Организация занятий кружка «Мастерица» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 12.05.2015

Статья просмотрена: 2915 раз

Библиографическое описание:

Попова Н. Е., Петелина Е. Б. Организация занятий кружка «Мастерица» // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1255-1259. — URL https://moluch.ru/archive/90/18482/ (дата обращения: 19.08.2018).

Статья помогает раскрыть сущность и значение кружковой работы. Описывает этапы организации кружковых занятий.

Ключевые слова: творчество, творческое развитие, творческое мышление, методические приёмы, методика обучения.

The article helps to reveal the nature and significance of group work. Describes the stages of the organization of club activities.

Keywords: creativity, creative development, creative thinking, teaching approaches, teaching methods.

 

В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сегодняшняя цель общеобразовательных учреждений — дать ребенку знания, предусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образование влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую активность, интерес к познанию.

Для решения проблемы становления и развития дополнительного образования используется внеурочные формы развития организация занятий: факультативы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и художественные школы. Их главная задача — активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала. В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультатив или кружки.

Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации. Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. [4]

Кружок — это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и способностей, но и коллектив ребят, объединенных общими интересами. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.

Кружок декоративно-прикладного творчества отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка докладов и т. д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

Сущность кружковой работы заключается в том, что программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы детей, организованных в кружок. [5]

Основная задача кружков по декоративному искусству развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа. Как правило, в кружке одновременно занимаются 12–15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке декоративно-прикладного искусства дает возможность педагогу больше объяснить каждому школьнику правила рисования, перспективы и т. д. Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время — 3–6 часов, тогда как на уроке изобразительного искусства длительный рисунок выполняется в течении 2–3 часов. Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:

-                   воспитать у учащихся эмоционально — эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;

-                   развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;

-                   научить грамотно, передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов;

-                   сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

-                   воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе — оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;

-                   научить анализу произведений искусства. [3]

Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:

1.      Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

2.      Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы.

3.      Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. [1]

Организация кружка дело совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.

У учителя обслуживающего труда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у него очень широкий. Профилей великое множество и один из них «Кружок вязания спицами». Кружковые занятия по вязанию ценны в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение. [2]

Вязание — один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение — равновесие душевного состояния.

Актуальность программы — приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

В процессе реализации программы должны быть решены задачи:

Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

Формировать интерес к рукоделию.

Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.

Развивать мелкую моторику и координацию рук.

Развивать художественный вкус и творческую инициативу.

Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.

Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Курс предназначен для обучающихся 7 классов. Срок реализации 1 год (по 1 часа в неделю), всего 34 часа.

По целевой направленности программа развивающая. Форма общения — рассказ, диалог, беседа.

Формы и методы обучения воспитания

Учитывая особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий — практическая работа.

Содержание тем

Тема № 1. Вводное занятие. (1 час)

Тема № 2. Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы. (1 час)

Тема № 3. Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель. Плотные узоры. (6 часов)

Тема № 4. Орнамент в вязании спицами. (6 часов)

Тема № 5. Изготовление шарфика. (4 часов)

Тема № 6. Ажурные узоры. (8 часов)

Тема № 7. Изготовление предмета быта или одежды по выбору. (7часов)

Тема № 8. Выставка изготовленных изделий. (1 час)

В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.

Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах лоскутной мозаики.

Основное место на занятиях отводится практическим работам.

Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы.

При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.

 

Литература:

 

1.      Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/ Ю.Бабанский — М.: «Просвещение», 1985.

2.      Бронников, Н. Л. Технология. Трудовое обучение [Текст]: / Н. Л. Бронников; под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. — 214 с.

3.      Вяземский, Е. Е. Методика преподавания в школе. [Текст] / Е. Е. Вяземский — М., 2000–72с.

4.      Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях [Текст] / Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28–16

5.      Муравьёв, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии. [Текст] / Е. М. Муравьёв — Брянск: Издательство БГПУ им. академика И. Г. Петровского, 2000–235с.

Основные термины (генерируются автоматически): кружковая работа, кружок, час, занятие, дополнительное образование, интерес, изобразительное искусство, полезный вид рукоделия, творческое мышление, декоративно-прикладное творчество.


Похожие статьи

Методика проведения занятий кружка в объединениях...

внеурочная работа, дополнительное образование детей, кружок, группа, интерес, внеурочная деятельность, занятие, ребенок. Ключевые слова. творческие способности, непрерывное образование...

Обучение декоративно-прикладному творчеству учащихся...

Рабочая программа по «Рукоделию» разработана специально для обучающихся Общеобразовательной школы VIII вида №3. Работа кружка направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора...

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ...

Нами былоспроектировано в ходе изучения курса «Маркетинг и менеджмент в образовании» [1.2] образовательная услуга по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству «Техника Декупаж» и в последующем апробированной на базе МОУ СОШ №5 в г...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует творческую личность, развивает интерес

Выставки рисунков чаще являются общешкольными и организуются в конце учебного года как творческий отчет по работе кружков.

Обучение акварельным техникам на кружковых занятиях...

На основе теоретического исследования можем отметить, что кружок художественного творчества является одной из самых значительных форм дополнительного художественного образования. Это обуславливается следующим: кружковая форма работы является...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Дополнительная образовательная программа «Начальное...»

Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Кружок «Начальное конструирование» развивает творческие

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством, с разными видами бумаги. История появления бумаги.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика проведения занятий кружка в объединениях...

внеурочная работа, дополнительное образование детей, кружок, группа, интерес, внеурочная деятельность, занятие, ребенок. Ключевые слова. творческие способности, непрерывное образование...

Обучение декоративно-прикладному творчеству учащихся...

Рабочая программа по «Рукоделию» разработана специально для обучающихся Общеобразовательной школы VIII вида №3. Работа кружка направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора...

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ...

Нами былоспроектировано в ходе изучения курса «Маркетинг и менеджмент в образовании» [1.2] образовательная услуга по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству «Техника Декупаж» и в последующем апробированной на базе МОУ СОШ №5 в г...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует творческую личность, развивает интерес

Выставки рисунков чаще являются общешкольными и организуются в конце учебного года как творческий отчет по работе кружков.

Обучение акварельным техникам на кружковых занятиях...

На основе теоретического исследования можем отметить, что кружок художественного творчества является одной из самых значительных форм дополнительного художественного образования. Это обуславливается следующим: кружковая форма работы является...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Дополнительная образовательная программа «Начальное...»

Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Кружок «Начальное конструирование» развивает творческие

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством, с разными видами бумаги. История появления бумаги.

Задать вопрос