Автор: Саидова Зулфизар Худойбердиевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Саидова З. Х. Использование новых технологий на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 703-706.



Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению. Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ (информационных компьютерных технологий) в учебном процессе: — электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; — интерактивные доски; — электронные энциклопедии и справочники; — тренажеры и программы тестирования; — образовательные ресурсы Интернета; — CD-диски с картинами и иллюстрациями; — видео и аудиотехника; — интерактивные карты и атласы; — интерактивные конференции и конкурсы.

Остановимся на наиболее часто используемых ИКТ на уроках английского языка:

  1. Интернет-ресурсы. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т. д. На уроках английского языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживание и поддержание деловых связей и контактов со сверстниками в англоязычных странах.
  2. Использование проектора. Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями связано с обеспечением наглядности как важной составляющей методики преподавания. Проектор — это устройство, посредством которого статическое изображение с прозрачной плёнки формата А4 передаётся на большой экран. Изображение на прозрачной плёнке выполняет роль учебного пособия и может быть подготовлено с помощью компьютера, копировального аппарата или с помощью фломастера. Какие же плюсы у проектора, в отличие от традиционных наглядных пособий? Во-первых, размеры изображения могут изменяться в зависимости от расстояния от проектора до экрана. Кроме того, изображение подсвечивается и воспринимается легче. Во-вторых, учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения, включая и выключая проектор. Таким образом, изображения появляется на экране только тогда, когда это необходимо. В-третьих, учитель может легко менять слайды, в связи с чем, количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим. Это способствует максимальному соответствию между рассказами лектора и наглядным изображением. В-четвертых, демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его умение домыслить промежуточные этапы и т. п. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени, поэтому ими можно пользоваться сколь угодно долго.
  3. Компьютерная лекция. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point — это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего проводятся уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Чаще всего с использованием презентаций в программе Power Point проводятся такие типы уроков как лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме, уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов, и уроки-наглядные пособия, помогающие как образцы создавать учащимся подобные работы самостоятельно. И последнее что необходимо отметить, используя слайд-фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.
  4. Электронные учебники. Достоинствами электронных учебников являются их мобильность, доступность связи с развитием компьютерных сетей и адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний — компьютерное тестирование. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка, а именно: а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем; в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети; г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разно-уровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему слабый/сильный ученик. Уроки в наши дни невозможно представить, если не используется на уроке мультимедийное оборудование. Рассмотрим разработанный в рамках нашего исследования урок английского языка с использованием инновационных технологий в обучении на тему «Семейные праздники». Праздники играют важную роль в человеческом обществе, дают яркое представление о странах, традициях и культуре. Учебная цель — совершенствование грамматических навыков: употребление в речи “there is/are”, “there was/were”, развитие навыков устной речи, развитие техники чтения с полным пониманием. Развивающая цель — развитие умения логически мыслить, развитие умения рассуждать. Воспитательная цель — привитие интереса и уважения к традициям семьи, воспитание вежливого обращения с людьми. Коммуникативные функции — рассказывать о своём дне рождении, вести беседу о дне рождении одноклассника. Культуроведческий фактор — обучение рисованию и написанию открытки, поздравления (в программе Paint — графический редактор). Оборудование — магнитофон, аудиозапись, компьютер, мультимедийная доска.

Основная цель изучения иностранного языка — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла — это международное многонациональное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно — самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть, общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет — ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет. Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием компьютеров и интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность — это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На наш взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.

Литература:

  1. Адаменко, Н. А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам/ Н. А. Адаменко // — Хабаровск, 1999, — 225 с.
  2. Беляева, Л.А., Иванова, Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам. Иностр. языки в школе./ Л. А. Беляева // -2008, № 4.
  3. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы.Ин. языки в школе. / И. Л. Бим // — 2002. № 2, -11 с.
  4. Болдова, Т. А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т. А. Болдова // 2000. — №.5. — с.52–61. 5.
  5. Электронный ресур http://www.textfighter.org/raznoe/Pedagog/bogd/kontekstnoe_obuchenie.php
  6. Владимирова, Л. П. Интернет на уроках иностранного языка./ Л. П. Владимирова // ИЯШ, № 3, 2002. с.33–41.
  7. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания в школе/ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова // — Москва,2000. — 72 c.
  8. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // — Москва,2000. — 69 c.
  9. Зубов, А. В. Информационные технологии в лингвистике / А. В. Зубов // — Москва, 2004, — 126 c.
  10. Электронный ресурс http://do.gendocs.ru/docs/index-207574.html?page=4 11.
Основные термины (генерируются автоматически): английского языка, уроках английского языка, иностранным языкам, обучения иностранным языкам, иностранного языка, умения письменной речи, обучению иностранным языкам, методика обучения иностранным, умения чтения, ряд дидактических задач, Power Point, целый ряд дидактических, развитие умения, электронных учебников, уроке английского языка, английского языка Интернет, уроке иностранного языка, обучении иностранным языкам, устной речи, изучению иностранного языка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос