Роль информационных технологий в творческом развитии личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Кудасова Г. Ж., Мухангалиева Ш. А. Роль информационных технологий в творческом развитии личности // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1103-1105. — URL https://moluch.ru/archive/89/17837/ (дата обращения: 22.09.2018).

Современные тенденции развития в обществе стимулируют возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их. На первый план выдвигается необходимость становления такой личности педагога, ведущей профессиональной характеристикой которой является творчество. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения. В этих условиях актуализируется необходимость становления творческой личности педагога в школах нового типа, так как именно эти школы обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, культуры, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества.

Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, ЯЛ Коменский, К. Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П. П. Блонский, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт развития творческих способностей учащихся. Неоценимый вклад в исследование психологических основ развития творческих способностей, творческого процесса, внесли видные ученые нашей Республики К. Б. Жарыкбаев, М. А. Кудайкулов, М. М. Муканов, Т. Т. Тажибаев и многие другие. Необходимо также выделить ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам способностей и творчества, которые провели такие казахстанские ученые, как Б. Ш. Байжуманова (Психологические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста); С. Н. Данилушкина (Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятии по композиции); Л. Г. Дирксен (Преемственность в развитии творческих способностей детей разновозрастного уровня (изобразительное искусство); Б. А. Жетписбаева (Формирование творческой личности старшеклассников в процессе вербально-познавательной деятельности); А. Т. Кенжебаева (Педагогические условия формирования творческих способностей студентов); Т. У. Оспанова (Развитие творческих способностей на уроках музыки); Т. П. Смолькина (Подготовка инженеров-педагогов к творческой профессиональной деятельности до уровня изобретательства); Р. Ш. Сыдыкова (Педагогические основы развития творческой активности будущих учителей музыки); Б. А. Тургунбаева (Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения) и другие.

Современная философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики; в простейшем случае как бессознательный, спонтанный процесс продуцирования новых образов; не только как создание ранее не существовавших материальных и духовных ценностей, но и новое по способу, методу и цели репродуцирование уже существующих ценностей; как общечеловеческий феномен, неотъемлемая принадлежность совокупного субъекта, взятого во всем философски значимом богатстве определений человека, в какой-то мере включающих даже диалектику биологического и социального.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью». С. С. Голъдентрихт отмечает, что «природа творческого деяния — созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку».

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей:

-          более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др.;

-          отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно;

-          сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;

-          зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса;

-          умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное. Она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура учителя объективно существует для всех учителей не как возможность, а как реальность.

В настоящее время очень актуально народное декоративное прикладное искусство. Не мало народных мастеров, умельцев, которые своим трудом сохраняют для будущих поколений наши древние традиции. Приобщение к народному творчеству меняет самосознание, пробуждает творческую активность, раскрывает способности, формирует и развивает художественный вкус. Сейчас важна потребность учить детей удивительному старинному ремеслу. Необходимо приобщить учащихся к народной культуре, научить их влюбить себя в народное творчество. Дети активно и увлеченно воспринимают информацию о народной культуре. Необходимо заинтересовать детей, чтобы они взглянули на мир народной культуры через компьютер. Современный компьютер — это не только инструмент для обучения и получения информации, он может быть и способом самовыражения, может формировать внутренний мир личности, развивать фантазию и творческие способности. Важно решить, как, через какие современные информационные технологии дать учащимся информацию о традиционной народной культуре, чтобы она их увлекла и заинтересовала.

Молодёжь живёт сейчас в мире современных технологий. Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию учащихся. Чтобы они лично участвовали в процессе творческого преемствования культурно-исторического опыта прошлых поколений. Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения учащихся в образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу.

В настоящее время, увы, невозможно быть хорошим специалистом в образовании без знания и владения современными информационными технологиями. Использование информационных технологий качественно меняет организацию основных стадий учебного процесса, повышает результативность комплексного обучения с помощью компьютера, поднимает процесс обучения на более высокий уровень, даёт учащимся глубокие знания в любой области изучения. Информационные технологии помогают и ускоряют процесс изучения, способствуют развитию познавательной активности учащихся, формируют личностное эстетическое воспитание, культуру и этическо-нравственное поведение. Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

 

Литература:

 

1.      Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса/ — Минск: Университетское, 2000. — 154 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое творчество, народная культура, творчество, творческий процесс, учащийся, специальная подготовка, профессиональная деятельность, время, образовательный процесс, область знаний, необходимость становления, народное творчество, знание, человеческая деятельность.


Похожие статьи

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по...

башкирское декоративно-прикладное искусство, народная педагогика, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, башкирский народ, изобразительное искусство, народное творчество, педагогическое...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок. 7) Широкая информированность населения о деятельности образовательных учреждений культуры в...

Творчество в деятельности современного педагога

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс...

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога

креативность, педагогическая креативность, инновационная деятельность, управленческая деятельность, умение, творчество, творческая деятельность, способность, создание условий, система образования...

Творческая активность и возможность ее развития в процессе...

Творчество есть свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нешаблонностью мышления, чувствований, действий и ориентированная на получение новых, существенных свойств, признаков...

Дидактические особенности развития творческих способностей...

Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с

В комплексе знаний и умений, которые должны быть приобретены учащимися, входят знание мотивов народного орнамента...

Творчество педагога как норма профессиональной...

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в

При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность современного учителя характеризуется такими...

Значение художественной культуры и народного искусства для...

Основу составляет декоративно-прикладное творчество, которое можно охарактеризовать как широкий раздел искусства, охватывающий различные отрасли творческой деятельности, а также являющийся одной из важнейших областей народного творчества (от лат.decoro...

Проблема творчества в системе высшего профессионального...

творческая деятельность, проективно-эвристическая деятельность, творчество, проблема творчества, человеческая деятельность, высшее профессиональное образование, Учебно-творческая деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по...

башкирское декоративно-прикладное искусство, народная педагогика, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, башкирский народ, изобразительное искусство, народное творчество, педагогическое...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок. 7) Широкая информированность населения о деятельности образовательных учреждений культуры в...

Творчество в деятельности современного педагога

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс...

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога

креативность, педагогическая креативность, инновационная деятельность, управленческая деятельность, умение, творчество, творческая деятельность, способность, создание условий, система образования...

Творческая активность и возможность ее развития в процессе...

Творчество есть свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нешаблонностью мышления, чувствований, действий и ориентированная на получение новых, существенных свойств, признаков...

Дидактические особенности развития творческих способностей...

Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с

В комплексе знаний и умений, которые должны быть приобретены учащимися, входят знание мотивов народного орнамента...

Творчество педагога как норма профессиональной...

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в

При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность современного учителя характеризуется такими...

Значение художественной культуры и народного искусства для...

Основу составляет декоративно-прикладное творчество, которое можно охарактеризовать как широкий раздел искусства, охватывающий различные отрасли творческой деятельности, а также являющийся одной из важнейших областей народного творчества (от лат.decoro...

Проблема творчества в системе высшего профессионального...

творческая деятельность, проективно-эвристическая деятельность, творчество, проблема творчества, человеческая деятельность, высшее профессиональное образование, Учебно-творческая деятельность...

Задать вопрос