Библиографическое описание:

Медведева К. А., Нарышкина А. В. Ребёнок-исследователь [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 213-215.



С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. Достигнув пятилетнего возраста, наши маленькие исследователи становятся «почемучками». Вопросов возникает слишком много, а найти на них ответ или решить проблему ребёнку в этом возрасте не всегда доступно. На помощь приходят взрослые: родители и педагоги.

В своей работе с дошкольниками шестого года жизни (старший дошкольный возраст) грамотно и доступно организовать подобную помощь помогают современные образовательные технологии. Одними из таких технологий и являются проблемное обучение и проектный метод. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна в контексте ФГОС ДО. Детский проект это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией результатов.

При моделировании проблемных ситуаций и реализации проекта в процессе экспериментирования, опытно-исследовательской деятельности развиваются все основные познавательные психические процессы детей (мышление, воображение, внимание, память, речь, ощущение и восприятие). Совершенствуется игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников новым и необычным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание детей. [1]

Например, давая детям полное представление о свойствах воды, воспитатель проводит разнообразные опыты и эксперименты. Для знакомства детей с ролью воды жизни и здоровье человека, использует просмотр компьютерных презентаций, чтение художественной литературы, детских энциклопедий; с водой, как явлением неживой природы, дети знакомятся на прогулке в ходе наблюдений и опытов с водой в группе. В беседе и в ходе режимных моментов педагог прививает бережное отношение в природе и её ресурсам.

Темы для проектов планируются на полугодие и утверждаются на педагогическом совете. Каждый воспитатель готовит к педсовету презентацию своего проекта.

Выбирая тему проекта, мы руководствуемся интересами детей, опираемся на часто задаваемые вопросы.

Далее следует постановка цели, проблемы и разработка задач. В проектах реализуются три вида задач: развивающие, образовательные и воспитательные. Одной из важнейших задач является развитие и укрепление партнёрских отношений между педагогами и семьями воспитанников. Затем начинаем подбор материалов для создания условий реализации проекта: художественная литература по теме, наглядные пособия, дидактические и развивающие игры, инструменты и материалы для опытно-экспериментальной деятельности (при необходимости); аудио и видео материалы. А также предметы и атрибуты для отражения темы проекта в развивающей предметно-пространственной среде. Проводится большая работа с интернет ресурсами для создания компьютерных презентаций для занятий.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенной Т. В. Фуряевой можно выделить следующие виды проектов: [2]

познавательно-исследовательские проекты — совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;

игровые проекты — предполагают использование элементов творческих игр, с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;

информационные практико-ориентированные проекты — сбор информации и её реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов схем, картотек и др.);

творческие проекты — оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда;

досуговые проекты — спортивные и развлекательные мероприятия;

комплексные проекты — смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.

Мероприятия планируем в зависимости от тира проекта. Для творческих проектов, в которых преобладает художественное творчество или театрализация, готовим материалы для разнообразных техник продуктивной деятельности атрибуты для игр. Для познавательно-исследовательских проектов необходимо подобрать материалы и оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности. В группе есть картотека «Опыты, фокусы, эксперименты», которая пополняется с каждым проведённым опытом. Для информационных проектов подбираем различные интересные факты по теме, дидактические игры, художественную литературу.

В реализации любого проекта принимают непосредственное участие родители наших воспитанников. Для них организуется информирование о целях и задачах предстоящего проекта, анкетирование. Родители привлекаются к выставкам совместного творчества, к обогащению материалами и литературой развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта. Мамы наших ребят с удовольствием принимают участие в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализованных мероприятий. Мы приглашаем родителей в качестве участников или зрителей на итоговые открытые мероприятия прошедших проектов.

Непосредственное участие родителей воспитанников в проектах нашей группы укрепляет партнёрские отношения между семьями и педагогами, а также между родителями и детьми.

Таким образом, можно составить краткий план работы над проектом.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация. [3]

Основной целью проектного метода в дошкольном возрасте является развитие свободной творческойличности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Разберём организацию конкретного проекта для детей старшего дошкольного возраста. Творческий групповой среднесрочный проект «В гостях у сказки» проходил в нашей группе с 01.03.2016 по 31.03.2016. Цель проекта: Формирование у детей интереса к игре-драматизации. На первом этапе работы над проектом для создания условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач, подобрали художественную литературу, атрибуты для театрализованных игр презентации для занятий; разработали схему реализации проекта. Разработали конспекты и сценарий открытого мероприятия (вечер музыкального досуга «В гостях у сказки»).

На втором этапе (основном) проводились следующие мероприятия:

‒ знакомство родителей с проектом, размещение объявления на странице группы в социальной сети

‒ консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

‒ беседа с использование компьютерной презентации «Что мы знаем о театре?»

‒ литературная гостиная. Чтение русских народных сказок: «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», отгадывание загадок о героях сказок

‒ сюжетно-ролевая игра «Театр»

‒ создание декораций, костюмов для открытого мероприятия

‒ распределение ролей для театрализации р. н.с. «Царевна- лягушка»

‒ слушанье с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля

‒ прослушивание аудиосказки «Царевна-лягушка»

‒ творческая мастерская. Изготовление афиши

‒ художественное творчество, рисование «Любимый сказочный герой»

‒ выставка детских рисунков «Любимый сказочный герой»

‒ репетиции спектакля «Царевна-лягушка»

‒ подготовка к вечеру «Поиграем в сказку».

На третьем заключительном этапе прошёл вечер музыкального досуга «Поиграем в сказку».

В ходе реализации проекта были выполнены все поставленные задачи, цель достигнута.

  1. Дети научились инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.
  2. Дошкольники получили представление о театре и театральной культуре.
  3. Сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
  4. Дети научились импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
  5. Усовершенствовалось умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.
  6. Дети стали свободнее держаться на сцене.
  7. Стали дружнее, стало зарождаться чувство партнерства.
  8. Повысился интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Метод проектов очень эффективен, и мы активно применяем его в работе с дошкольниками. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать и применять полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. [3] Мы считаем, что благодаря инновационной проектной деятельности, развивается дошкольное учреждение, растёт качество образования дошкольника, внедряются современные педагогические технологии, повышается уровень профессиональности педагогов.

Литература:

  1. Н. И. Васильева, С. Ю. Михайленко Эколого-коррекционный проект // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 6. — С.43–46.
  2. Н.Рыжова Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание — 2002. — № 10.– С.50–56.
  3. Т. Д. Пашкевич «Таинство педагогического проектирования в ДОУ». Барнаул 2009г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle