Библиографическое описание:

Янченко И. В. Педагогический смысл понятия «карьера» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 102-105.

Рост мировой экономики предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран. Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации предъявляет высокие требования к выпускнику профессионального образования, пока еще не готовому ориентироваться в новых обстоятельствах. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой определены направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, отражено, что воспитание и образование человека, развитие человеческого потенциала является важнейшей предпосылкой развития общества.
Российское высшее образование, основывающееся на передаче логически завершенной системы знаний, не способствует формированию социальной и профессиональной мобильности выпускника, универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях, не обеспечивает их практико-ориентированными знаниями, которые позволили бы им использовать свои потенциальные возможности в построении карьеры.
В различные исторические периоды в понятие «карьера» вкладывается разное содержание, как и отношение к тем, кто стремится выстроить свою карьеру. Так в Советском Энциклопедическом Словаре: карьеризм – погоня «за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванной корыстными целями в ущерб общественным интересам» [10].
Существовавший в советское время негативный оттенок понятия «карьера» подтверждается определениями понятий «карьеризм» и «карьерист» и в толковых словарях, так в толковом словаре Д.Н. Ушакова [14]:
  • карьеризм - внутреннее свойство карьериста, движущее его поступками, погоня за карьерой, личными успехами, как отрицательное общественное явление;
  • карьерист - человек, ставящий заботу о своей карьере и личных успехах выше интересов дела.
В толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой [3]:
  • карьеризм - стремление сделать карьеру, добиться личного успеха, продвижения в какой-либо сфере деятельности, не считаясь с интересами дела;
  • карьерист - тот, кто стремится сделать карьеру, не считаясь с интересами дела
В последние годы негативный оттенок понятий «карьера», «карьерист» стал исчезать и сейчас карьера является одним из показателей успешности жизни человека, достижения определенного статуса, известности, уровня и качества жизни, реализации личностного и профессионального потенциала.
Изменившиеся социально-экономические отношения заставили многих проанализировать собственную ценность на рынке труда, задуматься о своих компетенциях и путях развития карьеры. Российские компании перенимают западный подход карьерного планирования, предъявляя требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников на каждой ступени карьерного роста. Поэтому выпускник вуза должен обладать такой компетенцией, как планирование и управление карьерой, куда входит постановка карьерных целей, самооценка своих профессиональных компетентностей и разработка путей их совершенствования, анализ своих возможностей, определение ценности своего профессионального и управленческого опыта.
В зарубежных странах изучение феномена карьеры началось во второй половине прошлого века и в 70-е годы феномен карьеры получил публичное обсуждение, о чем свидетельствуют многочисленные журналы (Journal of Vocational Behavior, Journal of Career Development, Journal of Management Development Quarterly) и создание отделений карьеры в Академии Управления США и Американском обществе тренировки и развития [с2].
Изучение феномена карьеры включает попытки объяснить этапы, закономерности ее формирования и развития в основном в рамках психологии управления, психологии личности, социологических и экономических наук в направлениях: мотивации карьеры (D. McClelland, D.G. Winter); карьерных целей (А.Я. Кибанов, А.С. Гусева); механизмов карьерного процесса (С.Осипов, А.С. Гусева); возможностей управления карьерой персонала в организации (D.T. Hall, Э. Шэйн, А.Д. Кибанов, И.Д. Ладанов); факторов, способствующих успешному развитию индивидуальной карьеры (C. Kuehl, P. Lambing, J.A. Clauzen, J. Hunt, А.А. Деркач, Е.А. Могилевкин, М.В. Сафонова); становления и развития личности в ходе карьерного продвижения (А.К. Макарова, Е.Г. Молл, А.А. Деркач, Д.Е. Сьюпер); барьеров карьерного продвижения (G.T. McLure, E. Raudsepp, J. Pearce); создания исследовательского инструментария (J.L. Holland, Э. Шэйн, J.L. Swanson, D.M. Tokar, C.K. Tittle).
Обратимся к определениям понятия «карьера». Слово «карьера» пришло в русский язык из итальянского – carriera (бег, жизненный путь, поприще).
В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля карьера - путь, ход, поприще жизни, службы, успехов и достижения чего [2].
В толковом словаре Д.Н. Ушакова карьера [14]:
  1. Движение, путь кого-нибудь к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающее деятельность на каком-нибудь общественном поприще. Стремиться к карьере. Блестящая карьера. Испортить свою карьеру. Пред ним открывалась прекрасная карьера.
  2. Профессия, род занятия (разг.). Служебная карьера. Артистическая карьера. Выбрать карьеру ученого. Сделать карьеру (разг.) - добиться внешних успехов, высокого положения, выгод на избранном поприще.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова карьера [8]:

  1. Род занятий, деятельности. Артистическая карьера.
  2. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. Блестящая карьера. Сделать карьеру. Карьера не удалась.
В толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой карьера [3]:
  1. Успешное продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы и т.п.
  2. Деятельность на каком-либо поприще.
  3. Любой род занятий, профессия.
В психологической энциклопедии: карьера - успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности [9].
В социологическом словаре карьера:
  1. последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека;
  2. успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, должностной, имущественной или иной иерархии [4].
Анализируя определения данные выше можно заметить, что все они являются объективным выражением, трактуя карьеру как успех, деятельность, род занятий, не отражая субъективного отношения личности.
Различные авторы, как отечественные, так и зарубежные в понятие «карьера» вкладывают неоднозначный смысл.
D.T. Hall рассматривает карьеру как продвижение в организационной иерархии, представленное последовательностью выполняемых человеком работ в течение жизни, последовательность установок и поведения, связанных с опытом работы [11].
Ю.В. Укке, А.К. Маркова понимают карьеру как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, как процесс профессионализации – от выбора профессии к овладению ею, затем упрочнение профессиональных позиций, достижение мастерства [11].
Дж.Л. Голланд и Р.Л. Кричевский рассматривают карьеру с точки зрения достижения результата как переход человека с одной должности на другую [11].
О.О. Богатырева определяет карьеру как явление профессиональной деятельности, отражающее последовательность занимаемых ступеней в производственной, имущественной или социальной сфере [1].
А.Н. Толстая определяет карьеру как индивидуально осознанную позицию и поведение, связанное с трудовым опытом и профессиональной деятельностью [12].
Д. Сьюпер рассматривает карьеру с нескольких точек зрения:
  • с экономической точки зрения, карьера – последовательность позиций, занимаемых личностью в имущественной иерархии и измеряемых уровнем дохода, который приносит та или иная деятельность;
  • с социологической точки зрения, карьера – последовательность ролей исполняемых личностью, в которых природа, характер каждой роли, способ исполнения и ситуация, в которой эта роль исполняется, имеет некоторое отношение к характеру предшествующей и последующей роли, отражая социальную мобильность человека;
  • с психологической точки зрения, карьера также рассматривается как серия исполняемых личностью ролей, выбор которых и успех в их исполнении детерминированы частично установками, интересами, ценностями, потребностями, частично предшествующим опытом и ожиданиями в будущем [11].
Итак, D.T. Hall, Ю.В. Укке, А.К. Маркова , Дж.Л. Голланд и Р.Л. Кричевский, О.О. Богатырева, А.Н. Толстая понимают карьеру как социальную модель продвижения по должностной иерархии или профессионального развития. Д. Сьюпер рассматривает понятие карьеры и с психологической точки зрения, как серию исполняемых личностью ролей. Так же широко трактует понятие карьеры А.Я. Кибанов, определяя ее как индивидуально осознанные, собственные суждения человека о трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворенности трудом, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника [5].
Понимание понятия карьеры вышеизложенных авторов не охватывает стремление человека к самореализации, самоактуализации, реализации своих творческих возможностей, к самооценке собственного успеха в жизни. Сейчас можно говорить о карьере домохозяйки, матери, сезонного рабочего. Успешность их карьеры сейчас определяется не только материальными ценностями, но ценностями духовного порядка, например удовлетворенность членов семьи бытом, кулинарным искусством мамы, теплом ее души. Сезонный рабочий удовлетворен коротким периодом работы и длительным временем, посвященным семье, отдыху, любимым занятиям.
Ряд авторов рассматривают карьеру с точки зрения представлений об индивидуальном развитии, что ценно для педагогических исследований. С этой точки зрения Г. Десслер, Ю.П. Хьюринен понимают карьеру как профессиональный путь человека, в процессе которого развивается он сам [11].
В.В. Травин, В.А. Дятлов определяют карьеру как мотивацию к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдачу, самоконтроль и работоспособность и т.д., то есть процесс успешной самореализации, сопровождающийся социальным признанием и являющийся результатом продвижения по служебной лестнице [11].
D. McClelland определяет карьеру как индивидуально осознанные изменения позиции и поведения, связанные с относящимися к работе опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека [11]. В этом определении акцентируется внимание на то, что карьера как успех или неудача оценивается только в собственном суждении человека, в процессе его рабочей деятельности.
В этом же аспекте определяет карьеру Д.И. Ладанов: карьера - как субъективно осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека [6].
О.А. Тихомандрицкая и А.М. Рикель понимают карьеру как процесс и (или) результат накопления объективных показателей и субъективно удовлетворяющих личность достижений в профессиональном и (или) должностном развитии [13].
С.Т. Джанерьян, определяет карьеру как вектор профессионального становления личности, содержание которого зависит от социально-психологических характеристик человека [11].
Таким образом, Г. Десслер, Ю.П. Хьюринен , В.В. Травин, В.А. Дятлов, D. McClelland, Д.И. Ладанов, О.А. Тихомандрицкая, А.М. Рикель определяют карьеру через характеристики ценные для педагогического процесса, составляющие его сущность.
С одной стороны карьера - сложный процесс, связанный с социальной моделью продвижения по должностной иерархии или профессионального развития, с другой стороны карьера – внутренний процесс саморазвития, самоконтроля, самоактуализации, реализации личностного потенциала, рефлексии с субъективным ощущением успеха деятельности, следовательно преподаватель вуза может способствовать студенту перейти из одного состояния своего развития к другому, более высокому, а далее – к саморазвитию, становлению и самосовершенствованию будущего профессионала в конкретной области знания.

В период обучения в вузе происходит активный процесс постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность профессионального развития в целом. Для этапа ранней и поздней юности характерно приобретение представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной уже выбранной профессией. Формируемая в вузе профессиональная база должна включать формирование способности «четко осознавать собственный карьерный потенциал и в соответствии с ним эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая все возможные препятствия и затруднения» [7].

Нами рассмотрено понятие карьера, с точки зрения педагогической ценности ее характеристик, способствующих умению прогнозировать, планировать карьеру, а так же способности к рефлексии с целью преодоления карьерных кризисов, решения карьерных проблем и достижения удовлетворяющей личность карьеры. Это будет способствовать снятию противоречия между обществом, нуждающимся в специалистах, способных выстраивать успешную карьеру с одной стороны, и образовательным процессом вуза, с другой стороны.
Литература:
  1. Богатырева О.О. Психологические предпосылки карьерного роста // Вопросы психологии. 2008. N 3. С. 92–98.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Свыше 136 000 слов. ст.: Ок. 250 000 семант. единиц: В 2 т./ Т. Ф. Ефремова. Т. 2: П-Я. М.: Рус. язык, 2000.-1084 с 
  4. Электронный ресурс http://enc-dic.com/sociology/Karera-3349.html (дата обращения: 11.08.2011гг).
  5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Практикум.- М.:Инфра-М, 2000. – 512 с.
  6. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство.- М.: УЦ Перспектива, 1997.- 288с.
  7. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е.А. Могилевкин. – СПб: Речь, 2007. – 336 с.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
  9. Психологическая энциклопедия . -2-е изд. СПб.: Питер, 2003.-1094 с.
  10. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983 – 1600 c.
  11. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг: монография.-Оренбург: РИО ОУНБ им. Крупской, 2009.- 186 с.
  12. Толстая А.Н Управление карьерой в организациях.//Психология управления: Учебное пособие/Под ред. А.В. Федотова.-Л.:Лениздат,-1991.-с.49-62
  13. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.08.2011гг).
  14. Ушаков Д.Н.Толковый словарь русского языка: В 3 т./ Ред. Д. Н. Ушаков. - Изд. изм. и испр. Т. 1: А-М. М.: Вече: Мир кн., 2001 – 703 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle