Библиографическое описание:

Сулейменова Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 27-30.

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» среди сформулированных требований к выпускнику «Новой школы» важнейшими являются владение достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, готовность к сотрудничеству и коммуникациям.[3].

Проблема формирования личности такого уровня выходит за пределы одного учебно-воспитательного учреждения.

Характеризуя эту проблему, Торохтий В.С. в своих работах пишет, что сегодня возникает необходимость использования широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства воздействия на личность, на процесс его социализации. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.[7].

Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности.[7].

На необходимость использования потенциала социума и социокультурных институтов в процессе формирования личности указывали представители «педагогики среды» С.Т. Шац- кий, В.Н. Шульгин, психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, современные ученые В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, В.С. Торохтий.

В работах В.Г. Бочаровой к социальным образовательным институтам относятся:

- институты системы образования (учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные, художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.

- социально-воспитательные институты других отраслей социальной сферы (культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства массовой информации, производственные, коммерческие и иные предприятия и организации, призванные выполнять функции обеспечения социального воспитания и жизнедеятельности членов общества; детские, подростковые, юношеские общественные организации и др.).

- субъекты открытой образовательной среды (семья, родственники, церковь, социальная уличная микросреда, СМИ, клубы, любительские объединения и др.) [1. с. 149-150].

Каждый социальный институт представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия социальных институтов можно успешно решить задачи социального становления личности.

Взаимодействие - это наиболее общая базовая категория науки в целом и системы образования в частности. Взаимодействие как философская категория - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь и выступающий как интегрирующий фактор.

В работах Л.В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение.[5, с. 44].

Социальное взаимодействие формулируется им как процесс воздействия индивидов, социальных групп или институтов друг на друга в ходе реализации интересов.[5, с.44].

И если учесть, что каждый социально-образовательный институт выполняет свою доминирующую роль в решении задач одного из направлений социального воспитания, тем интереснее и эффективнее могут быть результаты их взаимодействия в решении проблемы по достижению необходимого уровня социализации личности и повышения инновационного потенциала России.

Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.

Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия.[2].

Это направление продолжено и закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества».[3].

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

Под педагогическими условиями многие исследователи (Новиков А.М., Кузченко О.А. и др.) понимают, прежде всего, обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия школы и семьи.

Педагогические условия делятся на организационные и деятельностно-содержательные.

Организационные условия - это условия признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия; условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку.

Деятельностно-содержательные условия - это условия использования форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности.

Эти педагогические условия совместно обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе организации этого взаимодействия.

В «Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. отмечено, что его осуществлением занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями:

- заместитель директора по воспитательной работе,

- заместитель директора по социальной защите детей,

- учителя,

- социальный педагог,

- педагог-психолог,

- классные руководители,

- классные воспитатели.[4, с. 24-33].

Педагогическая практика и научные исследования показали, что целесообразно подключать к взаимодействию с семьей также логопеда, школьного врача и школьного библиотекаря.

Кроме того, в соответствии с должностными обязанностями, в общие задачи руководства школой входят и организация взаимодействия с семьей, а также координация и контроль за ним. Директор школы распределяет функции специалистов и контролирует качество их исполнения, являясь руководителем этого взаимодействия.

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

Многие ученые (Журбина А.Т., Генварева Ю.А. и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников И.В., Хоменко И.А. и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.

К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:

- общие и классные родительские собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов;

- родительский лекторий, который способствует психологической и социально-педагогической компетентности родителей;

- тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;

- вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов;

- дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени;

- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи;

- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;

- привлечение родителей к руководству школьными кружками;

- участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.

Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:

- индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которой согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком;

- посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.

Таковы формы взаимодействия школы и семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.

Важным составным элементом осуществления этого взаимодействия является метод (от греч. methodos - путь, способ достижения цели).

Метод воспитания - это общественно обусловленное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на определенные цели воспитания.[5, с. 188].

Выбор методов воспитания должен быть обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников, а генезис методов отражать требования, предъявляемыми к воспитанию обществом.

Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.

В исследованиях Сидоркина А.М., Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:

1) методы, направленные на изменение видов деятельности и общения;

2) методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.

Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения:

- метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;

- усложненные формы диспута;

- метод самоанализа;

- метод рефлексии;

- ролевые игры;

- социальное проектирование и др.

Методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье:

- упражнение, поручение, личный пример;

- убеждение, критика;

- метод воспитывающих ситуаций;

- деловые игры;

- методы поощрения и наказания;

- метод перспективы;

- метод общественного мнения;

- метод создания новых традиций и т.д.

Другие исследователи (Генварева Ю.А. и др.) классифицируют методы взаимодействия школы и семьи по следующим разделам:

1) организационные методы взаимодействия (индивидуальные и коллективные перспективы,

задачи, проблемы, правила и нормы);

2) методы самодеятельности (индивидуальные и коллективные самоуправление, соревнование, самообслуживание);

3) методы общения (уважение, понимание, доверие, самоанализ, рефлексия, самопознание, убеждение, критика, самоконтроль и т.д.);

4) методы воздействия и коррекции (пример, разъяснение, ожидание радости, любви и красоты, обоюдная ответственность, обращение к чувству достоинства и чести, актуализация мечты, внушение, упражнение, поощрение и наказание).

Торохтий В.С. рассматривает в своих работах сущность социально-педагогического подхода в деятельности образовательного учреждения, который отражает содержание его взаимодействия с социумом, другими социальными институтами. К важнейшим методам социально-педагогического подхода он относит: метод посредничества, метод партнерства (партнерские отношения), метод консультирования, метод доверительного взаимодействия, метод совета, метод рекомендации, метод эмпатии, метод толерантности, метод социальной адаптации, метод коррекции, метод социальной поддержки, метод взаимного информирова- ния, метод согласования, метод совместной деятельности, методы социального воспитания, методы социального обучения.[6, с. 84-85].

Рассмотренные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.


Литература:

  1. Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. - М., 2007.

  2. «Об образовании» - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 21.07.2007). –М., 2007.

  3. Кондаков А.М. Новые стандарты общего образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии ПИ РАО от 08.04.2011 г. - М., 2011.

  4. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.//Вестник образования. - 2001. - №8. - с.24-33.

  5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. - М., 2011.

  6. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. - Екатеринбург, 2010.

  7. Торохтий В.С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума.//Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. _ М., 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle