Библиографическое описание:

Штанько Е. В. Современные технические средства обучения на уроке английского языка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 258-261.

Вопрос о применении новых информационных технологий при обучении английскому языку становится всё более актуальным. Под применением новых информационных технологий в обучении иностранным языкам подразумевают не только практическое применение современных технических средств и технологий, но и использование новых форм и методов преподавания иностранного языка и подхода к процессу обучения в целом. Одной из основных задач преподавателя является активизация деятельности каждого студента, создание ситуации для их творческой активности. Совершенно очевидно, что использование компьютера и мультимедийных средств помогает не только осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, но и обеспечить индивидуализацию и дифференциацию с учётом уровня знаний учащихся. Очень многое зависит от преподавателя, от его желания использовать информационные технологии на уроке иностранного языка. На вопрос: заменит ли преподавателя компьютер, можно смело ответить: нет, никогда не заменит, но его заменит преподаватель, владеющий информационными технологиями.

В данной статье, с одной стороны, речь идёт о несомненных преимуществах использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках английского языка, а, с другой стороны, анализируются проблемы, возникающие при их применении на практике.

Для достижения нового качества образования, действительно адекватного современности, сегодняшний преподаватель английского языка не только должен овладеть ИКТ, но и осознать, насколько изменяется подход к соотношению функций процесса обучения: традиционно руководящая и контролирующая функции постепенно замещаются ориентирующей и систематизирующей. Таким образом, только при этих условиях, может полноценно осуществляться целенаправленная совместная деятельность преподавателя и студентов в информационно-образовательной среде (ИОС).

Если в традиционном обучении главной задачей являлась передача ученику определённой суммы знаний, формирование ряда умений, то цель обучения в ИОС – научить учащегося ставить и решать познавательные проблемы, а для этого находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.

Основными характеристиками ИОС являются:

1) Открытость, которая обеспечивается за счёт взаимодействия среды с информационно-образовательным пространством и позволяет организовать вариативное обучение,

отвечающее задачам развития личности ученика.

2) Внутреннее единство процесса обучения – целей обучения, деятельности учителя, деятельности учащихся и планируемого результата. Единство процесса обучения возникает в результате сознательных действий участников педагогического процесса и формируется с учётом содержания учебного материала, оптимальных методов, способствующих достижению целей обучения и развития.

3) Многофункциональность процесса обучения. Среда может быть как источником знаний, так и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы учащихся. ИОС позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащихся.

Сегодня уже совершенно ясно, что именно обучение в информационно-образовательной среде значительно повышает эффективность образования вообще и изучения иностранного языка в частности. Однако, одной из проблем является та парадоксальная ситуация, когда в результате гигантского разрыва между поколениями в уровне компьютерной грамотности преподаватель впервые начал ощущать свою ущербность перед учениками. Информационное пространство, которое школьники и студенты, владеющие современными компьютерными технологиями, активно осваивают, открывает перед учащимися огромные возможности для приобретения знаний и навыков, часто, к сожалению, недоступных даже преподавателю, много лет проработавшему в школе или в вузе. Хочется отметить, что на рынке электронных образовательных продуктов (ЭОП) представлен большой ассортимент компакт-дисков с различного рода электронными ресурсами, претендующих на роль идеальных языковых курсов. Однако, хорошо известно, что множество электронных образовательных ресурсов несут заведомо ложные знания, искажают сущность изучаемых явлений, особенно опасны тем, что приучают молодых людей неразборчиво пользоваться непроверенными данными при самостоятельной работе. Здесь чрезвычайно важен контроль со стороны преподавателя, имеющего соответствующую подготовку и способного научить учащихся тщательно отбирать информацию.

Вполне естественно, что, преподаватель испытывает значительный психологический дискомфорт, осознавая, что молодёжь гораздо лучше его ориентируется в новой информационной среде. Более того, очень трудно удерживать внимание учащихся, родившихся в век информатизации, исключительно традиционными учебными методами.

В условиях изменения содержания образования ИКТ открывают огромные возможности повышения мотивации учащихся и формирования прочных языковых навыков. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся, даёт возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика, позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство.

Однако, когда речь идёт об использовании ИКТ в образовательных учреждениях, возникают следующие проблемы. Во-первых, очень невелико количество школ и вузов, оснащённых соответствующими техническими средствами в достаточном объёме. Во-вторых, учителям английского языка требуется квалифицированная помощь в освоении, как компьютера, так и специальных электронных обучающих программ. Что касается оснащения школ и вузов современным оборудованием, то этот вопрос должен решаться на уровне администрации конкретных учебных заведений. Для решения второй проблемы на факультетах повышения квалификации (ФПК) учителям средних школ и вузов предлагаются курсы для обогащения их профессионального багажа за счёт изучения разнообразных мультимедийных программ.

Автор статьи, несколько лет работая на ФПК, предлагает слушателям освоить мультимедийную программу, а также научиться отбирать лучшие программы, максимально соответствующие конкретным целям обучения. На занятиях слушатели ФПК последовательно осваивают своеобразную структуру мультимедийного курса, исследуют все возможности предложенной программы, определяют её достоинства и недостатки. При знакомстве с программой преподаватели АЯ выполняют упражнения, анализируя их с профессиональной точки зрения, обсуждают, на каком этапе обучения целесообразно использовать те или иные возможности, предоставленные современными электронными обучающими средствами.

Проблема также состоит в том, что у слушателей ФПК разный уровень владения ИКТ. Каждая группа в компьютерном кабинете традиционно распадается на три подгруппы:

  1. Слушатели, свободно владеющие ИКТ (их, как правило, меньшинство);

  2. Слушатели, не испытывающие особых трудностей в работе с компьютером, но имеющие слабые представления о мультимедийных программах (основная группа );

  3. Слушатели, вообще не владеющие компьютером (таких слушателей ещё меньше, чем в первой подгруппе).

Участники первой группы быстро приступают к активному изучению мультимедийного курса, самостоятельно осваивают структуру программы. Участникам второй группы необходимо подробно объяснять и наглядно показывать, как работают программы. Постепенно они начинают ориентироваться в структурах курса и также переходят к самостоятельной работе над освоением программы. Что касается тех, кто не имеет представления об ИКТ, то приходится кратко объяснять им элементарные правила работы на ПК и сразу же «внедрять» слушателей в разные стадии модулей, чтобы продемонстрировать преимущества электронных средств обучения.

Оценивая мультимедийные программы, учителя средних школ и преподаватели вузов отмечают, что электронные обучающие средства оказывают огромную помощь преподавателю АЯ в развитии такого сложного навыка как восприятие иноязычной речи на слух. Разнообразие аудиоматериалов в сочетании с видеоприложениями создают уникальную возможность для формирования навыка понимания разговорной английской речи. Кроме того, встроенные англо-русские и русско-английские словари являются неплохой базой для расширения лексического запаса. И, наконец, лексические и грамматические упражнения представлены в привлекательной для молодых людей форме. Недостатком упражнений по грамматике и лексике можно считать их поверхностность, отсутствие тщательной проработки тех или иных языковых явлений. Но ведь арсенал современного преподавателя АЯ позволяет ему сделать правильный выбор и найти сбалансированное решение, умело сочетая лучшие традиционные методы обучения и возможности инновационных технологий.

Самым главным результатом обучения на ФПК является то, что в своей дальнейшей деятельности преподаватели АЯ без затруднений смогут проанализировать любую электронную обучающую программу и решить, насколько полезен будет тот или иной курс для развития навыков аудирования или устной речи, расширения лексического запаса или отработки грамматических явлений, какова его эффективность по сравнению с традиционными методами и что предпочтительнее в каждом конкретном случае.

Ещё одним примером успешного вовлечения учащихся в процесс обучения является использование интерактивной доски (Interactive Whiteboard). Электронная сенсорная доска с соответствующим программным обеспечением с успехом заменяет массу дополнительного оборудования – DVD-проигрыватель, аудиомагнитофон, телевизор – и способна превратить любой кабинет иностранного языка в динамичную среду обучения.

На сегодняшний день наиболее универсальным техническим средством обучения являются электронные интерактивные доски SMART Board. Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого учащегося на активную плодотворную деятельность. Заранее подготовленные тематические тексты на английском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал англоязычных мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний.

Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Преподаватель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала. Таким образом, используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

К сожалению, вновь приходится возвращаться к проблеме оснащения учебных заведений современными техническими средствами. Следует признать, что отсутствие или недостаточное количество интерактивных досок (одна доска на всю школу) в большинстве школ и вузов никак не может способствовать внедрению ИКТ. Следовательно, школьники и студенты продолжают изучать английский язык по учебным пособиям, которые вообще не предусматривают использование информационных технологий. Также совершенно необъяснимо то, что ежегодно многие школы закупают в больших количествах учебники английского языка, которые ни в коей мере не отражают современные требования к обучению иностранным языкам.

Складывается абсурдная ситуация, когда на курсах ФПК учителя осваивают мультимедийные программы, а вернувшись в свою школу, часто оказываются в кабинете иностранного языка, в котором может даже не быть электрической розетки для обыкновенного проигрывателя. Более того, учитель стоит перед фактом вынужденной необходимости закупки определённых учебников, содержание и качество которых никак не связано с целью повышения языковых компетенций учащихся.

Хочется подчеркнуть, что настораживает не только огромная пропасть между громкими лозунгами о модернизации образования и реальным положением вещей. Ещё большее опасение вызывает общее снижение уровня знаний у школьников, свободно пользующихся всеми доступными им современными достижениями информационных технологий. Автор статьи работает как в вузе, так и в системе довузовского образования. С полной ответственностью можно заявлять о том, что не только знания, но даже уровень развития учащихся резко снизился в связи с использованием ИКТ. Оказалось, что оснащение школ по последнему слову техники, постоянное проведение уроков в компьютерных классах привело к очевидным отрицательным последствиям. Это проявляется в том, что учащиеся не в состоянии грамотно оформлять свои мысли как устно, так и письменно. Молодёжь утратила способность внятно высказываться на родном языке, чаще всего их речь представляет собой набор отрывочных, логически не связанных, уродливых речевых образований. Научившись пользоваться электронными ресурсами и «скачивать» готовые тексты для курсовых работ, студенты разучились изучать и анализировать материалы, потеряли всякий интерес к самостоятельному творчеству. Что касается английского языка, то, безусловно, доступность и обилие аутентичных материалов может только радовать преподавателей. Но учителя английского языка столкнулись с тем, что учащиеся, предпочитают довольно сомнительные по качеству фильмы и передачи на английском языке. Практически не читая книг и получив неограниченный доступ к низкосортным продуктам массовой культуры, подростки с уверенностью демонстрируют примитивную и вульгарную речь, как на русском, так и на английском языке. Когда на подготовительные курсы при языковом вузе приходят десятиклассники и учащиеся одиннадцатых классов (подразумевается, что это будущие педагоги и лингвисты), оказывается, что они не имеют представления о правописании дней недели и числительных, им недоступны такие понятия как разнообразные функции артикля и система времён английских глаголов. Сегодняшние выпускники школ обладают чрезвычайно ограниченным запасом слов, для них характерно отсутствие всякого желания углубиться в серьёзное изучение английского языка, основанное на том, что у них «закачаны» любые электронные словари, и они всегда смогут найти необходимое слово. Понижение общего уровня языковой компетентности выпускников школ можно, в какой-то степени, объяснить также и тем, что направленность коммуникативных методик, принятых в большинстве школ, на практические цели овладения иностранным языком на самом деле приводит к значительному ухудшению грамотности в употребления языка. Невозможно отрицать то, что коммуникативная направленность в изучении языка является ключевой, но добиваться результативности этого подхода надо не облегчённым путём механического воспроизведения речевых моделей, а более трудоёмким путём сознательной перестройки мышления на реалии изучаемого языка.

Таким образом, приходится констатировать, что обилие разнообразных современных устройств, а также непродуманное использование компьютерных технологий на уроках английского языка обернулось отсутствием у детей и подростков привычки учить лексику, развивать языковую интуицию, вникать в суть грамматических явлений, прислушиваться к рекомендациям учителя.

Несомненно то, что школы и вузы должны быть оснащены самыми современными техническими средствами обучения, о неоспоримых преимуществах которых подробно говорилось в статье. Учителя английского языка, владеющие ИКТ, могут целесообразно, по мере необходимости, сочетать традиционные методы и электронные средства на своих уроках. Мы должны стремиться не к тому, чтобы превратить свои занятия в череду эффектных презентаций и бесконечное мелькание ярких картинок на экранах мониторов. Технологии ни в коем случае не должны заслонять собой то, ради чего они, собственно говоря, и созданы – целенаправленное и плодотворное общение учителя и ученика под грамотным руководством учителя. Сегодня задача учителя английского языка состоит в том, чтобы, с одной стороны, привить учащимся навыки приобретения основательных знаний, а, с другой стороны, научить молодёжь осмысленно овладевать необходимой информацией.

Итак, разумное использование практически безграничных возможностей современных технических средств на уроках английского языка должно способствовать формированию языковых компетенций, развитию творческого мышления и, самое главное, стремлению к постоянному совершенствованию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle