Библиографическое описание:

Шурыгина В. В., Гильманшина А. И. Технологии пропаганды здорового образа жизни и безопасного поведения в современном образовательном пространстве [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 217-219.



Для стратегической реализации существующих проблем в современном образовательном пространстве должны быть намечены пути решения и разработаны пути реализации, которые будут способствовать не только научному, творческому и физическому развитию студентов, но и формировать у них лидерские качества, воспитывать успешную личность, выбирающую здоровый стиль поведения. Традиционно ведущим моментом формирования здоровья студентов служат занятия физической культурой и спортом.

Валеологическое сопровождение образовательного процесса имеет ограничения на пути формирования здоровья молодежи даже с применением разнообразных научно-практических рекомендаций. Практика показывает, что поиск консенсуса возможен на основе непрерывного согласования активности и направленности посредством создания единой методологии осознания приоритета культуры здоровья и безопасного стиля поведения развивающего человека как личности самостоятельной, готовой к профессиональной деятельности [5].

Злоупотребление психоактивными веществами в современном мире представляет одну из наиболее острых социально-экономических, демографических и нравственных проблем, масштаб которой обуславливает ее отнесение к важнейшим угрозам национальной безопасности Российской Федерации. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Так, основную структуру потребителей наркопрепаратов преимущественно составляют молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, то есть интеллектуальное и физическое будущее нашей страны. Анализ значительного исследовательского материала ряда авторов, указывает на то, что аддиктивные состояния, связанные с алкогольной и наркотической зависимостями, развиваются по единым нейробиохимическим и патофизиологическим механизмам. Относительно малое количество исследований, направлено на рассмотрение структуры личности, либо развитие акцентуаций, предшествующих формированию зависимого поведения. Основную часть таких работ составляет анализ лиц, употребляющих опийную группу наркотических препаратов [6].

Основной причиной употребления является не только проблема сферы досуга у молодежи, но и несформированное представление о здоровом образе жизни. Наличие секций и спорт площадок не гарантирует того, что ребенок будет заинтересован именно в этом, к тому же в наше время молодежи достаточно трудно обеспечить себя полноценным отдыхом.

Также в поисках лекарства от душевного дискомфорта, молодежь приходит к употреблению «уличных лекарств», то есть наркотиков. Именно у них в большинстве случаев развивается химическая зависимость, наркомания — тяжелое хроническое заболевание, с разрушительным патологическим влечением к наркотическому веществу [1].

По мониторингу ситуации которая сложилась на январь 2015 года в Республике Башкортостан, на учете в наркологическом кабинете состояло 75 576 зависимых личностей. Доля лиц с диагнозами наркомания и токсикомания, потребление наркотических и ненаркотических веществ с вредными последствиями достигла максимального значения, увеличившись в указанный период с 0,9 % до 14,4 %. Если 31.12.1990 на учете с перечисленными диагнозами состояло в сумме 715 лиц, то 31.12.2014–1086 лиц.

Косвенным показателем напряженности наркоситуации необходимо отметить рост парентерального заражения ВИЧ-инфекцией. В 2014 г. в республике выявлено 2862 ВИЧ-инфицированных (+15,6 % к 2013 г.), умерло 762 (+52,7 %). К 2015 г. на учете состояло 15 206 ВИЧ-инфицированных (373,6 на 100 тыс. населения), треть из которых употребляет наркотики. В целом, начиная с 1987 г., на территории республики было зарегистрировано 20250 ВИЧ-инфицированных, 4292 из которых — умерли. По итогам 2014 г. ВИЧ-позитивный статус имели 2106 состоящих на учете пациентов с диагнозом наркомания и 284 потребителя наркотических веществ с вредными последствиями, носителями вируса гепатита B или С являются 1471 больной наркоманией и 353 потребителя наркотических средств и психотропных веществ.

Основные проблемы связанные с профилактикой аддиктивного поведения в различных возрастных группах рассматриваются в работах, В. В. Паникова, Е. В. Чернышевой, И. С. Салахутдиновой С. П. Шишкунова, Т. Ю. Авериной, В. Н. Шайдуровой, И. А. Орловой, А. С. Мироновой.

В. Н. Чернышева разработала комплексную систему первичной профилактики наркомании в подростковой среде, которая включает в себя: повышение профессиональной компетенции педагогов образовательных учреждений, повышение ответственности администрации школ в сфере превентивной деятельности, педагогическую диагностику и прогнозирование асоциального поведения учащихся и риска употребления психоактивных веществ, научно- обоснованный мониторинг и контроль результатов работы по противодействию вовлечения [4].

В исследовании И. А. Орловой выявлены индивидуально-психологические особенности подростков с риском наркотизации (неуверенность в себе, комплекс неполноценности, психический дизонтогенез) и факторы социально-психологического неблагополучия (неудовлетворенность условиями жизни, неблагоприятный семейный микроклимат, влияние негативной молодежной субкультуры) [2].

Возможности педагогической профилактики наркомании среди военнослужащих анализируются в работе А. С. Миронова. Автор приходит к выводу, что превентивная деятельность должна осуществляться по таким векторам, как: совершенствование системы психодиагностического и психолого-педагогического сопровождения военнослужащих, учет индивидуально-типологических особенностей личности, создание доверительных отношение между командиром и подчиненным, индивидуализированное профилактическое взаимодействие с военнослужащими, ранее употреблявшими наркотики и с аддиктивным поведением, антинаркотическая пропаганда [3].

Ряд исследователей не оставили без внимания проблему семьи как основного фактора развития в ребенке отношения к здоровому образу жизни. Следует отметить, что методики поучения школьников к ценностному отношению к собственному здоровью и есть профилактика.

На сегодняшний день много говориться о роли здорового образа жизни у молодого поколения, в том числе о воспитании школьников в системе ЗОЖ. Но к сожалению образовательные программы не предоставляют достаточное количество часов на данный предмет, что снижает возможность воспитывать культуру здорового образа жизни. Культура ЗОЖ это прежде всего жизнь человека направленная на профилактику вредных привычек — это в основном наркомании, алкоголизма и табакокурения, направленная также на профилактику болезней. Основной упор осуществляется благодаря системе важных принципов, воспитание которых помогает формировать образ жизни подростков. Стремление к правильному образу жизни необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды. Это касается прежде всего специалистов в области профилактики аддикций, преподавателей ЗОЖ.

Таким образом обобщение собранных материалов позволяет нам сформулировать основные направлению по формированию здорового образа жизни как основного инструмента профилактики аддиктивного поведения как среди учащихся школ, так и студентов колледжей и ВУЗов:

 Это прежде всего создание в школе подростковых конкурентно способных сообществ с собственной символикой, с систематической фиксацией своих достижений на специальном информационном стенде или школьной газете;

 Просветительская обширная работа направленная на профилактику с привлечением информационных технологий, создания социальных роликов, презентаций и анимационных фильмов на базе школы;

 Привлечение к занятию физической культуры, спорта;

 Взаимодействие непосредственно с родительской общественностью в формировании здорового образа жизни путем создания семейно-спортивных соревнований;

 Повышение квалификации педагогического коллектива образовательного учреждения в области превентологии;

 Систематический мониторинг факторов риска наркотизации обучающихся.

На наш взгляд введение данных не столь сложных вариаций позволит подрастающему поколению развивать в себе иные ценности, тем самым объединение учебного заведения и семьи в совокупности с обучающимся позволит подростку думать о более глобальных вещах, чем наркотики.

Специалисты по профилактике аддиктивного поведения уделяют особое внимание мероприятиям связанных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества. Важно отметить что профилактику, пропаганду здорового образа жизни нужно начинать в семье. Невозможно заложить в ребенка тягу к здоровому образу жизни, если он вырос в среде, где один из родителей употреблял алкоголь или наркотики. Основная задача родителей не только охранять своего ребенка от вредных воздействий, но и создавать условия, которые способствуют повышению здоровых сил организма.

Формирование ЗОЖ у молодежи должно основываться на заботе о своем здоровье. Пропаганду и профилактику необходимо организовывать не только в школах и ВУЗах, но и в детских садах.

И как говорилось уже выше формировать здоровый образ жизни у ребенка необходимо с родителями, показывая пример на собственном опыте и говоря, что здоровым быть — это здорово.

Литература:

  1. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2011 — с. 58–74;
  2. Орлова И. А. Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в образовательной школе: Дисс…к.п.н.(13.00.01) — Владимир: ВГПУ, 2006. — 237 с;
  3. Петров В.И Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика/Авт. — сост.– Мн.: современ. литератор, 2009 — с. 48–49;
  4. Чернышева В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений: Дисс…к.п.н.(13.00.01) — Екатеринбург: РГППУ, 2003. — 293 с;
  5. Шурыгина В.В, Чуктурова Н.И «Современные подходы к здоровью формирующему образовательному процессу в системе высшей школы» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» 2015 — с, 24- 34;
  6. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана. Кн. для учителя. М.: 2009

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle