Библиографическое описание:

Гостева Л. А., Антонова Ю. Д. Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 102-104.



 

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую актуальность. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, решается оно на основе формирования экологических представлений, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н. Н. Вересова, В. А. Зебзеева, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Т. А. Серебрякова и др.). Проблема формирования экологических представлений о взаимодействии человека с природой раскрыта в исследовании Л. И. Пономаревой. И. А. Хайдуровой осуществлено исследование о систематизации у дошкольников представлений о растениях, Е. Ф. Терентьевой — о животных, Н. Н. Кондратьевой — о животных и растениях как живых организмах.

В связи с внедрением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, формирование экологических представлений у старших дошкольников и изучение объектов природы целесообразнее осуществляется в процессе проектно-исследовательской деятельности, стимулирующей интерес детей к проблемам природы, овладению определённой системой знаний и применению их на практике.

Анализ состояния экологического образования показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Различные аспекты зарождения, становления и развития метода проектов в зарубежном и отечественном опыте рассматривались в ряде исследований. Это работы Дж. Дьюи, П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, Л.Левина, Н. Ю. Пахомовой, И. М. Соловьева, С. Фридман, С. Т. Шацкого и др. Организация метода проектов в экологическом образовании дошкольников основывалась на исследованиях Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной, Т. С. Ладоги, М. Б. Зуйковой.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в конце XIX века в США. Его основы были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи.

Как отмечает Н. Г. Комратова, метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4].

Спецификой метода проекта является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода — самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Метод проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников, заключаются в создании определенных педагогических условий.

Первое условие — повышение познавательного интереса детей к объектам и явлениям природы. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям экологических представлений.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Второе условие, побуждение детей к активному участию в реализации экологических проектов. Проект, который исполняют дети, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость экологических представлений, и они будут лучше усваиваться.

Поскольку метод проектов — это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его экологических знаний и совершенствование его практических умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

В старшем дошкольном возрасте дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта [4].

Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над экологическим проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта. Педагогу следует помнить, что экологические представления детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Третье условие — это использование интеграции образовательных областей на основе единого экологического проекта [6].

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта), что соответствует ФГОС дошкольного образования. Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется.

Выбранная тема экологического проекта «проецируется» на все образовательные области ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.

Таким образом, анализ состояния экологического образования показал перспективность реализации метода проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, построенного на основе их интересов, осуществляемого при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленного на формирование у них социально значимого опыта.

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников, заключаются в создании педагогических условий, таких как повышение познавательного интереса детей к объектам и явлениям природы; побуждение детей к активному участию в реализации экологических проектов; использование интеграции образовательных областей на основе единого экологического проекта.

Специально организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

 

Литература:

 

  1.    Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2.    Зебзеева В. А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей. — Оренбург: Издательство ОГПУ. — 2008. — С. 90–93.
  3.                Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2.
  4.                Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. — Волгоград, 2009. — С.56–59.
  5.                Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2013. — 319 с.
  6.                Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. /Сост. П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД Корифей. — 2011. — 96с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle