Использование проектного метода в классе специального фортепиано в «Детской школе искусств» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 25.07.2016

Статья просмотрена: 1150 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Е. Н. Использование проектного метода в классе специального фортепиано в «Детской школе искусств» / Е. Н. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32906/ (дата обращения: 19.04.2024).



В современном мире происходят значительные изменения в общественной идеологии, межличностных отношениях, в системе ценностей. В последнем десятилетии активно развивается такой социокультурный феномен, как проектная деятельность, которая становится неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании.

Сегодня важнейшей исследовательской задачей является выработка средств развития творческой одарённости детей, внедрения в педагогический процесс новейших и наиболее эффективных технологий, с помощью которых ребёнок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию. Решающую роль в этом должна играть творческая деятельность, в которой ребёнок может наиболее полно раскрыть свои творческие возможности, свой креативный потенциал.

Музыка, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития не только музыкальных способностей, но и творческой одарённости личности в целом. Занятия в классе фортепиано развивают ребёнка не только музыкально, но и помогают решать многие психолого-педагогические задачи.

Но в настоящее время мотивационная сторона обучения учащихся в классе фортепиано наименее управляема. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее поведение, а следовательно, а следовательно и его поведение в музыкальном обучении. Поскольку мотивация выступает особым «энергообразующим» началом, то её специальное развитие рассматривается как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса.

Занятия ученика имеют профессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники становятся профессиональными музыкантами. Наблюдения показывают, что обучение музыке в классе специального фортепиано сегодня связано с множеством хлопот и не имеет перспектив. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в класс фортепиано, не видят и не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребёнка много времени, сил и денежных средств?

Поэтому на современном этапе развития музыкального образования важно, с одной стороны, создать условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка, а с другой — обеспечить преподавателя арсеналом педагогических средств, обеспечивающих успешность развития у детей мотивации к обучению музыке. Особенно актуальна эта проблема сегодня, в условиях реформирования системы общего и профессионального образования.

В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно — деятельного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21 века, ведь современный человек должен уметь: принимать обдуманные решения, брать инициативу на себя, решать комплексные проблемы, осуществлять самоконтроль.

Метод творческого проекта не новый, но ещё не часто применяемый вид деятельности в классе специального фортепиано детской школы искусств. Он привлекателен тем, что:

− включает в активную деятельность;

− даёт возможность почувствовать себя творцом;

− способствует развитию образного мышления;

− повышает эффективность и качество исполнительского мастерства;

− пробуждает интерес к занятиям музыкой;

− показывает возможности взаимосвязи классических музыкальных традиций и современных технологий.

Так же ребёнок может проявить себя в этой деятельности, повысить свою самооценку, почувствовать свою значимость.

Основополагающая задача преподавателя по классу фортепиано детской школы искусств состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребёнка процессом овладения инструментом. Надо искать новые формы обучения, использовать разнообразные виды деятельности учащихся, стремясь вовлечь в процесс родителей, друзей, одноклассников, смелее применять информационно-коммуникационные технологии в сочетании с классическими традициями.

Давайте рассмотрим внедрение проектного метода в сфере дополнительного образования детей на примере проекта «Сказочная музыка», использованного при работе с учащимися средних классов «Детской школы искусств» г. Луховицы.

Данный проект является индивидуальным, но возможна и групповая форма работы, связанная с подготовкой к конкурсу на лучшее исполнение произведения в рамках образовательного учреждения.

Структура проекта «Сказочная музыка». Проект направлен на активизацию интереса к занятиям на фортепиано, используя новейшие и наиболее эффективные технологии.

Данный проект содержит в себе двуплановость:

− исполнительский — работа над музыкальным произведением П. И. Чайковского «Баба Яга»;

− исследовательский — обращение к литературе, живописи, истории, возможностям информационно-коммуникационных технологий.

Целью является: научиться воплощать образное содержание музыкального произведения, повысить мотивацию к обучению игре на фортепиано через обращение к сказочным образам.

Проект «Сказочная музыка» содержит ряд задач:

− пробуждение интереса к фортепианному искусству посредством обращения к сказке;

− раскрытие преобразующей силы музыки и её влияния на внутренний мир человека, его отношение к окружающей действительности;

− оптимизация творческого мышления и познавательной деятельности;

− всестороннее развитие личностно-творческого потенциала учащихся, формирование его эстетической культуры.

Структура любого проекта также включает в себя вопросы, являющиеся направляющими: основополагающий, проблемный и ряд учебных вопросов.

Рассмотрим каждый из них на примере проекта «Сказочная музыка».

Таблица 1

Основополагающий вопрос

Проблемный вопрос

Учебные вопросы

Есть ли место сказке в нашей жизни?

Можно ли с помощью музыки создать образ сказочного героя?

− что такое сказка?

− можно ли с помощью музыки создать образ сказочного героя?

− кто из композиторов обращался к сказочным персонажам?

− какие сказочные персонажи использовал П. И. Чайковский в своём творчестве?

− какие умения, навыки и средства музыкальной выразительности необходимы для исполнения пьесы П. И. Чайковского «Баба Яга»?

Работая над проектом, учащийся найдёт ответы на эти вопросы, постарается успешно завершить проект.

Для этого он:

− отправиться в фольклорную экспедицию: посетит библиотеку, воспользуется интернет — ресурсами и побывает в сказке, обратиться к её героям;

− проведёт опрос родителей и одноклассников;

− прослушает произведения русских композиторов и проанализирует черты образа Бабы-Яги;

− выучит нотный текст, улучшит свои технические навыки, овладеет необходимыми приёмами звукоизвлечения, средствами музыкальной выразительности и исполнит пьесу «Баба Яга» П. И. Чайковского на концерте;

− подготовит итоговую презентацию;

− во время работы над проектом ученик сможет улучшить свои навыки работы с ПК, познакомиться с широкими возможностями интернета в поиске нужной информации.

На начальном этапе работы над проектом проводиться вводная беседа о сказке, учащимся предлагается написать эссе о сказке и любимых героях, а преподаватель в свою очередь демонстрирует вводную презентацию на данную тему.

Следующими этапами реализации проекта является:

  1. Сбор информации по изучаемой теме и разбор нотного текста произведения.
  2. Исследования по теме в контексте различных видов искусства и углубленная работа над музыкальным произведением.
  3. Изучение творчества П. И. Чайковского и подготовка к публичному выступлению.
  4. Концертное исполнение пьесы и презентация проекта.

Итогами проекта «Сказочная музыка» является положительная тенденция в развитии учащегося по разным направлениям:

− личностные умения: самостоятельно разучивать и художественно исполнять изучаемое произведение;

− метапредметные: воплощать в своём исполнении образное содержание произведения, сравнивать разные интерпретации музыкального произведения, анализировать, делать выводы;

− предметные умения: овладение достаточно высоким уровнем знаний, навыков, необходимых в сольной исполнительской практике.

Всё это свидетельствует о том, что использование метода проекта, при обучении игре на инструменте в классе специального фортепиано является актуальным, своевременным, и на примере работы с учащимся средних классов по специальности фортепиано «Детской школы искусств» г. Луховицы имеет положительные итоги, помогает выполнить поставленные задачи. Результатом реализации данного проекта стало: вовлечение в активную деятельность учащегося, интеграция классических музыкальных традиций и современных технологий, развитие образного мышления ребёнка, повышение эффективности и качества исполнительского мастерства, и самое главное, заметное повышение интереса к занятиям музыкально-исполнительским искусством.

Литература:

  1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов на Дону, 2010. — 315 с.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Аркти, 2003, с. 6.
  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  6. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для студентов пед. институтов. — М., 1984. — 176с.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, Чайковский, класс фортепиано, музыкальное произведение, умение, исполнительское мастерство, музыкальная выразительность, музыкальное образование, сказочный герой, специальное фортепиано.


Похожие статьи

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего...

Предмет «Общее фортепиано» позволяет учащимся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с

В музыкальной педагогике существуют разные мнения относительно переложений музыкальных произведений для иного состава исполнителей.

Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе...

Цель написания статьи: повышение музыкально-исполнительских навыков через устойчивое эмоциональное отношение к занятиям в классе фортепиано. Задачи работы.

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ, он

Они предложили создать новый проект — мини-оперу на сказочный сюжет, взяв за основу музыку П.Чайковского к его 175-летию со дня рождения.

Развитие самостоятельности музыкального мышления...

В классе фортепиано создаются оптимальные условия для формирования и развития музыкального интеллекта начинающего пианиста. Формирование и развитие мыслительных способностей ребенка осуществляется при чтении нотного текста, разучивании новых пьес...

«Школа игры на фортепиано» (1951) под редакцией А. Николаева...

«Школа игры на фортепиано» впервые издана 1951 году. В первую часть, предназначенную для учащихся первого года обучения, рассматриваемую нами, входят два раздела.

Пьесы и этюды, расположены в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач.

Основные аспекты развития исполнительских навыков в работе...

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, художественный образ, музыкальная

Основные факторы, влияющие на продуктивность исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

4 Технологии – понятие, взятое из инженерной области – (от греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος – мысль

Дополнительная предпрофессиональная программа-комплекс по предмету «музыкальная литература» в ДШИ 4-8 классы.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

− воплощение музыкально-исполнительского замысла. Работа над фортепианной партией процесс длительный.

Для педагога по специальному классу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Это сольное исполнительство, игра в фортепианном ансамбле и в ансамбле с другим инструментом или вокалистом, иллюстрация тематических...

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего...

Предмет «Общее фортепиано» позволяет учащимся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с

В музыкальной педагогике существуют разные мнения относительно переложений музыкальных произведений для иного состава исполнителей.

Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе...

Цель написания статьи: повышение музыкально-исполнительских навыков через устойчивое эмоциональное отношение к занятиям в классе фортепиано. Задачи работы.

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ, он

Они предложили создать новый проект — мини-оперу на сказочный сюжет, взяв за основу музыку П.Чайковского к его 175-летию со дня рождения.

Развитие самостоятельности музыкального мышления...

В классе фортепиано создаются оптимальные условия для формирования и развития музыкального интеллекта начинающего пианиста. Формирование и развитие мыслительных способностей ребенка осуществляется при чтении нотного текста, разучивании новых пьес...

«Школа игры на фортепиано» (1951) под редакцией А. Николаева...

«Школа игры на фортепиано» впервые издана 1951 году. В первую часть, предназначенную для учащихся первого года обучения, рассматриваемую нами, входят два раздела.

Пьесы и этюды, расположены в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач.

Основные аспекты развития исполнительских навыков в работе...

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, художественный образ, музыкальная

Основные факторы, влияющие на продуктивность исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

4 Технологии – понятие, взятое из инженерной области – (от греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος – мысль

Дополнительная предпрофессиональная программа-комплекс по предмету «музыкальная литература» в ДШИ 4-8 классы.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

− воплощение музыкально-исполнительского замысла. Работа над фортепианной партией процесс длительный.

Для педагога по специальному классу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Это сольное исполнительство, игра в фортепианном ансамбле и в ансамбле с другим инструментом или вокалистом, иллюстрация тематических...

Похожие статьи

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего...

Предмет «Общее фортепиано» позволяет учащимся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с

В музыкальной педагогике существуют разные мнения относительно переложений музыкальных произведений для иного состава исполнителей.

Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе...

Цель написания статьи: повышение музыкально-исполнительских навыков через устойчивое эмоциональное отношение к занятиям в классе фортепиано. Задачи работы.

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ, он

Они предложили создать новый проект — мини-оперу на сказочный сюжет, взяв за основу музыку П.Чайковского к его 175-летию со дня рождения.

Развитие самостоятельности музыкального мышления...

В классе фортепиано создаются оптимальные условия для формирования и развития музыкального интеллекта начинающего пианиста. Формирование и развитие мыслительных способностей ребенка осуществляется при чтении нотного текста, разучивании новых пьес...

«Школа игры на фортепиано» (1951) под редакцией А. Николаева...

«Школа игры на фортепиано» впервые издана 1951 году. В первую часть, предназначенную для учащихся первого года обучения, рассматриваемую нами, входят два раздела.

Пьесы и этюды, расположены в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач.

Основные аспекты развития исполнительских навыков в работе...

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, художественный образ, музыкальная

Основные факторы, влияющие на продуктивность исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

4 Технологии – понятие, взятое из инженерной области – (от греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος – мысль

Дополнительная предпрофессиональная программа-комплекс по предмету «музыкальная литература» в ДШИ 4-8 классы.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

− воплощение музыкально-исполнительского замысла. Работа над фортепианной партией процесс длительный.

Для педагога по специальному классу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Это сольное исполнительство, игра в фортепианном ансамбле и в ансамбле с другим инструментом или вокалистом, иллюстрация тематических...

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего...

Предмет «Общее фортепиано» позволяет учащимся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с

В музыкальной педагогике существуют разные мнения относительно переложений музыкальных произведений для иного состава исполнителей.

Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе...

Цель написания статьи: повышение музыкально-исполнительских навыков через устойчивое эмоциональное отношение к занятиям в классе фортепиано. Задачи работы.

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ, он

Они предложили создать новый проект — мини-оперу на сказочный сюжет, взяв за основу музыку П.Чайковского к его 175-летию со дня рождения.

Развитие самостоятельности музыкального мышления...

В классе фортепиано создаются оптимальные условия для формирования и развития музыкального интеллекта начинающего пианиста. Формирование и развитие мыслительных способностей ребенка осуществляется при чтении нотного текста, разучивании новых пьес...

«Школа игры на фортепиано» (1951) под редакцией А. Николаева...

«Школа игры на фортепиано» впервые издана 1951 году. В первую часть, предназначенную для учащихся первого года обучения, рассматриваемую нами, входят два раздела.

Пьесы и этюды, расположены в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач.

Основные аспекты развития исполнительских навыков в работе...

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, художественный образ, музыкальная

Основные факторы, влияющие на продуктивность исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

4 Технологии – понятие, взятое из инженерной области – (от греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος – мысль

Дополнительная предпрофессиональная программа-комплекс по предмету «музыкальная литература» в ДШИ 4-8 классы.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

− воплощение музыкально-исполнительского замысла. Работа над фортепианной партией процесс длительный.

Для педагога по специальному классу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Это сольное исполнительство, игра в фортепианном ансамбле и в ансамбле с другим инструментом или вокалистом, иллюстрация тематических...

Задать вопрос