Библиографическое описание:

Громилина Л. В., Камызина Л. В., Морозова М. А. Создание условий для развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 198-200.



В статье описывается актуализация и решение проблемы по развитию у детей естественно-научных представлений в условиях ДОО посредством организации лаборатории.

Ключевые слова: естественно-научные представления, миропонимание, мини-лаборатории, формирование личностных качеств.

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками — формирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы — весь материал выдается воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность. Создание мини лаборатории позволяет решить данную проблему.

Оформление лаборатории не требует больших затрат. В зависимости от размера помещения в этой комнате могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На отдельных полочках можно расставить стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты; на подоконниках и вблизи них — ящики с растениями для наблюдений, несколько комнатных растений, устроить мини-огород или мини-теплицу. Искусственных растений в оформлении лаборатории следует избегать. Украсят стены часы, барометр, картины (пейзажи), панно из природных материалов, портреты известных ученых, например Чарльза Дарвина, который породнил нас, людей, с обезьяной.

Оборудование.

Дляпроведения опытов используются бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размера и формы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, коробки из-под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). Ни в коем случае нельзя приносить в детский сад флаконы из-под лекарств и различных химических веществ.

Стеклянные емкости можно применять только в том случае, если вы уверены, что это безопасно для ребенка. Сами же можете использовать их для демонстрации опытов. Подойдут и большие прозрачные пластмассовые банки, например для круп. Некоторые опыты с употреблением спиртовки также проводит сам педагог. Из обычных пластиковых бутылок, разрезанных пополам, получатся дождемер (для измерения количества выпавших осадков) и ловушка для почвенных животных. Верхняя часть бутылки переворачивается и вставляется в нижнюю наподобие обычной воронки. На стенках дождемера фломастером наносятся метки-черточки.

В сборе и изготовлении оборудования принимают участие и дети, и родители. При таком подходе процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы в доходы!»).

В группах для проведения опытов по программе используют имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т. п.). Для исследований в лаборатории и на прогулках понадобятся лупы, хотя бы по одной на двоих детей. Но если средства позволяют, то лучше, чтобы у каждого ребенка была своя лупа. Это повысит эффективность работы. К тому же малышу удобнее и интереснее рассматривать объекты самостоятельно, без ограничения времени.

В лаборатории желательно иметь микроскопы, термометры (для измерения температуры воздуха и воды), песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, магнитную доску, мини-планетарий, миски и другие емкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой, флюгеры, бумагу, фломастеры. Микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании; лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Вряд ли целесообразно покупать микроскоп в расчете на каждого ребенка. Достаточно иметь пять приборов на подгруппу. Если же микроскоп всего один, дети могут по очереди рассматривать объекты.

Комплект оборудования к конкретному занятию готовится для каждого юного ученого заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке. После проведения опытов ребенок сам убирает свой поднос. В лаборатории хранится и оборудование для проведения исследований на улице: совочки, емкости и т. п.

Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). Такие дневники могут быть как индивидуальными, так и коллективными. К каждому эксперименту можно подготовить комплекты рисунков-символов, изображающих последовательность проведения эксперимента и его задачи. Особенно такие рисунки помогают ребенку в самостоятельной работе.

Живые объекты для наблюдений.

Дом для червей аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве обязательно должны быть сухие, перегнивающие листья — это пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько (в зависимости от размера емкости) дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ и за тем, как они перерабатывают остатки растений и делают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпустят на волю. Прозрачный горшок тоже стеклянная емкость (банка, небольшой аквариум), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Для удобства наблюдения сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней быта на виду.

Материалы для работы.

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий), шишки, мхи, лишайники, кусочки коры деревьев. Предложите детям поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Попросите принести их в лабораторию и объяснить свой выбор. Выделите для таких материалов специальный уголок.

Какие бывают лаборатории.

Лаборатории в дошкольных учреждениях можно разделить на три вида: лаборатория в отдельном помещении, мини-лаборатория в экологической комнате и мини-лаборатория в групповом помещении. О первом варианте уже говорилось выше.

Мини-лаборатория в экологической комнате может занимать небольшой, хорошо освещенный угол или совмещаться с учебной зоной. В этом случае необходимо иметь рядом с экологической комнатой небольшое помещение или хотя бы шкафы, чтобы хранить в них оборудование и массовые материалы для проведения занятий.

Мини-лаборатория в группе может быть стационарной, временной и передвижной. Первая из них предполагает наличие отдельного столика, на котором всегда находятся те или иные материалы и оборудование для исследования. Например, во многих детских садах, воспитатели оборудуют в группах мини-лаборатории так, чтобы после проведения опытов с педагогом-экологом в лаборатории ребенок мог продолжить самостоятельные исследования по изучаемой теме. Если в лаборатории изучали различные камни, то на столике в группе выкладываются коллекции камней, лупы, красочные энциклопедии.

Временная мини-лаборатория организуется воспитателем на определенный срок для закрепления материала или проведения тех или иных опытов. Например, педагог сообщает детям, что в течение месяца у них будет работать специальная лаборатория для изучения свойств воды (воздуха, магнитов и т. п.).

Передвижная мини-лаборатория представляет собой этажерку на колесиках, с широкими полками, на которых размещаются оборудование и материалы. Этот вариант удобен при отсутствии в группе свободного места.

Литература:

  1. Журнал «Обруч» № 5, 2014 г.
  2. http://festival.1september.ru
  3. Программа «Умники и умницы» — (развитие логического мышления детей 4–5 лет).
  4. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования. Издательство: Сфера, серия: Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2009 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle