Автор: Загоскина Елена Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 25.07.2016

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Загоскина Е. Н. Использование проектного метода в классе специального фортепиано в «Детской школе искусств» // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 455-457.



В современном мире происходят значительные изменения в общественной идеологии, межличностных отношениях, в системе ценностей. В последнем десятилетии активно развивается такой социокультурный феномен, как проектная деятельность, которая становится неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании.

Сегодня важнейшей исследовательской задачей является выработка средств развития творческой одарённости детей, внедрения в педагогический процесс новейших и наиболее эффективных технологий, с помощью которых ребёнок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию. Решающую роль в этом должна играть творческая деятельность, в которой ребёнок может наиболее полно раскрыть свои творческие возможности, свой креативный потенциал.

Музыка, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития не только музыкальных способностей, но и творческой одарённости личности в целом. Занятия в классе фортепиано развивают ребёнка не только музыкально, но и помогают решать многие психолого-педагогические задачи.

Но в настоящее время мотивационная сторона обучения учащихся в классе фортепиано наименее управляема. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее поведение, а следовательно, а следовательно и его поведение в музыкальном обучении. Поскольку мотивация выступает особым «энергообразующим» началом, то её специальное развитие рассматривается как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса.

Занятия ученика имеют профессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники становятся профессиональными музыкантами. Наблюдения показывают, что обучение музыке в классе специального фортепиано сегодня связано с множеством хлопот и не имеет перспектив. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в класс фортепиано, не видят и не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребёнка много времени, сил и денежных средств?

Поэтому на современном этапе развития музыкального образования важно, с одной стороны, создать условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка, а с другой — обеспечить преподавателя арсеналом педагогических средств, обеспечивающих успешность развития у детей мотивации к обучению музыке. Особенно актуальна эта проблема сегодня, в условиях реформирования системы общего и профессионального образования.

В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно — деятельного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21 века, ведь современный человек должен уметь: принимать обдуманные решения, брать инициативу на себя, решать комплексные проблемы, осуществлять самоконтроль.

Лабиринт Метод творческого проекта не новый, но ещё не часто применяемый вид деятельности в классе специального фортепиано детской школы искусств. Он привлекателен тем, что:

− включает в активную деятельность;

− даёт возможность почувствовать себя творцом;

− способствует развитию образного мышления;

− повышает эффективность и качество исполнительского мастерства;

− пробуждает интерес к занятиям музыкой;

− показывает возможности взаимосвязи классических музыкальных традиций и современных технологий.

Так же ребёнок может проявить себя в этой деятельности, повысить свою самооценку, почувствовать свою значимость.

Основополагающая задача преподавателя по классу фортепиано детской школы искусств состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребёнка процессом овладения инструментом. Надо искать новые формы обучения, использовать разнообразные виды деятельности учащихся, стремясь вовлечь в процесс родителей, друзей, одноклассников, смелее применять информационно-коммуникационные технологии в сочетании с классическими традициями.

Давайте рассмотрим внедрение проектного метода в сфере дополнительного образования детей на примере проекта «Сказочная музыка», использованного при работе с учащимися средних классов «Детской школы искусств» г. Луховицы.

Данный проект является индивидуальным, но возможна и групповая форма работы, связанная с подготовкой к конкурсу на лучшее исполнение произведения в рамках образовательного учреждения.

Структура проекта «Сказочная музыка». Проект направлен на активизацию интереса к занятиям на фортепиано, используя новейшие и наиболее эффективные технологии.

Данный проект содержит в себе двуплановость:

Лабиринт − исполнительский — работа над музыкальным произведением П. И. Чайковского «Баба Яга»;

− исследовательский — обращение к литературе, живописи, истории, возможностям информационно-коммуникационных технологий.

Целью является: научиться воплощать образное содержание музыкального произведения, повысить мотивацию к обучению игре на фортепиано через обращение к сказочным образам.

Проект «Сказочная музыка» содержит ряд задач:

− пробуждение интереса к фортепианному искусству посредством обращения к сказке;

− раскрытие преобразующей силы музыки и её влияния на внутренний мир человека, его отношение к окружающей действительности;

− оптимизация творческого мышления и познавательной деятельности;

− всестороннее развитие личностно-творческого потенциала учащихся, формирование его эстетической культуры.

Структура любого проекта также включает в себя вопросы, являющиеся направляющими: основополагающий, проблемный и ряд учебных вопросов.

Рассмотрим каждый из них на примере проекта «Сказочная музыка».

Таблица 1

Основополагающий вопрос

Проблемный вопрос

Учебные вопросы

Есть ли место сказке в нашей жизни?

Можно ли с помощью музыки создать образ сказочного героя?

− что такое сказка?

− можно ли с помощью музыки создать образ сказочного героя?

− кто из композиторов обращался к сказочным персонажам?

− какие сказочные персонажи использовал П. И. Чайковский в своём творчестве?

− какие умения, навыки и средства музыкальной выразительности необходимы для исполнения пьесы П. И. Чайковского «Баба Яга»?

Работая над проектом, учащийся найдёт ответы на эти вопросы, постарается успешно завершить проект.

Для этого он:

Лабиринт − отправиться в фольклорную экспедицию: посетит библиотеку, воспользуется интернет — ресурсами и побывает в сказке, обратиться к её героям;

− проведёт опрос родителей и одноклассников;

− прослушает произведения русских композиторов и проанализирует черты образа Бабы-Яги;

− выучит нотный текст, улучшит свои технические навыки, овладеет необходимыми приёмами звукоизвлечения, средствами музыкальной выразительности и исполнит пьесу «Баба Яга» П. И. Чайковского на концерте;

− подготовит итоговую презентацию;

− во время работы над проектом ученик сможет улучшить свои навыки работы с ПК, познакомиться с широкими возможностями интернета в поиске нужной информации.

На начальном этапе работы над проектом проводиться вводная беседа о сказке, учащимся предлагается написать эссе о сказке и любимых героях, а преподаватель в свою очередь демонстрирует вводную презентацию на данную тему.

Следующими этапами реализации проекта является:

  1. Сбор информации по изучаемой теме и разбор нотного текста произведения.
  2. Исследования по теме в контексте различных видов искусства и углубленная работа над музыкальным произведением.
  3. Изучение творчества П. И. Чайковского и подготовка к публичному выступлению.
  4. Концертное исполнение пьесы и презентация проекта.

Итогами проекта «Сказочная музыка» является положительная тенденция в развитии учащегося по разным направлениям:

− личностные умения: самостоятельно разучивать и художественно исполнять изучаемое произведение;

− метапредметные: воплощать в своём исполнении образное содержание произведения, сравнивать разные интерпретации музыкального произведения, анализировать, делать выводы;

− предметные умения: овладение достаточно высоким уровнем знаний, навыков, необходимых в сольной исполнительской практике.

Всё это свидетельствует о том, что использование метода проекта, при обучении игре на инструменте в классе специального фортепиано является актуальным, своевременным, и на примере работы с учащимся средних классов по специальности фортепиано «Детской школы искусств» г. Луховицы имеет положительные итоги, помогает выполнить поставленные задачи. Результатом реализации данного проекта стало: вовлечение в активную деятельность учащегося, интеграция классических музыкальных традиций и современных технологий, развитие образного мышления ребёнка, повышение эффективности и качества исполнительского мастерства, и самое главное, заметное повышение интереса к занятиям музыкально-исполнительским искусством.

Лабиринт

Литература:

  1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов на Дону, 2010. — 315 с.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Аркти, 2003, с. 6.
  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  6. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для студентов пед. институтов. — М., 1984. — 176с.
Основные термины (генерируются автоматически): классе специального фортепиано, проекта «Сказочная музыка», примере проекта «Сказочная, «Детской школы искусств», школы искусств» г, творческого проекта, детской школы искусств, проектного метода, Чайковского «Баба, музыкальным произведением, творческой одарённости, Метод творческого проекта, Структура проекта «Сказочная, музыкального произведения, метод творческого проекта, музыкального образования, Итогами проекта «Сказочная, образное содержание, Метод учебного проекта, использование метода проекта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос