Библиографическое описание:

Жаксылыкова М. Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских домов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 133-135.



 

В данной статье рассмотрены основные проблемы социальной адаптации к окружающей среде выпускников детских домов. Проанализированы характерные особенности вчерашних детдомовцев, основные факторы, влияющие к успешному включению в общество детей как результат условий социализации в стенах интернатных учреждений.

Ключевые слова: выпускники детских домов, детские дома, интернатные учреждения, социальная адаптация, социализация, социальная среда.

 

На сегодняшний день адаптация к социальной среде выпускников детских домов является очень актуальным вопросом общества. Ведь выпускники детских домов рассматриваются не только как объекты социальной защиты населения, но и как категория в обществе, которая представляет собой проблемную группу.

Выпуск из детского дома — очень ответственное и сложное время для молодого человека. Это некий экзамен на его способность адаптироваться к новой обстановке, привыкать к новому укладу жизни, устанавливать контакты с социальным окружением [1]. Социальная среда представляет собой различные социальные группы общества, такие как семья, учебные учреждения, друзья, учебный и производственный коллектив. Для нашей исследовательской группы такой социальной средой становится детский дом. Достигнув совершеннолетия они покидают стены привычного учреждения, и переходят в другую социальную среду, к которой они оказываются недостаточно психологически готовыми.

Проблемы приспособления к окружающей среде выпускников детских домов связано с несколькими рядами причин. Одна из первых причин — это социально-психологический портрет выпускника, который немаловажно играет роль во включении выпускника детского дома в общество. Для выпускников детских домов характерно: инфантильность, комплексы неполноценности, трудности в самовыражении, низкая самооценка, стереотип воспитанника детского дома. Им чуждо понятия как «самосовершенствование», «самореализация», «развитие себя как личности». За счет этих качеств, сложившихся в процессе воспитания в детском доме они считают себя слабыми и ущербными, не рассчитывают на успехи в каких-либо делах. Они стараются избегать любых трудностей, вместо того, чтобы прилагать нужные усилия для развития себя как личности. Вчерашние детдомовцы проведя долгие годы на полном государственном обеспечении оказываются совсем неготовыми к самостоятельной жизни, то есть они не знают своих прав и как их защищать, не знают жить самостоятельно, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения, частично не умеют добиваться поставленных целей.

Также часто замечаются несоответствие их адаптационного личностного потенциала условиям среды, в которую они должны включиться, это приводит к тому, что затрудняется их социальная адаптация.

Термин «социальная адаптация (от латинского adaptatio — приспособить) — процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособление к окружающей среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам» [2, с. 16].

Жизнь в современном быстроменяющемся мире требует постоянных адаптационных усилий от всех членов социума, и выпускники детских домов не исключение. Следующей проблемой адаптации выпускников детских домов к социальной среде является процесс социализации, в частности, условии социализации в воспитательных учреждениях. Как показывают многочисленные исследования в сфере приспособления к социальной среде выпускников детских домов, интернатных учреждений у большинства этой социальной группы имеются сложные проблемы в социализации и социальной адаптации к обществу. А у детей, оставшихся без попечения родителей, которые живут в полуизолированном мире, в котором процесс познания мира, усвоение каких-то ценностей проходит очень медленно (или вообще отсутствуют), в результате чего они и сталкиваются с трудностями в социализации. Проблемы в адаптации — это скорее результат неблагоприятных условий социализации.

М. Ю. Ефремова в своей работе посвященной проблемам социализации выпускников детских домов выделяет четыре основные источники социализации, с обеднением которых связаны трудности социализации детдомовцев:

1)                 у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;

2)                 жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция — позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;

3)                 ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

4)                 затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями[3, c. 3].

После выхода из интерната выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходиться столкнуться в реальной жизни ежедневно без поддержки взрослых. «Опыт показывает, что даже лучшие интернатные учреждения и детские дома не в состоянии подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни (развить достаточные навыки самолюбия, зрелость и самостоятельность, волю выпускников). Многие из них становятся лёгкой добычей криминального мира, пациентами нарко- и психо-диспансеров. Даже те из них, кто имеет различные способности и таланты, не находят себе достойного применения в дальнейшей жизни». Только 10 % выпускников детских домов находят достойное место в жизни [4].

Как отмечает Т. К. Сологубова в своей статье «Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов» что дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения со взрослыми. «…Казалось бы, в подобных условиях следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение… Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний» [5].

Государство несет основную тяжесть в попечении детей интернатных учреждений. Основная задача государства, воспитательных систем — подготовить воспитанников детских домов к успешной самостоятельной жизни в современном обществе. В этих целях проводятся различные круглые столы, семинары, есть специальные программы предназначенные научить детей грамотно распоряжаться личными финансами, самостоятельно принимать ответственные решения и т. п. Но сколько бы усилий было потрачено на успешную адаптацию выпускников детских домов, а положение в обществе желает остается неизменным.

По данным негосударственных организаций в последнее 10 лет число детских домов в Казахстане увеличилось в 3 раза. Это связано, прежде всего, с социально-экономическим положением страны, за ним следует резкое падение уровня жизни большей части населения, отсутствия ясной и продуманной поддержки материнства и детства, снижения ценности семьи и семейных отношений. В настоящее время в республике насчитывается 188 учреждений для детей-сирот, в которых живут более 30000 детей. Согласно страновой программе ЮНИСЕФ по Казахстану на 2010–2015 гг., которая основывается на программе ЮНДАФ для Казахстана (Рамочная программа ООН содействия развитию), реформа защиты детей является одной из приоритетных областей [6].

Надо отметить наличие причин, которые трудно преодолеть в системе общественного воспитания. «Материнская и социальная депривация, дефицит общения со значимым взрослым, отсутствие отношений принятия, коллективные методы воспитания с недостаточным делегированием персональной ответственности и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой. Опыт педагогов, работающих в этих учреждениях, данные психологических и других научных исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни» [7, с. 11].

Следующей острой проблемой выступает трудоустройство воспитанников детских домов. Это связано, в первую очередь с выбором профессии. У них отсутствуют четкое представление о той или иной профессии, за ним последуют неадекватная оценка своих способностей и возможностей, ограниченный выбор учебных заведений, низкая успеваемость, низкий уровень заинтересованности, недостаточно сформированные навыки коммуникации, неспособность к конструктивному решению проблем, неумение работать в коллективе, неуверенность в своих силах и т. д. «Общество не ждет от таких детей чего-то экстраординарного, ребенку не прививают стремления достигнуть значительных высот в различных профессиях, из-за этого дети не стремятся получать престижные профессии, считая, что «это не их уровень» [8, с. 55].

К тому же, условия жизни в детских домах затрудняет дальнейшую адаптацию воспитанников к реальной жизни. «Ограничения в финансировании профессионального обучения и недостаточность мер поддержки выпускников сиротских учреждений делают переход к самостоятельной жизни для них очень контрастным. Уходя из детского дома, бывшие воспитанники часто оказываются один на один с проблемами, о существовании которых они и не подозревали, живя в мире учреждения» [9, с. 92].

В заключении, анализирую ряд проблем в адаптации к социальной среде выпускников детских домов, хотелось бы отметить основные задачи, решения которых возлагается на государство и воспитательные системы: в государственной структуре социальной защиты населения должна быть система организованной помощи детям после выхода из детского дома. Государство должно решить проблемы с обеспечением жилья и работой.

Воспитательные системы должны обеспечить успешное вхождение выпускников детских домов в систему общественных отношений, ввести в систему воспитания целенаправленные действия, которые помогают ребенку приспособиться в другой социальной среде.

Воспитательные системы должны формироватьжизнеустойчивую личность на основе субъектного, личностно-рефлексивного, интерактивного и здоровьесберегающего подходов в воспитании и обучении. Жизнеустойчивая личность характеризуется умением сделать правильный выбор в резко меняющемся социуме, ориентируется на саморазвитие, способна вести здоровый образ жизни [10].

В целом, вопрос социальной адаптации к социальной среде выпускников детских домов довольно сложный и многообразный и требует дальнейших рассмотрений решения этой важной социальной проблемы целого общества.

 

Литература:

 

  1.                Тришина Оксана Владимировна. Методики психолого-педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного воспитания//Общепедагогические технологии. — М.: 2007.
  2.                Социальная энциклопедия / Министерство труда и социального развития / Под ред. А. П. Горкина. — М.: 2011. — 438 с.
  3.                Ефремова М. Ю. Проблемы социализации выпускников детских домов //Инновационные направления деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса в МБОУ детском доме им.Талалихина. М.: 2011.
  4.                Разумова А. С. Адаптация к обществу выпускников детских домов / А. С. Разумова. — Иркутск, 2012.
  5.                Сологубова Т. К., Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов //Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. научн. ст. Вып. 4.-Новочеркасск; Ростов н/Д., 2003.-С.62–63.
  6.                Робин Н.Хаарр. Насилие в отношении детей в государственных интернатных учреждениях Республики Казахстан: оценка положения / Робин Н.Хаарр. — 2011. -120 с.
  7.                Я сам строю свою жизнь: Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот / Алиева М.А, Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Трошихина Е. Г. [и др.]; Под ред. Трошихиной Е. Г. — СПб., 2013. — 201 с.
  8.                Радина Н. К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов/Н. К. Радина//Журнал прикладной психологии. — 2010. — № 4 — С. 50–55
  9.                «Потребности ребенка. В центре внимания — адаптация к жизни в обществе». Материалы международной практической конференции 24–25 октября 2009 года / Под ред. Апанасевича В. С. — Апатиты, 2009. — 116 с.
  10.            Пинегина С. В. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома / 2012

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle