Библиографическое описание:

Азимова М. Б. Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 813-814.



В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Общепедагогической подготовке учителя, проблемам проектирования педагогического процесса и созданию моделей образовательных технологий, теоретическим основам урока посвящены исследования многих авторов. Но оценить роль кабинета искусства в формировании творческих способностей ребенка, в приобщении его к мировой художественной культуре в контексте искусства изобразительного, в приобретении детского собственного творческого опыта получилось лишь у немногих авторов.

Анализ литературы и практики показал, что чаще всего исследование роли кабинета искусства включает в себя лишь описание оборудования кабинета с перечнем необходимых художественных материалов, методических и дидактических пособий. Происходящая модернизация образования в нашей стране связана с фундаментальными изменениями его системы, с гуманизацией его сущности.

Современная парадигма в новых политических и социально-экономических условиях направлена на демократизацию и повышение качества образования, поэтому, в настоящее время так важен «учитель-профессионал», «учитель-творец», способный с учетом меняющихся социально- экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, направленные на решение психолого-педагогических задач, создавать собственную педагогическую концепцию, постоянно совершенствовать свое мастерство.

История свидетельствует, что на протяжении тысячелетий художественное образование являлось двигателем в развитии образованности общества, его духовного и культурного потенциала.

Обучение изобразительному искусству состоит из нескольких аспектов:

познавательного (учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, овладевать умениями и навыками),

развивающего (развитие речи, мышления, творческих способностей),

воспитательного (формирование личностных качеств, отношений, суждений, мировоззрений).

Анализируя эти аспекты, четко выстраиваются основные психолого-педагогические задачи современного учителя:

– учитель должен видеть ученика в образовательном процессе, отслеживать рост его навыков и способностей;

– устанавливать взаимодействие с другими учебными предметами образовательного процесса, направленное на его интеграцию;

– создавать образовательную среду в школе, на уроке, направленную на развитие творческих способностей учащихся, используя её воспитательные возможности;

– проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Сегодня, как никогда, учитель изобразительного искусства является носителем и транслятором искусства и культуры в школе. И роль кабинета искусства здесь неоценима.

Что такое школа? Это целый мир… Школа — это ступеньки классов, ведущие все выше и выше. Школа это не серые стены и длинные коридоры. Это разные дети и учителя, и большое количество предметов. А кабинеты школы — это островки познания и они должны быть все особенными, и обязательно интересными.

Кабинет искусства — это удивительно тонкий мир. Здесь нет приборов и лабораторных столов, нет обычных парт, нет учебников и тетрадок. Зато есть краски, кисти, карандаши. Здесь царит особая атмосфера, в которой формируется великая драгоценность — душа человека, она отдана в руки учителя. И задача учителя: сберечь, не ранить, а «разбудить» спящий мир ребенка, зажечь в нем яркий интерес к работе.

Как достичь этого?

Исходя из выше перечисленных задач и аспектов обучения искусству, вытекают основные ролевые функции кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся, а именно:

  1. Кабинет искусства — это учебно — развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством;
  2. Кабинет — это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка;
  3. Кабинет искусства — это искусствоведческий центр, библиотека, где происходит знакомство учащихся с произведениями мировой художественной культуры;

Кабинет — это комфортная образовательная среда, воспитывающая ребенка. Говорят, что воспитывают даже стены. В сером и скучном кабинете нельзя вести уроки искусства. Атмосфера урока — это и атмосфера кабинета. Светлые, теплого цвета, стены настраивают учащихся на восприятие прекрасного. Непременным условием работы с детьми по изобразительному искусству является присутствие детских работ в образовательной среде кабинета, в рамах на стене, в учебных витринах, в паспарту на учебной доске. Дети видят свои работы и рисунки своих сверстников. Это позволяет обеспечить единство учебно-воспитательного процесса, стимулирует ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.

Повышению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства способствует широкое привлечение технических средств обучения, помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения, а именно, мультимедийного оборудования с программным обеспечением.

В кабинете организована проектная, художественно-творческая и исследовательская деятельность учащихся, активно используются информационно — коммуникативные средства в обучении поисковой деятельности юных художников, проводится работа по формированию информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.

Рабочее место учителя в кабинете укомплектовано основными техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики: компьютером, принтером, сканером…

Именно здесь учитель может осваивать новейшие компьютерные технологии, вместе с детьми создавать электронные презентации, осваивать новые направления в развитии школьного образовательного пространства.

Включение учащихся с начальной школы в активную художественную деятельность с использованием различных художественных материалов и техник находит свое развитие в основной школе. Таким образом, сохраняется преемственность с начальной школой и обеспечивается углубление содержания художественного образования от класса к классу. На уроках, в кабинете искусства, успешно реализуется принцип вариативности, взаимодействия с другими учебными предметами образовательного процесса, направленного на его интеграцию.

Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора — вот задачи, стоящие сейчас перед школой.

Литература:

  1. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- Москва: Просвещение, 1974.
  2. Кузин В. С. Психология.-Москва: Высшая школа, 1982.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительного искусства, кабинета изобразительного искусства, кабинета искусства, творческих способностей, роль кабинета искусства, функции кабинета изобразительного, ролевые функции кабинета, творческих способностей учащихся, формировании творческих способностей, предметами образовательного процесса, изобразительному искусству, учебными предметами образовательного, комфортная образовательная среда, роли кабинета искусства, Роль кабинета изобразительного, контексте искусства изобразительного, учитель изобразительного искусства, педагогического процесса, преподавания изобразительного искусства, области изобразительного искусства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос