Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в клубе по месту жительства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Халикова, Ю. Н. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в клубе по месту жительства / Ю. Н. Халикова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1298/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье описан опыт организации досуга детей младшего школьного возраста посредством декоративно-прикладного искусства в клубе по месту жительства.

Ключевые слова и фразы: досуг, декоративно-прикладное искусство, изонить, нитяная графика, клуб по месту жительства, младший школьный возраст.

In article experience of the organization of leisure of children of younger school age by means of arts and crafts in club in a residence is described.

Keywords and phrases: leisure, arts and crafts, isothread, the cotton drawing, club in a residence, younger school age.

Главной целью клуба по месту жительства является организация досуга детей и подростков. Досуг должен носить не только развлекательный, но и обучающий, развивающий характер. Декоративно-прикладное искусство является одним из способов развития эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. В декоративно-прикладном искусстве существует множество техник работы с различного рода материалом, все техники несут в себе множество функций способствующих не только духовному, эстетическому развитию, но и физическому. Техника нитяная графика – изонить благоприятно влияет на развитие моторики, словеснообразного мышления, координации движения рук, сенсорного восприятия и так далее.

Для организации кружка «Изонить» мы разработали систему поэтапных действий:

  1. Провести диагностику «Предпочтения форм досуговой работы детей младшего школьного возраста города Лянтора».

  2. Сформировать материально-техническую базу кружка.

  3. Подготовить и определить кадровый ресурс кружка.

  4. Провести рекламную компанию кружковой деятельности клуба (афиши, листовки, живая реклама).

  5. Реализовать экспериментальный плана кружковой работы.

  6. Провести семинары по распространению теоретических и практических навыков работы в технике изонить среди работников клуба.

  7. Провести итоговое мероприятие с участием воспитанников всех кружков клуба – выставки творческих работ «Удивительное рядом»

Для выявления новизны организуемого кружка проведено исследование в форме анкетирования. Анкета была разработана в соответствии с возрастными особенностями аудитории. Содержала 8 вопросов с вариантами ответов.

Опрошено 300 детей младшего школьного возраста (8-10 лет), в школах города Лянтора.

Результаты анкетирования показывают:

  1. Больше половины опрошенных, а именно 63%, имеют свободное время в количестве 4-6 часов в день.

  2. 40% детей младшего школьного возраста в свободное время предпочитают посещать кружки по интересам и секции. 60% опрошенных в свободное время занимаются иными формами досуговой деятельности (просмотром телепередач, мультфильмов, кино; игрой в компьютер; хобби и так далее).

  3. Из числа посещающих кружки по интересам и секции лишь 12% занимаются по направлениям декоративно-прикладного искусства.

  4. Из общего числа опрошенных, клубы по месту жительства посещают 89,8%. Из них регулярно посещают клубы 72,4%.

  5. Из числа посещающих клубы по месту жительства, лишь 26,7% предпочитают кружки по интересам

  6. Также нам было важно определить количество детей младшего школьного возраста города Лянтора знающих о технике изонить – нитяная графика и выявить потенциальную аудиторию кружка. И по итогам анкетирования мы выяснили что: 77,6% опрошенных детей не знакомы с техникой изонить – нитяная графика. 72,7% из общего числа опрошенных хотели бы попробовать работать в данной технике.

Исходя из представленных результатов, можно сделать следующие выводы:

  1. У детей младшего школьного возраста достаточно свободного времени для посещения клубов по месту жительства, кружков по интересам.

  2. Процент посещающих клубы по месту жительства высокий, но младшие школьники отдают предпочтения иным видам деятельности, а не кружкам по интересам.

  3. Техника изонить - нитяная графика является новой в городе Лянторе, соответственно, будет пользоваться спросом.

В процессе анкетирования были задействованы школы города Лянтора, в каждой из которых опрошено 50 детей младшего школьного возраста. Администрация школ охотно соглашалась на сотрудничество. Также нам удалось установить связь с педагогами-организаторами школ. Что позволило получить общую информацию о кружковой работе. Мы выяснили, что основными кружками на базе школ являются: биссероплетение, театральные студии, спортивные секции. Также в школах города Лянтора проходят различные мероприятия, такие как игровые программы, праздничные концерты, конкурсы и так далее. Это позволило убедиться в конкурентоспособности общеобразовательных учреждений и клубов по месту жительства. А также утвердить мнение о том, что необходимо предлагать новые формы и техники кружковой работы в клубах по месту жительства, для привлечения большего количества детей.

В ходе проведения анкетирования, мы сделали первый шаг в проведении рекламной деятельности клуба «Эрудит» с акцентом на кружковой деятельности, а также рассказали о новом направлении кружковой работы – нитяная графика. Мы продемонстрировали детям работы, выполненные в данной технике, и рассказали об открытии нового кружка. В младшем школьном возрасте детей особенно легко увлечь ручной работой. Яркие цвета и необычная техника исполнения пробуждают в них бурный интерес.

Формирование материально-технической базы проекта тесно связано и даже зависит от финансового ресурса. В ходе формирования материально-технической базы проекта мы еще раз, на практике, убедились в том, что нитяная графика является малозатратным видом декоративно-прикладного искусства, так как предоставляет возможность работы с недорогим материалом.

Для успешной реализации кружка «Изонить» и его дальнейшего внедрения на долгосрочную основу, нам необходимо было подготовить кадровый ресурс. На базе клуба по месту жительства «Эрудит», нам предоставили возможность работать с имеющимся кадровым ресурсом и вовлекать его в подготовку и реализацию кружка.

Как мы выяснили в ходе анкетирования, сам клуб «Эрудит» не нуждается в рекламе, так как процент посещающих клуб велик и составляет более 80%. А что касается кружковой работы клуба, напротив, ярко выражена потребность в распространении сведений о работе клуба в этом направлении. Поэтому следующим этапом нашей работы являлось проведение рекламной компании по популяризации кружковой работы клуба по месту жительства «Эрудит».

Рекламная компания состояла из трех блоков:

Блок 1. Живая реклама. Она проходила во время анкетирования в школах города Лянтора. Включала в себя демонстрацию работ выполненных в различных техниках и краткий экскурс в специфику работы по данным направлениям.

Блок 2. Афиши. Они были выполнены в программе Microsoft Office Publisher. В ходе разработки рекламных афиш учитывался возраст предполагаемой аудитории. Мы старались произвести впечатления за счет яркого оформления, что в большей степени привлекает любую возрастную аудиторию, а особенно младший школьный возраст. Афиши были распространены в школах на информационных досках и в близлежайших микрорайонах на досках объявлений.

Блок 3. Листовки. Они также были выполнены в программе Microsoft Office Publisher. Целевая аудитория обусловила красочность и доступность изложения информации. Листовки распространялись в школах города Лянтора, а также в местах массового скопления детей младшего школьного возраста (Городская площадь города, пришкольные дворы, игровые площадки близлежащих дворов).

В целом рекламная компания прошла успешно и принесла ожидаемые результаты. Мы заинтересовали детей и привлекли их внимание именно к кружковой работе клуба «Эрудит». После проведения рекламы численность детей младшего школьного возраста посещающих кружки по интересам возросла на 38%. А реализуемый кружок «Изонить» набрал полноценную группу из 10 детей младшего школьного возраста.

Для того чтобы работа создаваемого кружка шла планомерно и не мешала работе других кружков клуба, мы составили экспериментальный план кружковой работы клуба по месту жительства «Эрудит». План кружковой деятельности включает в себя работу по трем направлениям: бисероплетение, нитяная графика и изобразительное искусство. Каждый кружок имеет занятия как группового, так и индивидуального характера. Площадь клуба позволяет вести занятия по разным направлениям одновременно, поэтому мы не испытывали затруднений в распределении площади для каждого кружка. Однако, учитывая плановые праздничные игровые и конкурсные мероприятия, а также мероприятия, заказываемые на платной основе, мы имели некоторые ограничения в работе кружков. Если плановые мероприятия можно предугадать заранее, то заказываемые мероприятия невозможно учесть преждевременно. Поэтому экспериментальный план подвергался постоянной корректировке. Это создавало определенные затруднения в планомерной работе кружков.

Целью создания кружка «Изонить» является популяризация техники нитяная графика среди детей младшего школьного возраста в городе Лянторе на базе клуба по месту жительства «Эрудит».

В соответствии с целью были поставлены задачи работы кружка «Изонить»:

  • сформировать технологические знания о работе в технике нитяная графика;

  • сформировать практические умения и навыки работы в техники нитяная графика;

  • развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз- рука»;

  • воспитывать потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;

  • воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и др.);

  • развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.

Реализация кружка «Изонить», на базе клуба по месту жительства «Эрудит» в городе Лянторе, состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка и утверждение документации кружка (целевое обоснование, план работы кружка, перспективы развития).

  2. Составление сметы и приобретение необходимых материалов.

  3. Подготовка, утверждение и проведение рекламной компании.

  4. Формирование коллектива кружка.

  5. Проведение занятий и коррекция плана в соответствии с успеваемостью детей.

  6. Подготовка отчетного мероприятия, выставка работ в технике исполнения нитяная графика «Удивительное рядом» с элементами игровой программы (составление и утверждение плана работы над выставкой, подготовка и проведение рекламной компании, разработка концепции оформления, составление сметы, разработка и утверждение сценария выставки, подготовка реквизита оформления, подготовка дипломов и подарков, оформление выставки).

  7. Проведение отчетного мероприятия (Блок 1 Открытие выставки, Блок 2 Проведение экскурсии, Блок 3 Награждение участников, Блок 4 Игровая программа).

Для реализации кружка «Изонить» мы создали необходимые условия:

  • изучили нормативно-правовую базу учреждения;

  • разработали соответствующую документацию: карточка кружка, положение о работе кружка, журнал учета работы кружка;

  • подготовили материально-технические ресурсы;

  • организовали кадровый ресурс;

  • подготовили финансовую основу проекта.

Основная работа кружка включала в себя проведение групповых и индивидуальных занятий. Было проведено 17 групповых занятий и 16 индивидуальных занятий длительностью 1 час 30 минут с перерывом 10 минут. В ходе работы нам пришлось корректировать план, из-за актированных дней, карантина и индивидуальных особенностях детей, а также в соответствии с основными плановыми культурно-досуговыми мероприятиями и платными мероприятиями.

Важным моментом в процессе реализации проекта является проведение семинаров по распространению теоретических и практических навыков работы в технике изонить среди сотрудников клуба. На общем собрании работников клуба, было решено проводить семинары по обмену опытом, для реализации кружка в дальнейшем на базе клуба по месту жительства «Эрудит». Этот этап прошел без затруднений. Творческий коллектив клуба активно влился в работу. Всего проведено 6 семинаров длительностью 1 час 30 минут.

Особое внимание хотим уделить отчетному мероприятию – выставке «Удивительное рядом».

Для реализации данного мероприятия мы выполнили следующие действия:

  1. Определили концепцию выставки.

  2. Провели рекламную компанию.

  3. Написали сценарий выставки.

  4. Определили концепцию оформления выставочного пространства.

  5. Подобрали музыкальное сопровождение мероприятия.

  6. Провели репетиции выставки.

  7. Провели выставку.

В ходе определения концепции выставки мы руководствовались имеющимися ресурсами и интересами детей. Вследствие чего определили, что мероприятие будет включать в себя 4 блока: открытие выставки, экскурсию, награждение участников, игровую программу.

В сценарий мероприятия включена история ниткографии, экскурсия, интервьюирование участников, награждение участников, игровая программа.

В мероприятии принимали участие дети младшего школьного возраста, посещавшие кружок, и руководители. В день открытия выставки количество посетителей составило 25 человек.

Открытие выставки включало в себя приветственное слово ведущего и краткий экскурс в историю изонити.

Во время экскурсии присутствующие могли не только посмотреть работы, но и потрогать их. Затем прошло интервьюирование участников. Ребята рассказывали о своих работах, о цветовом решении, об уникальности своих работ. Также все присутствующие могли задать интересующие вопросы.

Затем каждый участник получил благодарственное письмо за активное участие и набор из серии «Сделай сам» в тематике изонить. Наборы подбирались с учетом способностей участников по уровню сложности.

В завершении мероприятия следовала игровая программа. Были проведены игры на усвоение материала о технике изонить, на знакомство и эстафеты.

Важным моментом мы считаем то, что в подготовке и проведении выставки принимали участие ребята, посещавшие кружок. Оформление работ и участие в интервьюировании оставило массу положительных впечатлений у ребят.

Также считаем нужным отметить работу ведущего - экскурсовода. В ходе мероприятия, наблюдался высокий уровень заинтересованности посетителей. Ведущий – экскурсовод свободно владел материалом, имел зрительный контакт с аудиторией, старался вести диалог.

По итогам проведения проектных мероприятий обязательной частью является оценка проделанной работы: степень достижения цели, определение положительных и отрицательных моментов в организации проекта, возможность внесение корректировки в проект для более удачной его реализации в будущем. Оценку нашей работы мы осуществляли в форме проведения круглого стола. Для нас было важно услышать мнения не только детей посещавших кружки в клубе «Эрудит» но и мнение их родителей. Отметим тот факт, что дети младшего школьного возраста участвующие в кружковой деятельности клуба «Эрудит» в целом остались довольны. Тем не менее, отметили несколько замечаний:

  1. Внеплановые мероприятия клуба зачастую срывают занятия кружков.

  2. Запрет на посещение клуба в актированные дни.

  3. Недостаточное материально-техническое оснащение.

Помимо замечаний, мы получили пожелания по улучшению кружковой работы клуба «Эрудит»:

  1. Возможность проведения мастер-классов как для родителей отдельно, так и совместно с детьми.

  2. Чаще проводить выставочные мероприятия на уровне города.

Организация и внедрение проекта «Изонить» показала, что в процессе проведения досуга детей младшего школьного возраста по месту жительства актуальна разработка и внедрение кружков по интересам в направлении декоративно-прикладное искусство. Это обусловлено:

  • малозатратностью;

  • разнообразием техник декоративно-прикладного искусства;

  • простотой технологии выполнения работ;

  • развитием психологических, физических и умственных способностей детей во время работы;

  • увлекательностью работы, которая обусловлена разнообразной степенью сложности работы.

Из вышесказанного становится очевидным, что используя направление декоративно-прикладное искусство, мы решаем такие проблемы, в организации досуга детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства, как однообразность, финансовая и материально-техническая недостаточность учреждения.

В целом наш проект позволил привлечь большее количество детей к посещению клуба по месту жительства «Эрудит». А отчетное мероприятие пробудило заинтересованность родителей в организации досуга своих детей, о чем свидетельствуют отзывы родителей, детей и руководителей.

Основные термины (генерируются автоматически): место жительства, младший школьный возраст, нитяная графика, декоративно-прикладное искусство, рекламная компания, ребенок, игровая программа, кружковая работа клуба, школа города, кружковая работа.

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей...

декоративно-прикладное искусство, младший школьный возраст, место жительства, ребенок, организация досуга детей, досуг, умение, клуб, детский досуг, кружковая работа.

Развитие творческих способностей младших школьников...

декоративно-прикладное искусство, младший школьный возраст, место жительства, ребенок, организация досуга детей, досуг, умение, клуб, детский досуг, кружковая работа.

Методика проведения занятий кружка в объединениях...

Успех кружковой работы определяется личными качествами и профессиональной квалификацией руководителя кружка.

Организация внеурочной деятельности детей... Особое место в этом процессе занимает внеурочная деятельность.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на...

Библиографическое описание: Пермяков М. С. Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий

Внеклассная работа педагога по предмету, который он ведет является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе.

Вхождение в мир искусства через творчество | Статья в журнале...

декоративно-прикладное искусство, младший школьный возраст, место жительства, ребенок, организация досуга детей, досуг, умение, клуб, детский досуг, кружковая работа.

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Развитие творческих способностей младших школьников... изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение, способность, работа, приобщение школьников, младший школьный возраст, урок.

Организация занятий кружка «Мастерица» | Статья в журнале...

кружковая работа, кружок, час, занятие, дополнительное образование, интерес, изобразительное искусство, полезный вид рукоделия, творческое мышление, декоративно-прикладное творчество.

Развитие творческих способностей детей на основе усвоения...

Занимаясь кружковой работой, я, как педагог, ставила такие глобальные задачи, как формирование творческих способностей, развитие фантазии, знакомство с новыми современными техниками.

Поэтому занятия в кружках декоративно-прикладного и...

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере...

...подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы).

поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста» ребенка (Я. Корчак).

5. Грехова Л. И. учебно-методическое пособие для учителей начальной школы «В союзе с природой».

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей...

декоративно-прикладное искусство, младший школьный возраст, место жительства, ребенок, организация досуга детей, досуг, умение, клуб, детский досуг, кружковая работа.

Развитие творческих способностей младших школьников...

декоративно-прикладное искусство, младший школьный возраст, место жительства, ребенок, организация досуга детей, досуг, умение, клуб, детский досуг, кружковая работа.

Методика проведения занятий кружка в объединениях...

Успех кружковой работы определяется личными качествами и профессиональной квалификацией руководителя кружка.

Организация внеурочной деятельности детей... Особое место в этом процессе занимает внеурочная деятельность.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на...

Библиографическое описание: Пермяков М. С. Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий

Внеклассная работа педагога по предмету, который он ведет является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе.

Вхождение в мир искусства через творчество | Статья в журнале...

декоративно-прикладное искусство, младший школьный возраст, место жительства, ребенок, организация досуга детей, досуг, умение, клуб, детский досуг, кружковая работа.

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Развитие творческих способностей младших школьников... изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение, способность, работа, приобщение школьников, младший школьный возраст, урок.

Организация занятий кружка «Мастерица» | Статья в журнале...

кружковая работа, кружок, час, занятие, дополнительное образование, интерес, изобразительное искусство, полезный вид рукоделия, творческое мышление, декоративно-прикладное творчество.

Развитие творческих способностей детей на основе усвоения...

Занимаясь кружковой работой, я, как педагог, ставила такие глобальные задачи, как формирование творческих способностей, развитие фантазии, знакомство с новыми современными техниками.

Поэтому занятия в кружках декоративно-прикладного и...

Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере...

...подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы).

поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста» ребенка (Я. Корчак).

5. Грехова Л. И. учебно-методическое пособие для учителей начальной школы «В союзе с природой».