Автор: Бегларян Ирина Святославовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Библиографическое описание:

Бегларян И. С. Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 100-101.



 

Современное профессиональное образование с переходом на новую модель образования нуждается в новом типе преподавателя — творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической технологии, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать результат педагогической деятельности. Проблема становления и развития профессионализма является общественно — государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.

Перед преподавателями спец. дисциплин, стоит задача сделать свои предметы интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность, а также реализуется основное направление процесса воспитания в колледже: формирование патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно — нравственной, социально — активной личности.

Вопрос об уроке входит в круг проблем, решаемых сегодня не только педагогической наукой, но и практикой. Это имеет особое значение применительно к урокам индивидуального обучения музыке. Остановимся в этой связи на следующих аспектах.

Во-первых, к урокам спец. дисциплин предъявляются, прежде всего, общедидактические требования. В современной дидактике сформулированы требования целостной организации урока, которые касаются и уроков музыки. Он должен отличаться внутренней взаимосвязью частей, целостностью, единой логикой развертывания деятельности преподавателя и студента. В теории и практике указываются факторы оптимальной организации урока:

1)     конкретизация целей и задач;

2)     оптимальность структуры урока и темпа его проведения;

3)     оптимизация учебного процесса;

4)     дифференцированный подход к обучающемуся;

5)     индивидуальные особенности работы педагога.

К последнему следует добавить, что для педагога необходимы: эмоциональный тонус, педагогический оптимизм и доверие к познавательным силам студентов.

Во-вторых, уроки спец. дисциплин — это, прежде всего уроки искусства, так как на них происходит не просто передача знаний. Есть еще область особого знания педагога, которая не так легко доступна и осязаема. Это сфера образного мышления, то, без чего исполнение музыки не может быть творческой деятельностью. Опыт такого рода и возможность передачи его ученику и есть существенный резерв педагогики. Преподавать музыку — это значит развивать художественный вкус, воспитывать личность, формировать его отношение к жизни, а не только передавать знания. В качестве принципов методики выступают «Развитие художественных проявлений музыканта-ученика (воображение, вдохновение, интуиция), развитие его образного мышления, учет его личностных особенностей, артистизм педагога»[3, с. 46]. Современная психология исходит из того, что все психологические свойства личности и способности формируются в жизни и деятельности. Важным средством развития способностей является специально организованная педагогом музыкальная деятельность, в процессе которой идет художественное развитие ученика. Это требует глубокого общения с учениками, не ограниченного строгими рамками урочного времени.

В-третьих, урок спец. дисциплины — это урок-образец профессионального мастерства. Ни в какой другой профессии нет такого совпадения, как у нас. Учитель на ученика влияет своей личностью, своими собственными идеалами: гражданскими, этическими, эстетическими. Особенность преподавателя индивидуального обучения музыки в том, что он не теоретически, а практически показывает методы, и участником этих методов является ученик. И здесь преподаватель должен выступать не только как музыкант, но и как педагог-профессионал. Задачей каждого преподавателя является решение не узко педагогических задач, а формирование профессионального мастерства будущего учителя музыки с помощью активных форм обучения. Среди них наиболее показательны по педагогической направленности комплексные уроки, деловые игры, мастер-классы, вечера профессионального мастерства, открытые заседания предметно-цикловых комиссий с привлечением студентов отделения «Музыкальное образование» и др. Уроки специальных музыкальных дисциплин должны иметь четкую профессиональную направленность. Основным ориентиром является «Модель специалиста». Процесс обучения и воспитания будет педагогически целесообразным только при наличии направленности на будущую практическую деятельность учащихся. Воспитание педагога-музыканта — процесс сложный и многогранный, связанный с приобретением учащимися комплекса специальных знаний, умений и навыков учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастных групп.

Профессия «Учитель музыки» намечает два круга проблем: учитель и ученик, ученик и музыка. И здесь особенно важно, чтобы у будущих специалистов было развито чувство единения с музыкальным искусством, а не причастности к музыке по профессии, образованию.

Исходя из всего вышесказанного, следует заметить, что преподаватель индивидуального обучения музыке должен иметь высокий уровень культуры и образованности, иметь глубокие знания в области психологии музыкального восприятия. С целью повышения профессионального мастерства, следует регулярно проходить курсы повышения квалификации, следить за развитием современного образования, усилив внимание на глубоком изучении преподавателями психологии творчества.

 

Литература:

 

  1. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 1976. — 175 с.
  2. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 535 с.
  3. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1994. — 46 с.
  4. Костина Л. Н. Методические материалы. — М., 1988–12 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle