Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта
Автор: Бегларян Ирина Святославовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)
Дата публикации: 10.12.2015
Статья просмотрена: 594 раза
Библиографическое описание:
Бегларян, И. С. Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта / И. С. Бегларян. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9313/ (дата обращения: 26.04.2024).
Современное профессиональное образование с переходом на новую модель образования нуждается в новом типе преподавателя — творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической технологии, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать результат педагогической деятельности. Проблема становления и развития профессионализма является общественно — государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.
Перед преподавателями спец. дисциплин, стоит задача сделать свои предметы интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность, а также реализуется основное направление процесса воспитания в колледже: формирование патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно — нравственной, социально — активной личности.
Вопрос об уроке входит в круг проблем, решаемых сегодня не только педагогической наукой, но и практикой. Это имеет особое значение применительно к урокам индивидуального обучения музыке. Остановимся в этой связи на следующих аспектах.
Во-первых, к урокам спец. дисциплин предъявляются, прежде всего, общедидактические требования. В современной дидактике сформулированы требования целостной организации урока, которые касаются и уроков музыки. Он должен отличаться внутренней взаимосвязью частей, целостностью, единой логикой развертывания деятельности преподавателя и студента. В теории и практике указываются факторы оптимальной организации урока:
1) конкретизация целей и задач;
2) оптимальность структуры урока и темпа его проведения;
3) оптимизация учебного процесса;
4) дифференцированный подход к обучающемуся;
5) индивидуальные особенности работы педагога.
К последнему следует добавить, что для педагога необходимы: эмоциональный тонус, педагогический оптимизм и доверие к познавательным силам студентов.
Во-вторых, уроки спец. дисциплин — это, прежде всего уроки искусства, так как на них происходит не просто передача знаний. Есть еще область особого знания педагога, которая не так легко доступна и осязаема. Это сфера образного мышления, то, без чего исполнение музыки не может быть творческой деятельностью. Опыт такого рода и возможность передачи его ученику и есть существенный резерв педагогики. Преподавать музыку — это значит развивать художественный вкус, воспитывать личность, формировать его отношение к жизни, а не только передавать знания. В качестве принципов методики выступают «Развитие художественных проявлений музыканта-ученика (воображение, вдохновение, интуиция), развитие его образного мышления, учет его личностных особенностей, артистизм педагога»[3, с. 46]. Современная психология исходит из того, что все психологические свойства личности и способности формируются в жизни и деятельности. Важным средством развития способностей является специально организованная педагогом музыкальная деятельность, в процессе которой идет художественное развитие ученика. Это требует глубокого общения с учениками, не ограниченного строгими рамками урочного времени.
В-третьих, урок спец. дисциплины — это урок-образец профессионального мастерства. Ни в какой другой профессии нет такого совпадения, как у нас. Учитель на ученика влияет своей личностью, своими собственными идеалами: гражданскими, этическими, эстетическими. Особенность преподавателя индивидуального обучения музыки в том, что он не теоретически, а практически показывает методы, и участником этих методов является ученик. И здесь преподаватель должен выступать не только как музыкант, но и как педагог-профессионал. Задачей каждого преподавателя является решение не узко педагогических задач, а формирование профессионального мастерства будущего учителя музыки с помощью активных форм обучения. Среди них наиболее показательны по педагогической направленности комплексные уроки, деловые игры, мастер-классы, вечера профессионального мастерства, открытые заседания предметно-цикловых комиссий с привлечением студентов отделения «Музыкальное образование» и др. Уроки специальных музыкальных дисциплин должны иметь четкую профессиональную направленность. Основным ориентиром является «Модель специалиста». Процесс обучения и воспитания будет педагогически целесообразным только при наличии направленности на будущую практическую деятельность учащихся. Воспитание педагога-музыканта — процесс сложный и многогранный, связанный с приобретением учащимися комплекса специальных знаний, умений и навыков учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастных групп.
Профессия «Учитель музыки» намечает два круга проблем: учитель и ученик, ученик и музыка. И здесь особенно важно, чтобы у будущих специалистов было развито чувство единения с музыкальным искусством, а не причастности к музыке по профессии, образованию.
Исходя из всего вышесказанного, следует заметить, что преподаватель индивидуального обучения музыке должен иметь высокий уровень культуры и образованности, иметь глубокие знания в области психологии музыкального восприятия. С целью повышения профессионального мастерства, следует регулярно проходить курсы повышения квалификации, следить за развитием современного образования, усилив внимание на глубоком изучении преподавателями психологии творчества.
Литература:
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 1976. — 175 с.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 535 с.
- Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1994. — 46 с.
- Костина Л. Н. Методические материалы. — М., 1988–12 с.
Похожие статьи
О проблемах обучения изобразительному искусству...
Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество
Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования.
Следующим аспектом обучения является проблема учебника по ИЗО.
Развитие художественно-образного мышления, как...
Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия, отвечающим специфике
Полученные навыки, а самое главное, развитое профессиональное мышление позволят им успешно решать все
О проблемах обучения изобразительному искусству...
Метод личностно-ориентированного обучения в классе...
При организации урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы
Клиберг Л. Проблемы теории обучения.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, личностно-ориентированное обучение, образное понимание, образовательный...
Применение активных методов обучения на занятиях по...
Урок — это форма организации обучения с целью овладения обучающимися изучаемым материалом.
Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения и...
Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство...
учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист...
Роль кабинета изобразительного искусства в формировании...
О проблемах обучения изобразительному искусству... Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.
Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...
Интеграция музыки с учебными дисциплинами...
интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое
Н. С. Мошкарова в своей работе «Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального...
К вопросам развития композиционного мышления студентов...
Статья рассматривает современное состояние и проблемы развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству в высших образовательных учреждениях.
Использование проектного метода в классе специального...
Занятия ученика имеют профессиональную направленность.
Наблюдения показывают, что обучение музыке в классе специального фортепиано сегодня связано с множеством хлопот и не имеет перспектив.
Похожие статьи
О проблемах обучения изобразительному искусству...
Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество
Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования.
Следующим аспектом обучения является проблема учебника по ИЗО.
Развитие художественно-образного мышления, как...
Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия, отвечающим специфике
Полученные навыки, а самое главное, развитое профессиональное мышление позволят им успешно решать все
О проблемах обучения изобразительному искусству...
Метод личностно-ориентированного обучения в классе...
При организации урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы
Клиберг Л. Проблемы теории обучения.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, личностно-ориентированное обучение, образное понимание, образовательный...
Применение активных методов обучения на занятиях по...
Урок — это форма организации обучения с целью овладения обучающимися изучаемым материалом.
Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения и...
Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство...
учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист...
Роль кабинета изобразительного искусства в формировании...
О проблемах обучения изобразительному искусству... Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.
Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...
Интеграция музыки с учебными дисциплинами...
интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое
Н. С. Мошкарова в своей работе «Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального...
К вопросам развития композиционного мышления студентов...
Статья рассматривает современное состояние и проблемы развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству в высших образовательных учреждениях.
Использование проектного метода в классе специального...
Занятия ученика имеют профессиональную направленность.
Наблюдения показывают, что обучение музыке в классе специального фортепиано сегодня связано с множеством хлопот и не имеет перспектив.