Библиографическое описание:

Диденко С. Ю., Потапова С. В., Сипко М. Ю. Характеристика инновационных технологий при обучении русскому языку в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 133-136.



Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростков к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование инновационных технологий. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителя стали вводить в практику школ новых технологий.

В педагогической практике действует уже более 50 видов новых технологий. Уроки с использованием таких технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку.

Учителя, использующие инновационные технологии, считают своей главной целью пробуждение у учащихся интереса к уроку и предмету. В этих целях они стараются разнообразить формы и методы обучения, тщательно подбирают занимательный дополнительный материал к уроку, технические и художественные средства, морально поощряют малейшие усилия и успехи учеников. Для этого хороши все средства — и интересный рассказ, и введение в урок элементов состязательности, и яркие иллюстрации, и костюмы героев из знакомых сказок, и подбор проблемных заданий и другие.

Содержание программного материала по русскому языку позволяет очень много уроков с использованием инновационных технологий.

Перечислить все многообразие технологий, наверное, невозможно, так как творчески работающий учитель каждый раз открывает для себя и своих учеников все новые и новые конструкции. Мы выделили наиболее часто встречающиеся в начальной школе технологии: игровые, модульные, проектно-исследовательские, уровневой дифференциации.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Постоянную «прописку» в процессе обучения школьников получили уроки в игровом оформлении или, как их еще называют, игровые технологии.

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благоприятное влияние на формирование детской души, развитие умственных способностей. В игре растущий человек познает жизнь. В последние годы появляются новые игровые технологии: ролевая игра, дидактическая сказка, игра по типу телевизионных передач.

Поэтому все чаще входят в практику работы учителей уроки-игры: сюжетно-ролевая, деловая, игра «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и другие.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Ученые считают, что игра развивает внутреннюю речь и логику. Ведь ученику на таком уровне приходится часто выбирать совершать из множества операций одну, по его мнению, наиболее целесообразную. Содействуя умственному развитию учащихся, урок-игра побуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера

XXI век — век научно-технического прогресса. Практически все школы на уроках используют компьютерные технологии и специально разработанные обучающие программы по предметам. Такая работа может проводиться и на уроках русского языка в начальной школе (при условии, разумеется, наличия специального оборудования и имеющихся у детей навыков работы с компьютером).

Компьютерную форму урока можно отнести к одному из вариантов интегрированного урока. Возможна, конечно, интеграция уроков русского языка и с другими учебными предметами.

Содержание и формы проведения такого урока особо окрашиваются использованием межпредметных связей. Они становятся как бы доминантой организации учебной деятельности учащихся. На уроке происходит процесс объединения, сближения и связи нескольких школьных предметов в один урок. Это стимулирует познавательную деятельность учащихся

Модульная технология обучения объединила в себе то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Идея активности ученика, четкость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатился идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Кроме того, используется рефлексивный подход к процессу обучения. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения — все это объединено в основах модульного обучения

Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития детей) могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Конечно, полностью использовать модульную технологию в начальных классах нельзя, так как младшие школьники еще не владеют приемами самообучения, у них не сформированы навыки самоконтроля, учащиеся не умеют работать с книгой самостоятельно. Но адаптировать данную технологию к этому возрасту можно.

В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников сформируются умения: а) работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму; б) оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля, взаимоконтроля, а самое главное — формируются навыки учебного, делового общения. Умение слушать и слышать, не быть равнодушным к получению знаний — вот то важное, что необходимо при соблюдении преемственности в обучении при переходе из младшего звена в среднее

В последние годы в начальной школе, в том числе и на уроках русского языка, применяются проектные (исследовательские) технологи, или метод проектов. Некоторые ученые разграничивают эти технологии.

При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения [8].

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Как отмечает Т. М. Давыденко, проектная технология предполагает:

– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельную деятельность ученика;

– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

– использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы [1].

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

– учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

– приобретает коммуникативные навыки и умения;

– овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения [6].

В последние годы на уроках в начальной школе используется технология уровневой дифференциации. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Технология уровневой дифференциации — это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

3) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

4) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах [7].

Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Таким образом, инновационные технологии способствуют заинтересованности детей, пробуждают их интерес к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в необычной, игровой форме, более прочно усваивается детьми, позволяет учиться языку с удовольствием, не утомляясь от обилия информации.

Литература:

  1. Давыденко Т. М. Проектирование учебного занятия: учеб. пособие/ Т. М. Давыденко, Е. В. Тонков. — Белгород.: БелГУ, 2006. — 91с.
  2. Канакина В. П. Русский язык: / В. П. Канакина // Начальная школа. — 2005. — № 9. — С. 26–35.
  3. Канакина В. П. О повторительно-обобщающих уроках русского языка: / В. П. Канакина, Е. В. Хромова // Начальная школа. — 2005. — № 9. — С. 26–35.
  4. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская; под общ.ред. М. Р. Львова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с.
  5. Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс/ Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. — АСТ.: «Премьера», 2009. — 250 с.
  6. Панфилова А. П. Инновационные технологии: активное обучение: учеб.пособ. для студ./ А. П. Панфилова. — М.: «Академия», 2009. — 192 с.
  7. Савинова С. В. Нестандартные уроки в начальной школе: учеб.-метод. пособие / С. В. Савинова, Е. Е. Гугучкина. — Волгоград: Изд-во Учитель, 2002. — 88 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года.
Основные термины: начальной школе, русского языка, уроках русского языка, последние годы, модульного обучения, русскому языку, уровневой дифференциации, инновационных технологий, метод проектов, начального общего образования, учебного процесса, проектного обучения, технологии модульного обучения, Принцип дифференциации обучения, начальной школе технологии, основах модульного обучения, игровые технологии, основной формы обучения, Модульная технология обучения, инновационные технологии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle