Библиографическое описание:

Номоконова Ю. С. Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 214-216.



 

На протяжении 9-ти лет, с 2007 г. наш детский сад работает по инклюзивному образованию. Начали работу по одному из приоритетов по национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где четко и ясно были поставлены цели и задачи. Одной, из которых является интеграция детей с ООП в образовательный процесс.

Был реализован проект «Построение открытого образовательного пространства Содружества в условиях ДОУ». При реализации проекта в 2008 г. наш детский сад исходя из общественной значимости и необходимости обеспечения высокого качества и конкурентоспособности российской продукции и услуг, а также целей и задач Программы «100 лучших товаров России» был награжден Декларацией качества.

В ходе работы нами была разработана нормативно-правовая база: Декларация о правах умственно отсталых лиц; декларация о правах инвалидов; конвенция о правах инвалидов; конвенция о правах ребенка; Всеобщая декларация прав человека; письмо Министерства Образования РФ «О психолого-медико-педагогической комиссии от 14.07.2003 за № 272967–6»; Письмо Министерства Образования РФ от 16.01.2002 за № 03–51–5ин/23–03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении»; Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 18.06.1996г.; Положение о службе сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МОУ «ЦРР-детский сад «Солнышко»; Инструктивно-методическим письмом за № 129/23–16 «Об организации групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» вышедшим 29.06.1999г.; Приказ о создании группы, «Положение о группе», индивидуальные программы, социальный паспорт, родительский договор об оказании психолого-педагогической помощи, положение о работе ПМПк в ДОУ.

Для нас важно было выстроить и раскрыть систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции, направленную на положительную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ. Для эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями наш детский сад с 2008 г сотрудничает с Забайкальским краевым центром психолого-медико-социального сопровождения «ДАР», окружной поликлиникой, школами, родителями, что позволяет осуществлять преемственность и системность принципов, технологий работы с детьми, предназначенных как для здоровых детей, так и для детей с особыми образовательными потребностями. 3 раза в год мы проводим совместные методические объединения, практические консультации, на которых, предоставляем отчет о проделанной работе, разрабатываем дальнейший план действий по сопровождению ребенка.

Каждый год, начиная с 2007 г. наш детский принимает и уже выпустил 36 детей с особыми образовательными потребностями. По программе «Преемственность детский сад-школа» по результатам отслеживания детей, вышедших из стен нашего сада можно смело говорить о большой значимости коррекционной работы нашего детского сада. В результате большинство детей, выпускников — это социально адаптированные личности. Могу с гордостью рассказывать о них: Денис по медицинскому заключению ЗПРР, ОНР — ходит в школьный кружок «Я — художник» уже проявил себя, как активная творческая личность, в конкурсах не только внутришкольных, но и поселковых завоевывает первые места. Девочка Туяна, по медицинскому заключению — ДЦП, левосторонний парез, еще в детском саду стала участвовать в музыкальных конкурсах, и в школе продолжает заниматься пением, и тоже уже принимала участие в конкурсе, где заняла 2 место по сольному номеру. Мальчик Жаргал, по медицинскому заключению — СДВГ- еще в саду его ставили в соревновании по легкой атлетики, по бегу. Где всегда выигрывал, при этом получая неимоверную радость, что приносил своей команде первые места. Продолжает заниматься легкой атлетикой в школе, и не напрасно, выигрывая соревнования.

Поэтому наша работа на сегодняшний день остается актуальной. Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объеме отвечают ФГОС ДО. В соответствии с требованиями ФГОС ДО — на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и т. д. одним из актуальных направлений совершенствования системы специального образования является поиск оптимальных путей совместно со здоровыми детьми (интегрированного, инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко, О. И. Кукушкина).

Работа по инклюзивному образованию осуществляется комплексно специалистами службы сопровождения. Составлена программа «Взаимодействие специалистов службы сопровождения и воспитателей при работе с детьми с особыми образовательными потребностями». Дети занимаются с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по изобразительной деятельности, инструктором по физической культуре.

Важнейшим условием психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду является развивающая среда для успешной социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Вся работа по интеграции детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ строится в 5 этапов:

Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей и на основе медицинского заключения. На сегодняшний день наш детский сад посещают 15 детей разного возраста, имеющие различную степень выраженности нарушений в развитии. Из них: пребывание на целый день -7 детей. Группу кратковременного пребывания посещает 5детей. Консультативную группу посещают 3 ребенка.

На первом этапе ведется предварительная работа с педагогами. Здесь идет ознакомление педагогами с медицинским диагнозом ребенка, с основными признаками данного нарушения. Разработали программу с педагогами, которая помогает воспитателям узнать особенности развития с ОВЗ, расширяются представления о способах и правилах общения с детьми, а самое главное вырабатывается внутренняя позиция по отношению к воспитанникам. Специалистами используются такие методы для подготовки педагогов, как беседа, тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссии, обсуждение.

На втором этапе интеграции ребенка является его включение в нормальные условия детского сада, т. е. совместное воспитание всех детей вне зависимости от их физических, психических или интеллектуальных возможностей.

Чем раньше мы начинаем социализацию детей, тем легче и быстрей ребенок адаптируется к обычным условиям детского сада. Дети воспринимают его таким, какой он есть и не замечают его физических недостатков.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа по всем областям (социальной, сенсомоторной, когнитивной, речевой).

Индивидуальный маршрут дальнейшего пребывания ребенка в группе разрабатывается по результатам заключительной диагностики всеми специалистами службы сопровождения, особенностей развития ребенка Содержание определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.

При поступлении ребенка в группу выявляются потенциальные возможности, индивидуальные особенности, готовность к сотрудничеству с взрослыми. Выясняется исходный уровень линий развития ребенка. Уточняется уровень развития предметной деятельности, возможности взаимодействия со сверстниками, уровень развития основных движений. По этим результатам определяется стратегия коррекционно-педагогической работы с ребенком. Эта работа направлена на стимуляцию основных линий развития, способствующих формированию основных характеристик его личности в данном возрасте. При установлении положительного контакта применяются различного рода игровые задания, сюрпризные моменты. Вся работа носит наглядно-практический характер, то есть в процессе собственных практических действий.

3-й этап — это введение ребенка в группу, т. е. работа по социальной адаптации. В это время постепенно происходит адаптация всех участников педагогического процесса (ребенок, педагог, родители) друг к другу и к новой обстановке. Ребенок осматривается, начинает исследовать пространство. Обязательным условием является участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, вначале ребенок посещает общую группу вместе с родителями. Интеграция ребенка проходит постепенно, т. е. начиная с привыкания в утренний отрезок времени, включение его в режимные моменты, затем на кратковременное пребывание на 2–3 часа. В это время проходит наблюдение за ребенком в самостоятельной деятельности, в играх. По естественному ходу событий, внимательно следя за тем, как ребенок строит свой контакт, взаимодействие с другими детьми, к чему проявляет интерес. Наблюдения проводятся совместно с воспитателем и специалистами службы сопровождения. Социальная адаптация проходит у каждого ребенка по-разному, в зависимости от степени нарушения, от возраста, индивидуальных качеств. Может продолжаться от 2–3 недель до 1,5–3-х месяцев.

На 4-м этапе происходит включение ребенка в образовательный процесс. Составляется дальнейшая совместная деятельность воспитателя и специалистов по образовательным областям программы.

И на 5-м этапе по итогам диагностики специалистов службы сопровождения на ПМПк решается индивидуальный дальнейший образовательный маршрут ребенка. Например, если ребенок с двигательным нарушением развития, но с сохранным интеллектом справляется с обучением, то этот ребенок продолжает обучаться по этой, же программе. Если по результатам диагностики он не усваивает программу обучения, то проводится корректировка его индивидуальной программы.

Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями получают возможность обогащения социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; исключается формирование чувства превосходства или развития комплекса неполноценности; развивается самостоятельность всех детей через предоставление помощи. Идет подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме социума; развивается толерантность, терпение, сочувствие, гуманность; исключается социальная изоляция детей, которая усугубляет патологию и ведет к развитию ограниченных возможностей; происходит отказ от сравнивания детей друг с другом; активизируется когнитивное развитие через социальные коммуникации, в том числе и языковое развитие.

Работа с семьей неотъемлемая часть коррекционной работы. Совместными усилиями семьи и специалистами ДОУ мы добиваемся существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Работа с семьей ведется в виде консультаций, практических, лекционных занятий, на которых родители получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания ребенка; на практических занятиях они учатся самостоятельно, уже дома формировать те или иные умения и навыки у ребенка.

Одной из форм сотрудничества с родителями стало проведение встреч в «Семейной гостиной», где педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, которые помогли бы детям понять друг друга, а их родителям — ближе познакомиться друг с другом, открыться людям и не чувствовать себя изолированными, одинокими. В свою очередь у родителей здоровых детей происходит отказ от сравнивания детей друг с другом, развивается толерантность, терпение, гуманность. Еще одной формой работы стало проведение «дней совместных игр», с нормально развивающимися детьми, то есть включение детей с особыми образовательными потребностями в группы, где воспитываются нормально развивающиеся дети.

 

Литература:

 

  1.                Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС (Коррекционная педагогика), 2006.-175 с.
  2.                Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье [Текст]О. В. Солодянкина.- М.: АРКТИ (Коррекционная педагогика), 2007.-80 с.
  3.                Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы [Текст] / И. М. Бгажнокова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.-181 с.
  4.                Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько– СПб.: «Речь», 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle