Автор: Бельских Мария Александровна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Бельских М. А. Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 50-52.



В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен применять на своих уроках инновационные технологии при обучении детей.

Что же такое “инновационное обучение и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation — нововведение) — новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

В настоящее время в школьном образовании используются следующие наиболее характерные инновационные технологии: информационно- коммуникативные технологии, проектно-исследовательские, личностно-ориентированные, игровые, уровневой дифференциации.

Среди многообразия педагогических технологий чаще всего я использую технологию проблемного обучения. Основным качеством данной технологии определяется развитиевысокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизация познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении знаниями, умениями и навыками.

Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Например:

Русский язык. 1. «Правописание Не с причастиями» (6 класс)

Проблемная ситуация: Почему одни причастия с НЕ пишутся слитно, а другие раздельно:

негодующий взгляд, незакончившееся собрание;

не работающий, а сломанный компьютер,

давно не работающий компьютер;

поля не засеяны.

Формулировка темы, цели.

2. Тема «Собирательные числительные» (6 класс)

Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?

Литература. Л. Андреев «Кусака»

В рассказе «Кусака» была поставлена проблема: взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим».

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.

У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес.

Возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников.

Коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Проблемные уроки считаю удачными, если

  1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;
  2. ученики смогли установить связи между явлениями;
  3. в обсуждении проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;
  4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Игровые технологии. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.

В своей работе также использую проектную деятельность.

В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

‒ интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);

‒ коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать свое мнение);

‒ творческими (умение прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).

При использовании проектной технологии учащиеся самостоятельно изучают и анализируют различные источники информации по теме; работают со словарями; с интернет-ресурсами; собирают, обобщают необходимую информацию; демонстрируют полученные результаты.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, кроме логики и мышления, культуру речи.

Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества.

Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес.

Таким образом, инновационные технологии пробуждают интерес учащихся к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в необычной форме, более прочно усваивается детьми, позволяет пробудить любовь и уважение к русскому языку.

Литература:

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 28.
  2. Панфилова А.П Инновационные технологии: активное обучение: учеб. пособ. для студ. / А. П. Панфилова.- М.: «Академия», 2009. — 192 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт. (ФГОС).
  4. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. / Е. В. Чернобай.- 2012.- с. 27
Основные термины (генерируются автоматически): уроках русского языка, инновационные технологии, уроках инновационные технологии, Инновационные технологии, познавательный интерес, проблемного обучения, Проблемное обучение, Инновационные педагогические технологии, характерные инновационные технологии, русскому языку, А.П Инновационные технологии, проектной технологии учащиеся, познавательных интересов учащихся, технологию проблемного обучения, режим проблемного обучения, Применение инновационных технологий, коммуникативные технологии, преодолении посильных трудностей, многообразия педагогических технологий, условиях современной образовательной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос