Библиографическое описание:

Тажидинова Г. А. Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 22-25.



 

Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок, ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана «Технология Развития Критического Мышления». Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В корне меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают.

Данную технологию я использую в своей практике совместно с учителями нашей школы с 2002 года.В моём арсенале много приёмов технологии. Некоторые дети предпочитают отдельные приёмы. Результат применения всегда бывает разный. Это зависит от темы урока, способностей учащихся, и что сейчас немаловажно, от эмоционального настроя ребенка. Не всем всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках русского языка и литературы приемущественно, применяю технологию при изучении новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.

Стратегии, наиболее предпочитаемые, как учащимися, так и мной: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления»,«Ромашка Блума», «РАФТ»,«Кубизм», Мозаика «Джигсоу», «Синквейн». Приёмы, наиболее часто используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой, контингент учащихся, что не возбраняется.

Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ. Плюсы в технологии КМ:

  1.              Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
  2.              Делать выводы.
  3.              Принимать продуманные решения.
  4.              Технология даёт учащимся возможность размышлять.
  5.              Способствует активности учащихся в учебном процессе.
  6.              Активизирует мышление.
  7.              Учатся работать в группах и парах.
  8.              Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
  9.              Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
  10.         Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.
  11.         Формируются коммуникативные навыки.
  12.         Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.
  13.         Учатся работать с большим объёмом информации.
  14.         Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.
  15.         Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т. е. дети не боятся высказывать свое мнение и быть высмеянным.
  16.         Сами могут себя оценить и проверить.
  17.         Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
  18.         Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
  19.         Учатся здоровой дискуссии.
  20.         Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.
  21.         Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.
  22.         Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет-технологии и др.
  23.         В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.
  24.         Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
  25.         Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.
  26.         Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.
  27.         Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.
  28.         На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой — маленький), запись в габлице (можно два-три слова и небольшой текст) и т. д.
  29.         Психологически комфортная среда на уроках.
  30.         Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.
  31.         Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.
  32.         На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.

Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии:

  1.              Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно — урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать.
  2.              Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  3.              Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
  4.              С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
  5.              Неправильное понимание стратегий и методов.
  6.              Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
  7.              В технологии огромное количество приёмов — затруднение в выборе.
  8.              Сложность в подборе материала (из разных источников).
  9.              Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ в обучение, т. к. для некоторых стратегий и приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп.
  10.         Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.
  11.         Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений Критическое мышление — это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем.

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

                   уметь самостоятельно приобретать знания;

                   применять их на практике для решения разнообразных проблем;

                   работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

                   самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

                   быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум — передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). В течение прошлого учебного года эта тема являлась темой моего самообразования. На первом этапе я изучила имеющийся теоретический материал по этой технологии. В новом учебном году планирую перейти ко второму этапу — активному использованию данной технологии на своих уроках. Считаю, что эта технология доступна всем заинтересованным и творческим педагогам.

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение — основная часть -заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему — подходы к ее решению — рефлексия результата».

В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии):

  1.              Первая стадия — вызов (побуждение), когда определяемся тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интереск предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
  2.              Вторая стадия — осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмма Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» — чтение текста с пометками и т. д.
  3.              Третья стадия — размышление (рефлексия) — позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия — синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения. Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии РКМЧП — научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

 

Литература:

 

  1.              Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 2011.
  2.              Зязюн И. А. Совершенствование профессионального развития личности на основе технологизации образования // Школьные технологии. — 2006. — № 1.
  3.              Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. — М., 2010.
  4.              Тягло А. В., ВоропайТ. С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века.- Харьков: Университет внутренних дел, 2009.
  5.              Успехи и вызовы сегодняшнего дня RWCT./ Под ред. С. Мерсеитовой и А. Иргебаевой. Казахстанская Ассоциация по Чтению. — Алматы, 2011.
  6.              Церковнова В. В. Технология критического мышления

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle