Библиографическое описание:

Фарафонова Н. В. Подвижные игры на уроках физической культуры как средство акцентирования внимания у младших школьников в условиях модернизации регионального образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 72-74.



Игра — это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у школьников — большая проблема, ложащаяся на плечи современных родителей и учителей. Наши дети проводят за партой и за столом больше времени, чем взрослый: это и уроки в школе, и домашнее задание, и игры за компьютером.

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чём-либо определённом в течение длительного времени. Некоторые психологи выделяют также мнимую рассеянность — невнимание человека к окружающей среде, вызванную крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Что же такое внимание?

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Виды внимания:

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Цель.

Разработать систему средств и методов по профилактике дефицита внимания посредством подвижных игр у детей младшего школьного возраста.

Задачи.

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме — «Система работы педагога по акцентированию внимания у детей младшего школьного возраста»;
  2. Подобрать подвижные игры для детей младшего школьного возраста;
  3. Найти и применить новые технологии по профилактике нарушения внимания;
  4. Привлечение родителей к совместному решению этих проблем.

Ожидаемые результаты.

  1. Уменьшение доли детей младшего школьного возраста с нарушением внимания на 20 %;
  2. Повысить интерес у детей младшего школьного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни.

Уменьшение рассеянности посредством подвижных игр. Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям детям, способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств. Кроме того, подвижные игры, подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей способствуют оздоровлению, закаливанию, укреплению организма ребенка.

При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами. Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем.

Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т. д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями — наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями.

При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий.

Уровень трудности применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен быть доступен занимающимся и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно.

В процессе практического проведения запланированных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и правил техники безопасности.

В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в начальных классах в учебном материале выделен раздел «Подвижные игры».

Подвижные игры содействуют решению образовательных задач: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях; приобретение умений на занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой.

С помощью подвижных игр осуществляется развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости. А также морально-волевых и гражданских качеств: смелости, честности, коллективизма.

Подвижные игры на уроке способствуют и решению оздоровительных задач. Ведь давно замечено, что игра благотворно влияет на развитие организма детей, содействует укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом. Учителя физической культуры знают, что все эти задачи в играх взаимосвязаны. Так, например, в простой игре «Салки» мы не только совершенствуем технику бега, но и развиваем быстроту, ловкость, воспитываем честность, смелость, чувство товарищества.

Одна из основных педагогических задач — научить детей играть не только под нашим руководством, но и самостоятельно. С этой целью, приступая к играм в 1 классе надо обучить детей к организованным действиям в игровом коллективе. Это значит, что они должны бегать не мешая другим; слышать и видеть сигнал учителя и быстро на него реагировать, подчиняться авторитету водящего в игре; следовать правилам игры. Но и этого мало. Надо, чтобы дети развивали самостоятельность и инициативу в игровом коллективе, воспитывали в себе смелость и решительность, выдержку и настойчивость. С освоением подвижных игр идёт развитие и совершенствование навыков в беге, прыжках, метаниях, передаче и ловле мяча.

При нашей длительной зиме много уроков отводится лыжной подготовке. Но не все ребята до прихода в школу вставали на лыжи и пробовали кататься. Поэтому главная задача в 1 классе — научить ребят уверенно стоять на лыжах и передвигаться ступающим и скользящим шагом. Предлагаю такие игровые упражнения. «Аист» — поднять повыше согнутую ногу и как можно дольше удерживать лыжу горизонтально. То же самое проделать другой ногой. «Маятник» — поочерёдное поднимание ног с лыжей и движение ногой по воздуху вниз, вверх, вправо, влево. «Зайчик» — прыжки-подскоки вверх на двух лыжах. При проведении подвижных игр на уроках лёгкой атлетики или гимнастики нужно научить детей согласовать свои действия в паре и небольшой группе, проявлять настойчивость в достижении игровой цели, своими словами излагать содержание пройденной игры. Важно при этом, чтобы ребята помогали учителю готовить площадку для игры, раздавать инвентарь, осуществлять судейство. Второклассники в игре, кроме того, совершенствуют физические (в основном быстроту и ловкость) и морально-волевые качества, ориентировку в пространстве, координацию движений. Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, игровым опытом. Дети, никогда не игравшие в коллективе, нуждаются в постепенном освоении игры. Это надо учитывать нам, учителям и приучать детей действовать в игре соответственно её правилам. После игры желательно кратко разобрать её, отметив положительные стороны и ошибки в поведении играющих — как отдельных игроков, так и коллектива в целом.

Наша цель — не только способствовать физическому и моральному воспитанию детей, но и научить их играть самостоятельно, правильно и честно, смело и решительно. Если мы привьём это детям, то такое поведение во время игр станет для них нормой в любом игровом коллективе, и не только в школе, но и дома, во дворе и на игровой площадке.

Выводы.

  1. Выявили факт нарушения внимания у детей младшего школьного возраста.
  2. Провели подвижные игры для профилактики рассеянности у детей младшего школьного возраста.
  3. Привлекли внимание родителей к проблеме здоровья детей и профилактике дефицита внимания.
  4. Организовали спортивное развлечение с родителями и детьми: «Весёлые старты», «Мама, папа и я спортивная семья».

Литература:

  1. Н. И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения». — 2009.
  2. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергеенко «Школа здорового человека». — 2006.
  3. В. Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей» — 1994.
  4. В. П. Обижесвет, В. Н. Касаткин, С. М. Чечельницкая Приложение к журналу «Обруч» — 1998.
  5. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова «Физкультурно-оздоровительная работа» — 2007.
  6. М. А. Рунова «Движение день за днем» — 2007.
  7. подвижных игр.-М.:Педагогическое общество России, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle