Библиографическое описание:

Сейтибрамова Ф. А. Технологии развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости) для детей дошкольного возраста средствами спортивного танца [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 226-228.



Существуют различные технологии развития физических качеств быстроты, силы, выносливости у детей дошкольного возраста.

Одной из таких технологий является «Методы и приёмы обучения спортивному танцу как здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе» Фокиной Е. М.

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г. Сигерист). Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». [1; с. 71–73]

Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья детей не дает никаких оснований для успокоения. Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя: физическое здоровье; психическое здоровье; благоприятную социально-психологическую адаптацию. Спортивный танец обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие школьников. В обучении спортивным танцам определяющим являются общепедагогические принципы и методы преподавания. Однако специфические особенности спортивного танца как массовой формы хореографии вносят свои коррективы в методику преподавания.

Выбор методов и приемов обучения зависит от задач, состава учащихся, срока обучения, возрастных особенностей и целевых установок. Таким образом, обучение бальному танцу — это всегда творческий процесс, в котором первостепенную роль играют индивидуальные качества преподавателя. При всем многообразии методов и приемов обучения можно выделить наиболее сложившиеся в практике преподавания бального танца.

Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор ее, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений, танцев.

Разучивание танцев следует проводить в следующей последовательности:

− вводное слово педагога;

− слушание музыки и ее анализ;

− разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца.

Остановимся на каждом этапе отдельно. Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нем некоторые сведения. Если название не совсем понятно говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии. Затем предлагается прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определить строение (части музыкального предложения, фразы). Приступая к разучиванию поз, движений, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем то же повторяют ученики. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении. При разучивании движений с детьми и начинающими хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движение вместе с объяснением и показом учителя и лишь затем исполняют движение самостоятельно. Это позволяет педагогу, фиксируя внимание на тех частях движения, где чаще всего допускаются ошибки, своевременно поправлять их. А ученики имеют возможность лучше разобраться в структуре движения, на уровне мышечной активности почувствовать его, быстрее запомнить. Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идет под счет педагога. Одновременно с разучиванием движений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в танце. Полезно при разучивании положений рук и поз объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися. Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соединению их в танцевальные композиции, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собирают в фигуры танца, а фигуры — в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

Также для обучения спортивному танцу можно опираться на традиционную методику обучения бальному танцу.

Методика обучения современному бальному танцу.

Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцора. [2; с. 352]. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.

На занятиях по обучению танцам используются различные методы обучения: словесный, практический, проблемнопоисковый, самостоятельная работа.

Словесный метод носит теоретико-информационный характер. На занятиях проходит знакомство обучающихся с краткой характеристикой современных бальных стилей танца.

Методический показ не может обойтись без словесных объяснений. Они должны быть кратки, точны, образны и конкретны. С первых занятий обучающиеся знакомятся с хореографическими терминами и условными выражениями.

Практический метод обучения в хореографии подразумевает наглядный показ педагогом движений или комбинаций. Он сочетается с методом словесного объяснения:

− название движения или комбинации;

− показ;

− краткое описание последовательности;

− повторный показ;

− объяснение;

− осмысление.

Не следует одновременно использовать показ и описание, так как это рассеивает внимание. Основная задача урока — изучение языка движения, постижение техники.

Для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к делу следует использовать в хореографии проблемнопоисковый метод. Танцоры с помощью практического материала, наглядного просмотра видеоклипов подготовлены к проблемному изучению материала. Они самостоятельно могут подготовить домашнее задание: придумать комбинацию (3–5 движений в разных сочетаниях).

Занятие состоит из разминки, тренажа современной бальной хореографии, изучения танцевальных комбинаций. [3; с. 92]

Разминка — первая часть занятия. Задачей этого этапа является овладение правильной постановкой корпуса, головы, ног, рук, развитие координации движений, необходимой для исполнения танцев, правильной постановкой дыхания. Педагог использует весь богатый арсенал упражнений классического, бального танца и современной танцевальной пластики. Упражнения, включаемые в разминку, помогают обучающимся приобрести выразительность и красоту в движениях. Разминка заставляет исполнителей не только разогреть мышцы, но и психологически настроиться на разучивание элементов, из которых затем сложатся танцевальные вариации.

Вторая часть — это тренаж современной бальной хореографии.

Это — непосредственное разучивание танцевального материала. Разучивание танцев проводится в следующей последовательности:

Вводное слово педагога. Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нём некоторые сведения. Если название не совсем понятно, даёт объяснение к названию (например, полонез — старинный танец польского происхождения). Затем педагог даёт общую характеристику танцу — говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии.

Затем слушается музыка к танцу, определяется её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определяется строение (части музыкального предложения, фразы).

Следующий этап — разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. Приступая к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем тоже повторяют обучающиеся. Этот метод является традиционными широко используется при обучении.

Целостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе. Этим методом удобно разучивать движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части — шассе, балансе и т. д. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение — этот метод заключается в том, что сложное движение сводится к упрощённой форме, а затем движение постепенно усложняют, приближаясь к законченной форме.

Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, но, используя их вместе можно добиться хороших результатов.

«При развитии танцевальных способностей следует в равной степени работать над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова — не будет достигнуто полной гармонии движений» — А. Я. Ваганова.

Этим принципом должен руководствоваться педагог, работающий в хореографических коллективах, в том числе и педагог бального танца. Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их на шаге польки, шассе, вальса и т. д. Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися. В заключении разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются обучающимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

Литература:

1. Фокина Е. М. Спортивные танцы как здоровьесберегающая технология в образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2014. — № 9. — С. 71–73.

2. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / Кауль Н. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. — 352 с.

3. Регацциони Г. Бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / Г. Регацциони, А. Маджони, М. Анджело. — М.: БММ АО, 2001. — 92 с. (Учимся танцевать).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle