пособие для инж. пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1996. – 344 с.
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 1935. – 135 с.
5. Советский энциклопедический словарь /Глав. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с.
6. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle